ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5134/2011 от 25.10.2011 АС Дальневосточного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  арбитражного суда кассационной инстанции

г. Хабаровск

01 ноября 2011 г. № Ф03-5134/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г. Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 г.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего:   И.А.Тарасова

Судей:   Л.Б.Шариповой, С.Н.Новиковой

при участии

ототкрытого акционерного общества «Российские железные дороги»:   В.П.Морозова, юрисконсульт 1 категории, доверенность от 09.11.2010
 № 650

от общества с ограниченной ответственностью «Транспортные инновации»:   В.С.Шевляков, генеральный директор

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу

открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на   решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011

по делу   А73-14980/2010

Арбитражного суда   Хабаровского края

Дело рассматривали:   в суде первой инстанции судья Е.А.Букина, в суде апелляционной инстанции судьи Т.С.Гетманова, Е.Н.Головнина, Т.Д.Козлова

По иску   открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

к   обществу с ограниченной ответственностью «Транспортные инновации»

о   взыскании 1 323 600 руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», перевозчик; ОГРН 1037739877295, место нахождения: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Транспортные инновации» (далее – ООО «Транспортные инновации», грузоотправитель; ОГРН 1082721447412, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Ким-Ю-Чена, 46А) о взыскании 1 323 600 руб., составляющих штраф за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее – УЖТ РФ) и за превышение грузоподъемности вагона на основании статьи 102
 УЖТ РФ.

Решением арбитражного суда от 05.04.2011, оставленным без изменения Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011, в удовлетворении иска отказано.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит указанные судебные акты отменить как незаконные и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований полностью.

В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что для удостоверения превышения фактической массы груза сверх допустимой грузоподъемности вагона перевозчиком в соответствии с пунктом 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 43 (далее – Правила оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом), пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 № 45 (далее – Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом), на промежуточной станции Хабаровск-2 Двост.ж.д. были составлены коммерческий акт от 20.09.2010 № ДВС1010517/362 и акт общей формы от 20.09.2010 № 1/604844, и в соответствии с пунктом 2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом на станции назначения Нара Моск.ж.д. – коммерческий акт от 14.10.2010 № МСК1000731/8. Считает ошибочным вывод суда о расхождении данных, указанных в перевозочных документах. Ссылается на ошибочность вывода суда об отсутствии доказательств возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорт (ст. 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, далее – УЖТ РФ). В этой связи считает, что перевозчиком правомерно был предъявлен штраф за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной и за превышение грузоподъемности вагона. Указывает на то, что ветеринарное свидетельство, на которое ссылается ответчик, является документом, подтверждающим ветеринарно-санитарную безопасность грузов, а не количество погруженного в вагоны груза.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «Транспортные инновации» выразило несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу – не подлежащей удовлетворению. При этом указывает на то, что ответчиком не допущено превышения грузоподъемности вагона, перевозимый груз меньше грузоподъемности вагона, указанной в техническом паспорте. Ссылается на то, что истцом не представлено доказательств возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорт (ст. 98 УЖТ РФ).

В судебном заседании кассационной инстанции представители
 ОАО «РЖД» и ООО «Транспортные инновации» поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее соответственно, дав по ним пояснения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных в статье 288 АПК РФ, для их отмены.

Как установлено судами в соответствии с материалами дела, согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭН 676679 со станции Сухановка Двост.ж.д. 16.09.2010 от грузополучателя принят к перевозке в вагоне № 87836482, грузоподъемностью 49000 кг, груз – рыба свежемороженая массой нетто 49000 кг.

При перевеске груза на промежуточной станции Хабаровск-2 Двост.ж.д. было выявлено несоответствие массы груза массе груза, указанной в транспортной железнодорожной накладной № ЭН 676679.

По данному факту составлен коммерческий акт от 20.09.2010
 № ДВС1010517/362, в котором указано на то, что масса брутто составила 90900 кг, масса нетто – 51900 кг, тара с бруса – 39000 кг, с учетом погрешности весоизмерительных приборов вес нетто – 50822 кг, перегруз сверх грузоподъемности – 1822 кг., а также акт общей формы от 20.09.2010 № 1/604844, зафиксировавший факт превышения грузоподъемности вагона и искажения сведений, указанных грузоотправителем в перевозочных документах, о чем сделаны соответствующие отметки в транспортной железнодорожной накладной № ЭН 676679 в графе «Отметки перевозчика».

В связи с чем ОАО «РЖД» направило в адрес ООО «Транспортные инновации» уведомление от 24.10.2010 об уплате штрафа согласно статьям 98, 102 УЖТ РФ, неуплата которого послужила основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из следующего.

В силу статьи 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 2 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом основанием для начисления сумм штрафов являются транспортная железнодорожная накладная, ведомость подачи и уборки вагонов, учетная карточка выполнения заявки на перевозку грузов, акт общей формы, коммерческий акт и другие документы.

Согласно пункту 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

В силу пункта 2.6 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции, распределяются следующим образом: первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления; второй экземпляр коммерческого акта прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения; третий экземпляр коммерческого акта остается на хранение в делах перевозчика.

Так, судами установлено, что в коммерческом акте, составленном на станции назначения Нара Моск.ж.д., отсутствует отметка о том, что к перевозочным документам приложен коммерческий акт, составленный на промежуточной станции Хабаровск-2 Двост.ж.д., при этом указано лишь на приложение актов общей формы.

В силу пункта 2.8 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания: «При проверке груза, выданного «__» _______________ г., разницы против настоящего акта не оказалось».

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции, и данных проверки груза на станции назначения, составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усматривается ответственность грузоотправителя.

Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.

Как установлено судами, доказательства вручения грузополучателю на станции назначения Нара Моск.ж.д. коммерческого акта, составленного на промежуточной станции Хабаровск-2 Двост.ж.д., отсутствуют; при этом в коммерческом акте, составленном на станции назначения, имеются только ссылки на акты общей формы, приложенные к транспортной железнодорожной накладной.

Кроме того, суды установили расхождение данных, указанных в коммерческих актах и акте общей формы.

Так, согласно коммерческому акту от 20.09.2010 № ДВС1010517/362, составленному на промежуточной станции Хабаровск-2 Двост.ж.д., масса нетто составила 51900 кг, согласно акту общей формы от 28.09.2010
 № 620662, составленному перевозчиком и грузоотправителем, из вагона выгружено 83 мешка, при этом указание на массу мешков отсутствует.

Согласно коммерческому акту от 20.09.2010 № ДВС1010517/362, составленному на промежуточной станции, масса нетто составила
 51900 кг, согласно коммерческому акту от 14.10.2010 № МСК1000731/8, составленному на станции назначения, масса нетто (выданного груза) – 45578 кг, количество мешков – 1499, количество коробок – 504.

В этой связи суды с учетом данных, указанных в коммерческом акте от 14.10.2010 № МСК1000731/8, при умножении массы 1 мешка (22 кг) на количество выгруженных на промежуточной станции мешков (83) – 1826 кг, пришли к выводу о том, что масса груза составила 47404 кг (45578 кг +1826 кг), при этом масса грузоподъемности вагона согласно данным технического паспорта составляет 49000 кг, и, как следствие, к выводу о недоказанности факта превышения ответчиком грузоподъемности (перегруза) вагона.

При этом суды со ссылкой на разъяснения, изложенные в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 119 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных» указали на то, что не имеет значение тот факт, что грузоотправитель указал массу груза, рассчитанную расчетным путем, а перевозчик на промежуточной станции произвол расчет массы груза путем взвешивания.

Так, в соответствии с пунктом 19 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 28, способ определения массы груза выбирается перевозчиком или грузоотправителем в зависимости от того, кем из них производится погрузка груза в вагон, контейнер.

При разрешении вопроса об ответственности грузоотправителей за искажение ими массы груза в транспортных железнодорожных накладных необходимо исходить из следующего.

По смыслу норм статьи 26 УЖТ РФ и пункта 13 указанных Правил они не устанавливают общего запрета на определение грузоотправителем на основании пункта 19 Правил массы груза расчетным способом, а закрепляют правило, в соответствии с которым только путем взвешивания (применительно к грузам, перевозимым навалом и насыпью, только путем взвешивания на вагонных весах) должна быть определена масса груза, если его погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров повлечет за собой превышение их допустимой грузоподъемности.

Следовательно, если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной грузоперевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза только тогда, когда погрузка груза до полной вместимости вагонов, контейнеров повлекла за собой превышение их допустимой грузоподъемности, что, как установили суды, не имело место в данном случае.

В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ за искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 УЖТ РФ.

Согласно статье 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 6 указанных Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Оценив представленные в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды, установив факт несоответствия сведений о массе грузе, указанных в транспортной железнодорожной накладной № ЭН 676679 (49000 кг), в ветеринарном свидетельстве
 (47470 кг), в акте о выгрузке груза и коммерческом акте (47404 кг), указали на то, что данное обстоятельство не повлекло снижения стоимости перевозки груза или возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.

С учетом изложенного, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания с ответчика штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной и за превышение грузоподъемности вагона.

Выводы судов сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и переоценке, к чему фактически сводятся доводы кассационной жалобы, не подлежат в силу положений статьи 286 АПК РФ.

Нарушений судами норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.04.2011, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2011 по делу № А73-14980/2010 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.А.Тарасов

Судьи Л.Б.Шарипова

С.Н.Новикова