ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5238/2022 от 27.10.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

03 ноября 2022 года № Ф03-5238/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Дом на Бульваре»: представитель не явился;

от инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022

по делу № А51-3859/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Дом на Бульваре» (ОГРН 1182536034922, ИНН 2536313337, адрес: 690109, Приморский край, г. Владивосток, ул. Ватутина, д. 4Д, пом. ХХХIХ)

к инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (ОГРН 1122543024262, ИНН 2540188030, адрес: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 22)

о признании незаконным постановления

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Дом на Бульваре» (далее – ООО «Дом на Бульваре», застройщик) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об отмене постановления Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее – Инспекция, административный орган) от 15.02.2022 № 05-12/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 200 000 руб.

Решением суда от 11.05.2022 оспариваемое постановление изменено в части назначения административного наказания путем уменьшения назначенного административного штрафа до 100 000 руб.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022 решение суда отменено, признано незаконным и отменено постановление Инспекции регионального строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 15.02.2022 № 05-12/2022.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, административный орган обратился с в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционного суда отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Отзыв на жалобу не представлен.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) законность обжалуемого судебного акта, Арбитражный суд Дальневосточного округа счел его не подлежащими отмене в силу следующего.

Как видно из материалов дела, 06.06.2019 обществу выдано разрешение на строительство № RU25304000-68/2019 объекта капитального строительства «Жилой дом на земельном участке по адресу: Приморский край, г. Владивосток, Зеленый бульвар, дом 1 с кадастровым номером 25:28:010043:875».

17.11.2021, рассмотрев заявление общества от 11.11.2021 № 26726/1у о внесении изменений в указанное разрешение на строительство, Управлением градостроительства администрации г. Владивостока были внесены изменения в пункт 2, подпункты 3.3, 4.1 разрешения на строительство № RU25304000-68/2019 от 06.09.2019 в части изменения сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации, о градостроительном плане земельного участка, а также изменения технико-экономических показателей объекта.

В рамках мониторинга информации, размещенной в Единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) на официальном сайте https://наш.дом.рф, орган строительного надзора установил, что в нарушение пунктов 2, 9, 10 части 2, части 4 статьи 3.1, статьи 23.3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об участии в долевом строительстве) изменения, внесенные в разрешение на строительство и градостроительный план земельного участка, были опубликованы застройщиком только 16.12.2021, то есть позже установленного законом срока – три рабочих дня с момента внесения изменений.

Посчитав, что указанные нарушения свидетельствуют о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, Инспекция 23.12.2021 составила протокол об административном правонарушении, а 15.02.2022 по результатам рассмотрения материалов административного дела вынесла постановление № 05-12/2022, которым признала общество виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ, и назначила административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.

Суд первой инстанции признал вынесенное постановление законным, придя к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения. Вместе с тем, руководствуясь положениями части 2 статьи 4.1.2 КоАП РФ, снизил размер штрафа до 100 000 руб.

Отменяя решение суда и признавая незаконным постановление административного органа о привлечении ООО «Дом на Бульваре» к административной ответственности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о неправильной квалификации Инспекцией совершенного обществом правонарушения, в действиях которого отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.

Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ установлено, что опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.

Пунктом 2, 9 части 2 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве установлено, что застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обязан раскрывать следующую информацию: документы, указанные в пунктах 1 и 4 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона (пункт 2); градостроительный план земельного участка (пункт 9).

К документам, указанным в пункте 2 части 2 статьи 3.1 Закона, относится разрешение на строительство и проектная документация, включающая в себя все внесенные в нее изменения. Информация, указанная в пунктах 1, 2, 6, 9 – 11 части 2 настоящей статьи, подлежит размещению в единой информационной системе жилищного строительства до направления на государственную регистрацию первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (часть 3 статьи 3.1 Закона).

Изменения, внесенные в сведения и документы, подлежащие раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений (часть 4 статьи 3.1 Закона).

Также, в силу части 4 статьи 23.3 Закона об участии в долевом строительстве застройщики обязаны размещать в системе информацию, предусмотренную настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно пунктам 2, 5 части 3.2 статьи 23.3 Закона об участии в долевом строительстве Правительство Российской Федерации устанавливает порядок, способы, сроки и периодичность размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в системе, а также состав сведений, относящихся к такой информации; адрес сайта ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2019 № 319 утверждены Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства (далее – Правила № 319).

Подпунктом «б» пункта 9 данных Правил установлено, что застройщик размещает в системе жилищного строительства каждое полученное после 1 июля 2018 года разрешение на строительство объекта недвижимости, в том числе в отношении объектов недвижимости, строительство которых и (или) привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства которых по состоянию на 1 октября 2018 года еще не начато. В случае внесения изменений в любое из указанных разрешений на строительство в системе жилищного строительства должно быть размещено выданное застройщику взамен предыдущего разрешение на строительство без удаления из системы жилищного строительства утратившего силу разрешения на строительство.

Подпунктом «м» пункта 9 данных Правил определена обязанность застройщика размещать в системе жилищного строительства градостроительные планы земельных участков и схемы планировочной организации всех земельных участков, на которых осуществляется строительство каждого объекта недвижимости, информация о проекте строительства которого раскрыта в составе каждой размещенной в системе жилищного строительства проектной декларации. В случаях если в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности в указанные документы вносятся изменения, в системе жилищного строительства подлежат размещению решения уполномоченных органов власти, содержащие информацию о таких изменениях.

По правилам части 6 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как видно из материалов дела, ООО «Дом на Бульваре», являясь застройщиком объекта капитального строительства – жилого дома, в силу статей 3.1, 23.3 Закона об участии в долевом строительстве, Правил № 319 является лицом, обязанным размещать в ЕИСЖС информацию, связанную со строительством объекта долевого строительства, в том числе разрешение на строительство, градостроительный план земельного участка, а также изменения, вносимые в указанные документы.

При этом, в ходе контрольных мероприятий органом строительного надзора было установлено, что по факту внесения 17.11.2021 изменений в разрешение на строительство от 06.06.2019 № RU25304000-68/2019 и в градостроительный план земельного участка РФ25-2-04-0-00-2021-0326 от 06.04.2021 общество, в нарушение статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве разместило данные изменения в ЕИСЖС через свой личный кабинет только 16.12.2021 при установленном сроке не позднее 22.11.2021.

Указанные нарушения подтверждаются материалами дела и не оспариваются обществом.

Вместе с тем, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ характеризуется опубликованием застройщиком в средствах массовой информации или размещением им в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации и вносимых в нее изменений с неполной или недостоверной информацией, предоставлением неполной и (или) недостоверной информации, опубликование или размещение которой предусмотрено законодательством о долевом строительстве, а также нарушением установленных сроков опубликования или размещения проектной декларации либо изменений в нее.

При этом, проектная декларация, в силу части 1 статьи 19 Закона об участии в долевом строительстве включает в себя информацию о застройщике, о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации.

Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика. Обязанность по ее размещению предусмотрена пунктом 3 части 2 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве.

Однако, как видно из материалов административного дела, нарушение указанных требований административным органом не выявлено.

Напротив, событие административного правонарушения, отраженное в протоколе от 23.12.2021 об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении, указано как нарушение срока опубликования в ЕИСЖС изменений в разрешение на строительство и в градостроительный план земельного участка, обязанность по размещению которых предусмотрена пунктами 2, 9 части 2, частью 4 статьи 3.1 Закона об участии в долевом строительстве.

При этом, как верно указано судом апелляционной инстанции, соблюдение порядка опубликования застройщиком в средствах массовой информации проектной декларации, в том числе установленных сроков опубликования или размещения проектной декларации либо изменений в нее, является самостоятельным действием застройщика, что не тождественно действиям по опубликования в ЕИСЖС изменений в разрешение на строительство и в градостроительный план земельного участка.

Следовательно, совершенные обществом действия, выраженные в нарушении установленного Законом об участии в долевом строительстве срока размещения в ЕИСЖС изменений в разрешение на строительство и в градостроительный план земельного участка, не образуют событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции также верно заключил, что совершенные обществом действия подпадают под действие части 1 статьи 13.19.3 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации в единой информационной системе жилищного строительства застройщиком, иным лицом, которые в соответствии с федеральными законами обязаны размещать информацию в единой информационной системе жилищного строительства, их должностными лицами или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов, сроков и (или) периодичности размещения информации либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации.

Сравнив диспозиции положений части 2 статьи 14.28 КоАП РФ и статьи 13.19.3 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответственность застройщика по данным статьям ставится в зависимость от характера соответствующей информации: в первом случае ответственность предусмотрена за действия/бездействие по опубликованию проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, а равно нарушение сроков ее опубликования и предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, предусмотренной законодательством об участии в долевом строительстве, а во втором случае – за неразмещение и за нарушение сроков размещения застройщиком иной информации, которая в соответствии с федеральным законом обязательна к размещению в ЕИСЖ.

Суд округа признает указанные выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, а возражения административного органа в указанной части – подлежащим отклонению, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.

В связи с изложенным, административным органом осуществлена неверная квалификация действий общества, в связи с чем согласно разъяснениям пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, принял правомерное решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены верно, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого судом апелляционной инстанции постановления.

Руководствуясь статьями 284,286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2022по делу № А51-3859/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

Т.Н. Никитина