АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Хабаровск
30 января 2018 года № Ф03-5253/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2018 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: Е.К. Яшкиной, С.И. Гребенщикова
рассмотрев в судебном заседании в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,кассационную жалобу министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края
на решение от 10.07.2017, постановление Шестого апелляционного суда от 28.09.2017
по делу № А73-6656/2017 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д. Манник, в суде апелляционной инстанции судьи: Е.А. Швец, Е.В. Вертопрахова, Е.И. Сапрыкина
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка
третьи лица:департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска; министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020337:74; об обязании министерства повторно рассмотреть заявление предпринимателя о предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска (далее - департамент), министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - министерство ЖКХ края).
Решением суда от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого апелляционного суда от 28.09.2017, требования предпринимателя удовлетворены.
В кассационной жалобе министерство просит отменить состоявшиеся судебные акты как необоснованные. Заявитель настаивает, что спорный земельный участок расположен в зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения реки Амур, что в силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ исключается его приватизация. Ссылается на то, что полномочиями по утверждению проектов зон санитарной охраны водных объектов является министерство жилищно-коммунального хозяйства. Приказом министерства ЖКХ от 24.12.2008 № 57 было принято решение об утверждении проекта зоны санитарной охраны водных объектов. Указывает, что проект зон санитарной охраны водозаборов г. Хабаровска и ГЭЦ-3 содержит информацию, отнесенную согласно статье 42.1 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 к государственной тайне, поэтому полагает невозможным представить соответствующий проект. Приводит доводы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 01.01.2022.
В отзыве на кассационную жалобу ИП ФИО1 приводит свои возражения против ее доводов и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником объектов недвижимости, расположенных по адресу: <...> в том числе:
- нежилого административного здания с кадастровым номером 27:23:0020337:38;
- нежилого здания: лаборатория-мастерские с кадастровым номером27:23:0020337:35.
Данное подтверждается справками из ЕРГП о содержании правоустанавливающих документов, сформированными по состоянию на 15.06.2016.
Названные объекты недвижимости расположены в границах земельного участка площадью 2926 кв.м с кадастровым номером 27:23:0020337:74, имеющего категорию земель – земли населенных пунктов и вид разрешенного использования – под строениями завода, и находящегося в собственности Хабаровского края (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2014 серии 27-АВ № 968903).
Предприниматель ФИО1 обратился в министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края с заявлением (вх. № 7771 от 14.05.2017) о рассмотрении вопроса по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020337:74 в собственность, для эксплуатации объектов недвижимости.
Письмом от 17.05.2017 № 1-11-5123 министерство отказало в предоставлении испрашиваемого предпринимателем земельного участка, поскольку последний расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (р. Амур) и, следовательно, в силу статьи 27 ЗК РФ, является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Предприниматель, ссылаясь на незаконность отказа в предоставлении земельного участка и нарушении его прав и интересов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В качестве меры по восстановлению нарушенного права просил обязать министерство повторно рассмотреть вопрос о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов. В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2 названной статьи кодекса).
Частью 1 статьи 39.20 ЗК РФ установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом.
В силу пункта 6 статьи 39.16 названного Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14).
Федеральный закон, предусматривающий случаи предоставления в частную собственность земельных участков, находящихся в первом, втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не принят.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В обоснование того, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земель ограниченных в обороте и не подлежащих приватизации, министерство ссылается на карту границ зон с особыми условиями использования территорий, входящую в состав документов Правил землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск». Согласно указанной карте испрашиваемый земельный участок находится в зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения реки Амур. На карте имеется отметка, что «на момент выдачи сведений согласующий орган не установлен».
Доказательств того, что зона второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения реки Амур установлена в соответствии со статьей 18 ФЗ № 52-ФЗ, в материалах дела не представлено.
Ссылка ответчика на приказ министерства жилищно-коммунального хозяйства от 24.12.2008 № 57, которым принято решение об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения судами обоснованно не принята во внимание, поскольку соответствующий приказ не относится к числу документов, предусмотренных статьей 18 ФЗ № 52-ФЗ.
Кроме того, судами принято во внимание отсутствие доказательств, что сведения о зоне второго пояса санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения реки Амур в установленном порядке не зарегистрированы как того требуют правила статьи 44, части 7 статьи 62 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При установленном суды, оценив представленные в деле доказательства в совокупности и взаимосвязи и, установив факт недоказанности, что испрашиваемый земельный участок относится к земельным участкам ограниченным в обороте, правомерно признали отказ министерства в предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 27:23:0020337:74 по мотивам, изложенным в письме от 17.05.2017 № 1-11-5123, незаконным. В этой связи удовлетворили требования предпринимателя, обязав министерство повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность за плату вышеназванный земельный участок.
Доводы о том, что в соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ от 13.07.2015 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодателем установлен срок до 01.01.2022 для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории судом округа не принимаются, поскольку соответствующие доводы при отсутствии доказательств по соблюдению требований статьи 18 ФЗ № 52-ФЗ не имеют правового значения для рассматриваемого спора.
Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые решение, постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.07.2017, постановление Шестого апелляционного суда от 28.09.2017по делу № А73-6656/2017 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи Е.К. Яшкина
С.И. Гребенщиков