АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
января 2018 года № Ф03-5258/2017
Резолютивная часть постановления объявлена января 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной
Судей: Н.В. Меркуловой, Е.П. Филимоновой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский»: представитель не явился;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю: Кравченко Р.А., представитель по доверенности от 12.12.2017 № 04-01/18598;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский»
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017
по делу № А24-505/2017
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали в суде апелляционной инстанции судьи:Л.А. Бессчасная, Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохина
по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский» (ОГРН 1064141003057, ИНН 4105029808, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 64)
кМежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Камчатскому краю (ОГРН 1104101000013, ИНН 4101135273, место нахождения: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-т. Победы, 32/1)
о признании недействительным решения
общество с ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский» (далее - заявитель, общество, ООО «Санаторий Начикинский») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Камчатскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 29.08.2016 № 2025 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 21.06.2017 суд первой инстанции удовлетворил требование общества, признал недействительным решение инспекции от 29.08.2016 № 2025.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 решение от 21.06.2017 отменено, в удовлетворении требований ООО «Санаторий Начикинский» отказано.
Законность постановления апелляционного суда проверяется по кассационной жалобе ООО «Санаторий Начикинский», которое просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции от 21.06.2017.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о необоснованном применении ставки 0% по земельному налогу за 2015 год. В обоснование жалобы общество ссылается на то, что при рассмотрении дела апелляционный суд не принял во внимание решение Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 21.12.2016 №25 О внесении изменений в решение от 19.12.2014 №19 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год», справку администрации Начикинского сельского поселения от 01.08.2017 №602, пункт 1.17 Перечня курортов России с обоснованием их уникальности по природным лечебным факторам, утвержденный Минздравом РФ 22.12.1999 № 99/228. Указывает, что суд не рассмотрел его довод о том, что спорные земельные участки расположены в зоне лечебно – оздоровительных местностей и курортов и подпадают под льготное налогообложение.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган указал на несостоятельность изложенных в жалобе доводов и отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте www.arbitr.ruв сети Интернет, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Арбитражный суд Дальневосточного округа, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва к ней, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого постановления.
Из материалов дела следует, что ООО «Санаторий Начикинский» на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 41:05:0101017:71, 41:05:0101017:72, 41:05:0101017:78 с разрешенным использованием: земли запаса (неиспользуемые).
На основании представленной уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год (корректировка №3) инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что общество в налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год неправомерно применило ставку 0 %, поскольку ООО «Санаторий Начикинский» не обладает статусом санаторно-курортной организации и не осуществляет санаторно-курортную деятельность.
Налоговый орган произвел исчисление суммы земельного налога за 2015 год, исходя из величины кадастровой стоимости трех земельных участков - 19 998 939 руб., 5 122 657 руб., 3 608 055 руб., с применением налоговой ставки 1,5%, в общей сумме 430 945 руб.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 29.08.2016 № 2025 о привлечении ООО «Санаторий Начикинский» к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 86 189 руб., статьей 119 НК РФ в виде штрафа в размере 21 547,25 руб. Этим же решением обществу доначислен земельный налог в сумме 430 945 руб., пени по указанному налогу в сумме 49 365,25 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 14.11.2016 № 06-17/10771 решение инспекции от 29.08.2016 № 2025 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика – без удовлетворения.
Общество, полагая, что у инспекции отсутствовали законные основания для вынесения решения от 29.08.2016 № 2025, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и пунктом 2 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 22.12.2014 № 09 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год», принятым решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 19.12.2014 №19 на территории Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5 процента.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начики» сроком на 3 года» установлена нулевая ставка по оплате земельного налога для ООО «Санаторий Начикинский» сроком на три года 2014 - 2017 годы.
Решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 № 17 внесены изменения в решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начикинский» сроком на три года» в части установления нулевой ставки по оплате земельного налога для предприятий, осуществляющих санаторно-курортную деятельность, расположенных на территории Начикинского сельского поселения сроком на три года с 2014 по 2017 гг.
По протесту прокурора от 16.11.2016 № 12/674ж-16 решением Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 21.12.2016 № 26 решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 № 162 отменено. Решение вступает в силу со дня его официального обнародования в местах определенных статьей 53 Устава Начикинского сельского поселения и подлежит опубликованию в газете «Елизовский Вестник».
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у общества права на применение налоговой ставки 0% при исчислении земельного налога за 2015 год.
Суд исходил из того, что поскольку общество не является организацией, осуществляющей санаторно-курортную деятельность, решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 27.04.2015 № 17, является актом законодательства о налогах и сборах, ухудшающим положение общества, следовательно, в рассматриваемом случае надлежит применять решение Собрания депутатов Начикинского сельского поселения от 25.10.2013 №162 «Об освобождении от земельного налога ООО «Санаторий Начикинский» сроком на 3 года».
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, правильно указал, что незаконное установление льготного налогообложения и его последующая отмена не являются законом, ухудшающим положение юридического лица, ввиду того, что он отменен в связи с выявленными прокуратурой противоречиями налоговому законодательству.
Суд апелляционной инстанции признал правомерным решение инспекции от 29.08.2016 № 2025 о привлечении ООО «Санаторий Начикинский» к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 86 189 руб., статье 119 НК РФ в виде штрафа в размере 21 547,25 руб., доначислении земельного налога в сумме 430 945 руб. и 49 365,25 руб. пени.
Между тем, выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать основанными на полном исследовании всех обстоятельств имеющих значение для дела, а также доводов инспекции и общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Пунктом 4 статьи 12, пунктом 3 статьи 56 НК РФ к правам представительных органов муниципальных образований отнесено, в частности, установление в порядке и пределах, предусмотренных НК РФ, налоговых льгот по местным налогам (к которым относится земельный налог), оснований и порядка их применения.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решением Начикинского сельского поселения Елизовского муниципального района Камчатского края от 21.12.2016 №25 в решение от 19.12.2014 №19 «Об установлении и введении в действие на территории Начикинского сельского поселения земельного налога на 2015 год» внесены изменения, касающиеся установления налоговой ставки в размере 0 %, в отношении земельных участков, предоставленных для строительства и эксплуатации объектов физической культуры, спорта, образования, культуры, органов местного самоуправления, здравоохранения, объектов социальной защиты, объектов, расположенных на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Елизовский Вестник» и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что представительный орган муниципального образования принял нормативный правовой акт об установлении налоговой льготы по земельному налогу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога за 2015 год для категории налогоплательщиков, объекты которых расположены на территории зоны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, следовательно, налогоплательщик, относящийся к указанной категории, имеет право воспользоваться данной налоговой льготой за 2015 год.
Общество как лицо, претендующее на применение указанной льготы в 2015 году в своих письменных пояснениях, представленных в суд апелляционной инстанции приводило доводы о том, что спорные земельные участки находятся в зоне лечебно – оздоровительных местностей и курортов, границы которой установлены в соответствии с Правилами землепользования и застройки Начикинского сельского поселения, представило справку администрации Начикинского сельского поселения от 01.08.2017 №602, согласно которой спорные участки находятся в зоне (РЗ 3) в зоне лечебно – оздоровительных местностей и курортов.
Вывод апелляционного суда о правомерном доначислении земельного налога за 2015 год, сделан при неполном выяснении существенных для дела обстоятельств, без проверки доводов общества о наличии права на применение ставки 0% по земельному налогу за 2015 год, в соответствии с решением Собрания депутатов Начинского сельского поселения Елизовского муниципального района от 21.12.2016 № 25 «О внесении изменений в решение №19 «Об установлении и введении в действие на территории Начинского сельского поселения земельного налога на 2015 год».
Кроме того, суд второй инстанции, признавая правомерным привлечение общества к налоговой ответственности, не учел следующее.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
Пунктом 6 статьи 108 НК РФ установлено, что лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину, однако данный перечень не является исчерпывающим. Согласно подпункту 4 пункта 1 указанной статьи судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть приняты иные обстоятельства, не указанные в перечне обстоятельств, исключающих вину.
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом отсутствие вины не исключает обязанности налогоплательщика по уплате законно установленных налогов.
Вывод о наличии вины общества в допущенном налоговом нарушении нельзя признать верным, поскольку обстоятельства о наличии его вины не устанавливались. Основания для начисления пеней не проверены.
Из материалов дела видно, что на дату подачи уточненной декларации (корректировка №3), дату принятия решения инспекции от 29.08.2016 №2025 о привлечении к ответственности, нормативный правовой акт позволяющий обществу применить ставку 0% действовал.
Поскольку суд кассационной инстанции на основании статьи 286 АПК РФ лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело – направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду апелляционной инстанции следует устранить отмеченные недостатки, исследовать и оценить по правилам главы 7 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в полном объеме проверить доводы лиц, участвующих в деле и, исходя из установленного, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2017 по делу № А24-505/2017 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Возвратить обществу ограниченной ответственностью «Санаторий Начикинский» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 31.10.2017.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова