ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
04 марта 2009 года № Ф03-525/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2009 года. Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего судьи: Лобаря С.Е.
Судей: Новиковой С.Н., Дружиной О.П.
при участии
от ОАО «Восточный порт»: ФИО1 – представитель по доверенности от 30.05.2008 № 107; ФИО2 – представитель по доверенности от 11.05.2008 № 98
от ОАО «РЖД»: ФИО3 – ведущий юрисконсульт, доверенность от 13.10.2008 № 624
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
на решение от 03.11.2008
по делу № А73-9734/2008
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Черняева С.А.
По иску открытого акционерного общества «Восточный порт»
к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»
о взыскании 48 775 руб.
Открытое акционерное общество «Восточный порт» (далее – ОАО «Восточный порт») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о взыскании пени за просрочку доставки грузов в сумме 48 775 руб. согласно ст. 97 УЖТ РФ.
Решением от 03.11.2008 исковые требования с учетом правил статьи 333 ГК РФ удовлетворены в сумме 32 000 руб.
В апелляционном порядке решение не проверялось.
В кассационной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить состоявшееся решение как принятое с нарушением норм права. По мнению заявителя, судом не дана надлежащая оценка акту общей формы № 631846, которым зафиксирован факт простоя вагона на станционных путях. Более того, указывает, что данный акт оценен Арбитражным судом Приморского края по делу № А51-7533/2008 36-208, на момент вынесения решения по настоящему спору дело в Арбитражном суде Приморского края было рассмотрено, в настоящее время решение вступило в законную силу. Указывает, что ссылка суда на количество вагонов, поданных в адрес порта, превышает количество вагонов, установленных договором № 392 на эксплуатацию подъездного пути необщего пользования, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку названным договором количество вагонов, подаваемых в сутки, не предусмотрено; технический паспорт подъездных путей содержит информацию о перерабатывающей способности подъездных путей и договором не является.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО «РЖД» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ОАО «Восточный порт», возражая относительно доводов жалобы, просили оставить ее без удовлетворения.
Проверив законность решения от 03.11.2008, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым отменить его в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, перевозчиком – ОАО «РЖД» в адрес ОАО «Восточный порт» принят для перевозки маршрутной отправкой груз – концентрат угольный, в том числе в вагоне № 64506975, что подтверждается транспортной железнодорожной накладной № ЭЕ 801314, в которой указано об истечении срока доставки – 26.08.2007.
ОАО «Восточный порт», ссылаясь на то, что указанный вагон подан под выгрузку на пути порта 13.09.2007, то есть с просрочкой его доставки в 18 суток, обратилось к дороге с соответствующей претензией от 02.10.2007 № СОЖД-1055/И/07 об уплате пени за просрочку доставки груза. Отклонение дорогой претензии послужило основанием для обращения ОАО «Восточный порт» в арбитражный суд с настоящим иском.
При разрешении спора установлено, что вагон № 64506975 в пути следования на станции Зима Восточно-Сибирской железной дороги из состава маршрутной отправки был отцеплен по причине технической неисправности, о чем составлен акт общей формы от 19.08.2007 № 319, и имеется соответствующая отметка в транспортной железнодорожной накладной.
Указанный вагон прибыл на станцию назначения – ст.Находка - Восточная по дорожной ведомости (досылка) ЭЕ986103 27.08.2007; о прибытии груза уведомлен грузополучатель 27.08.2007; под выгрузку вагон подан 13.09.2007, что подтверждено памяткой приемосдатчика № 849668.
Факт подачи вагона за пределами срока его доставки в количестве 18 суток сторонами не оспаривается.
Вместе с тем дорога, обосновывая просрочку подачи груза в указанном вагоне, сослалась на нахождение вагона на станции назначения – ст.Находка - Восточная в ожидании его подачи под выгрузку на пути необщего пользования ответчика по причине отказа грузополучателя в его приеме, указав на акт общей формы № 631846 (письмо на претензию от 02.11.2007 № НПФ-71917/07). Акт в деле отсутствует.
При разрешении спора суд первой инстанции с учетом положений статей 29, 39 УЖТ РФ, Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, приняв во внимание договор об эксплуатации подъездного железнодорожного пути порта, примыкающего к станции Находка - Восточная, технический паспорт подъездного пути ОАО «Восточный порт» (ППК-3 – угольный комплекс), согласно которому максимальная перерабатывающая способность по грузовым фронтам составляет 562 вагона в сутки, посуточную динамику выгрузки вагонов, сделал вывод о наличии оснований для взыскания пени за просрочку доставки груза согласно ст. 97 УЖТ РФ, ст. 333 ГК РФ в сумме 32 000 руб.
Между тем данные выводы сделаны без учета следующего.
Как указано выше, груз в вагоне № 64506975 прибыл на станцию назначения – ст. Находка - Восточная ДВЖД 27.08.2007, то есть в нарушение срока, установленного договором – транспортной железнодорожной накладной № ЭЕ801314.
В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Грузы считаются также доставленными в срок, в том числе и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, о чем составляется акт общей формы.
Составление такого акта предусмотрено пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и в силу статьи 119 УЖТ РФ акт подтверждает обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузополучателя, грузоотправителя.
Кроме того, согласно п. 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом уставлены случаи увеличения сроков доставки грузов, в том числе задержки вагонов в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по независящим от перевозчика причинам.
Исходя из изложенного, судом вопросы задержки вагона № 64506975 по указанным причинам: отцепка в пути следования по технической неисправности, его нахождение на станционных путях по вине грузополучателя не исследовались, представленные документы судом не оценены. Ссылка суда о возможности введения ограничения перевозки груза согласно ст. 29 УЖТ РФ при неисследованности причин просрочки является преждевременной.
При изложенном решение от 03.11.2008 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств дать надлежащую оценку представленным в деле доказательствам и разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.11.2008 по делу № А73-9734/2008 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий С.Е.Лобарь
Судьи С.Н.Новикова
О.П.Дружина