ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5300/2023 от 16.11.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

20 ноября 2023 года № Ф03-5300/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.

при участии:

от Центральной акцизной таможни: представитель не явился;

от общества с ограниченной ответственностью «Континент»: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни

на решение от 22.06.2023, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023

по делу № А51-7906/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563, адрес: 109240, Московская область, г. Москва, ул. Яузская, д. 8)

к обществу с ограниченной ответственностью «Континент»(ОГРН 1222500011733, ИНН 2536333608, адрес: 690034, Приморский край, г. Владивосток, ул. Щитовая, д. 36, помещ. 9, ком. 2)

о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в сумме 429 142 050 руб.

УСТАНОВИЛ:

Центральная акцизная таможня (далее – заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – ответчик, общество) о взыскании утилизационного сбора в размере 429 142 050,00 руб. за товары, заявленные в декларациях на товары № 10009100/130922/3108296, № 10009100/130922/3108303, № 10009100/130922/3108314, № 10009100/130922/3108286, № 10009100/130922/3108356, № 10009100/130922/3108244, № 10009100/130922/3108145, № 10009100/130922/3108347, № 10009100/130922/3108324, № 10009100/130922/3108290, № 10009100/140922/3108460, № 10009100/140922/3108464, № 10009100/130922/3108185, № 10009100/130922/3108168, № 10009100/130922/3108329, № 10009100/130922/3108341, № 10009100/140922/3108461, № 10009100/140922/3108564, № 10009100/130922/3108201, № 10009100/130922/3108177, № 10009100/140922/3108555, № 10009100/180922/3110880, № 10009100/190922/3111480, № 10009100/180922/3110870, № 10009100/200922/3111840, № 10009100/180922/3110883, № 10009100/190922/3111053, № 10009100/200922/3111894, № 10009100/220922/3113701, № 10009100/230922/3114211, № 10009100/230922/3114254, № 10009100/220922/3113363, № 10009100/200922/3111897, № 10009100/220922/3113767, № 10009100/230922/3114272, № 10009100/220922/3113681, № 10009100/031022/3119821, № 10009100/031022/3119905, № 10009100/031022/3119830, № 10009100/041022/3120788, № 10009100/041022/3121051, № 10009100/141022/3127192, № 10009100/141022/3127196, № 10009100/141022/3127797, № 10009100/201022/3130704, № 10009100/241022/3132432, № 10009100/141022/3127734, № 10009100/311022/3136985, № 10009100/261022/3134845, № 10009100/081122/3142039, № 10009100/091122/3142908, № 10009100/101122/3143725, № 10009100/101122/3144190, № 10009100/161122/3147283, № 10009100/171122/3148113, № 10009100/211122/3150049, № 10009100/221122/3150732, № 10009100/171122/3147958, № 10009100/211122/3149861, № 10009100/051222/3159294, № 10009100/121222/3164083, № 10009100/140922/3108593, № 10009100/180922/3110875, № 10009100/200922/3111838, № 10009100/180922/3110892, № 10009100/200922/3111841, № 10009100/180922/3110888, № 10009100/190922/3111064, № 10009100/220922/3113259, № 10009100/220922/3113743, № 10009100/230922/3114250, № 10009100/230922/3114266, № 10009100/190922/3111029, № 10009100/220922/3113720, № 10009100/220922/3113794, № 10009100/230922/3114821, № 10009100/041022/3120740, № 10009100/031022/3119787, № 10009100/051022/3121737, № 10009100/290922/3117886, № 10009100/051022/3121541, № 10009100/141022/3127191, № 10009100/141022/3127185, № 10009100/141022/3127187, № 10009100/181022/3129828, № 10009100/241022/3132436, № 10009100/251022/3133407, № 10009100/261022/3134798, № 10009100/311022/3136835, № 10009100/311022/3137722, № 10009100/091122/3143058, № 10009100/091122/3143215, № 10009100/101122/3143726, № 10009100/101122/3143730, № 10009100/161122/3147308, № 10009100/171122/3148073, № 10009100/161122/3147315, № 10009100/221122/3150804, № 10009100/231122/3151924, № 10009100/051222/3159302, № 10009100/051222/3159303, № 10009100/130922/3108257, № 10009100/180922/3110885, № 10009100/140922/3108538, № 10009100/200922/3111839, № 10009100/180922/3110882, № 10009100/180922/3110890, № 10009100/190922/3111120, № 10009100/220922/3113278, № 10009100/220922/3113844, № 10009100/230922/3114251, № 10009100/230922/3114380, № 10009100/190922/3111194, № 10009100/220922/3113725, № 10009100/230922/3114262, № 10009100/280922/3117406, № 10009100/041022/3120737, № 10009100/031022/3119767, № 10009100/031022/3119959, № 10009100/031022/3119736, № 10009100/071022/3122851, № 10009100/141022/3127181, № 10009100/141022/3127182, № 10009100/141022/3127189, № 10009100/131022/3126968, № 10009100/201022/3130617, № 10009100/251022/3133410, № 10009100/261022/3134829, № 10009100/261022/3134829, № 10009100/021122/3139271, № 10009100/021122/3138734, № 10009100/101122/3143724, № 10009100/101122/3143727, № 10009100/151122/3146590, № 10009100/171122/3148003, № 10009100/161122/3147253, № 10009100/221122/3150723, № 10009100/221122/3150804, № 10009100/251122/3153264, № 10009100/021222/3158018, № 10009100/131222/3164847, и пени за неуплату утилизационного сбора в размере 17 047 802,44 руб.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.06.2023 с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023, заявление удовлетворено частично: с общества в доход бюджета Российской Федерации взыскан утилизационный сбор в размере 402 135 450 руб., пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 22 809 109,30 руб., и пени с последующим начислением по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты процентов, от суммы 402 135 450 руб., и государственная пошлина в сумме 200 000 руб. в доход федерального бюджета. В удовлетворении остальной части требований -отказано.

Таможня, не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами в части неудовлетворенных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в оспариваемой части, взыскать в пользу таможенного органа с общества утилизационный сбор в размере 27 006 600 руб. и пени в размере 1 202 759,70 руб.

Таможня в жалобе не согласилась с выводом судебных инстанций о том, что в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ДТ № 10009100/140922/3108555 (далее – ДТ №8555) и ДТ №10009100/220922/113363 (далее – ДТ №3363), утилизационный сбор не установлен и уплате не подлежит. Настаивает, что транспортные средства «каток дорожный вибрационный на колесном ходу», классифицируемый по коду 8429 40 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС), и «самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу», классифицируемая по коду 8704 10 108 0 ТН ВЭД ЕАЭС, являются объектом обложения утилизационным сбором, в связи с чем в данной части в удовлетворении иска отказано необоснованно.

Общество отзыв не представило, явку представителей, как и таможня, не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права в оспариваемой части, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с сентября по декабрь 2022 года обществом на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезена бывшая в употреблении техника, в целях таможенного оформления которой поданы вышеуказанные декларации на товары, в графах 31 которых были заявлены соответствующие сведения о товарах (техника для с/х работ, навесное оборудование для с/х техники, запчасти, катки дорожные и т.п.), в том числе: по ДТ № 8555 «каток дорожный вибрационный на колесном ходу, управляемый рядом идущим оператором, б/у, код ТН ВЭД ЕАЭС 8429 40 100 0 (товар № 2), и по ДТ № 3363 – «самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, предназначенная для эксплуатации в условиях бездорожья, управляемая рядом идущим оператором, б/у», код ТН ВЭД ЕАЭС 8704 10 108 0 (товары № № 1-3)

В ходе контрольных мероприятий, установлено, что обществом уплата утилизационного сбора за ввезенные транспортные средства не осуществлялась.

Письмами от 11.10.2022 № 13-12/24717, от 12.10.2022 № 13-12/24853, от 12.10.2022 № 13-12/24941, от 14.10.2022 № 13-12/25086, от 19.10.2022 № 13-12/25527, от 25.10.2022 № 13-12/25967, от 26.10.2022 № 13-12/26135, от 27.10.2022, № 13- 12/26187, 5 А51-7906/2023 от 28.10.2022 № 13-12/26382, от 02.11.2022 № 13-12/26845, от 7.11.2022 № 13-12/27123, от 15.11.2022 № 13-12/27767, от 21.11.2022 № 13-12/28272, от 24.11.2022 № 13-12/28535, от 02.12.2022 № 13-12/29492, от 08.12.2022 № 13-12/29956, от 13.12.2022 № 13-12/30352, от 14.12.2022 № 13-12/30529, от 15.12.2022 № 13-12/30683, от 19.12.2022 № 13-12/30940, от 21.12.2022 № 13-12/31241, от 26.12.2022 № 13-12/31607, от 28.12.2022 № 13-12/31897, от 09.01.2023 № 13-12/00072, от 11.01.2023 № 13-12/00320, направленными таможней в адрес общества, последнему предложено уплатить утилизационный сбор в размере 429 142 050, 00 руб., а также пени, рассчитанные по состоянию на дату направления уведомления.

Поскольку общество не уплатило утилизационный сбор по указанным декларациям, таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании сумм утилизационного сбора и пени, которое решением суда первой инстанции удовлетворено частично.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа в пределах доводов кассационной жалобы таможни, соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.

По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство, самоходная машина, как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).

Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.1 Закона).

В силу пункта 3 статьи 24.1 Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с пунктом 4 этой статьи Закона порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 06.02.2016 № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).

Как установлено пунктом 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным Постановлением № 81.

Согласно пункту 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в том числе расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.

В соответствии с примечанием 4 к названному Перечню (в редакции, действовавшей на дату выпуска спорных товаров) размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.

Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

При рассмотрении настоящего дела суды, исследовав соответствующие разделы Перечня относительно спорных товаров, ввезенных обществом по вышеназванным декларациям, согласились с таможенным органом в том, что общество в силу приведенных положений законодательства, в том числе Правил, является плательщиком утилизационного сбора за ввезенную технику, но не уплатило его при оформлении товаров, в связи с чем, обязано к его уплате, включая пени, за исключением некоторых товарных позиций в ДТ № 8555, ДТ №3363.

Относительно спорных товаров в указанных декларациях, суды обоснованно учли, что из совокупного содержания положений пунктов 1 и 5 статьи 24.1 Закона, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, следует, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.

В этой связи, по верным выводам судов, принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, то отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД ЕАЭС, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона.

Суды исходили из того, что Перечень средств, в отношении которых подлежит уплате утилизационный сбор, утвержден Постановлением № 81, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

В раздел V Перечня включены «Машины трамбовочные и катки дорожные», классифицируемые по кодам ТН ВЭД ЕАЭС: 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0.

Таким образом, разделом V Перечня утилизационный сбор, помимо машин трамбовочных, установлен исключительно для катков дорожных.

Между тем, как установили суды и материалами дела не опровергнуто, товар № 2 «каток дорожный вибрационный на колесном ходу, управляемый рядом идущим оператором», заявленный в ДТ № 8555, под категорию «катки дорожные», вопреки утверждению таможни, не подпадает.

В раздел XIX Перечня включены «Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья», классифицируемые по коду ТН ВЭД ЕАЭС: 8704 10.

Как установили суды и усматривается из материалов дела, обществом были ввезены и задекларированы в ДТ № 3363 товары №№ 1-3 - «самоходная самосвальная тележка на гусеничном ходу, предназначенная для эксплуатации в условиях бездорожья, управляемая рядом идущим оператором), мощность двигателя 6 л.с., скорость движения 3 км/ч.

При таких характеристиках суды сочли, что, несмотря на указанный в декларации код ТНВЭД, эти товары включены в категорию «самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья», вопреки утверждению таможни, быть не могут.

Таким образом, суды установили, несмотря на то, что код ТН ВЭД ЕАЭС влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень, но не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, то в том случае, если товар и классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС, указанному в Перечне, но не доказано, что он по своим характеристикам и назначению относится к каткам дорожным или самосвалам, то эти товары нельзя считать включенными в Перечень и облагать утилизационным сбором.

Доказательства тому, что по своему назначению, физическим и техническим характеристикам товар № 2, указанный в ДТ № 8555 относится к дорожным каткам и предназначен для дорожных работ, а товары №№ 1-3, указанные в ДТ №3363, относятся к самосвалам, таможенным органом не представлено.

Экспертного заключения в отношении ввезенных товаров, подтверждающего утверждение таможни, что «каток дорожный вибрационный на колесном ходу, управляемый рядом идущим оператором» и «самоходные самосвальные тележки на гусеничном ходу, управляемые рядом идущим оператором» предназначены и применяются иным образом, не представлено.

На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в отношении спорных товаров утилизационный сбор уплате не подлежит.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований таможни о взыскании утилизационного сбора и соответствующих пеней в отношении названных товаров отказано правомерно.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты в оспариваемых частях отмене - не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.06.2023, с учетом определения об исправлении опечатки от 04.09.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023по делу№ А51-7906/2023 Арбитражного суда Приморского края в обжалуемых частях оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

Т.Н. Никитина