ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5341/2023 от 07.12.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

08 декабря 2023 года № Ф03-5341/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Луговой И.М.

судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Магаданская база тралового флота»: Неупокоев А.И., представитель по доверенности б/н от 01.04.2023;

от Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Магаданская база тралового флота»

на решение от 11.07.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023

по делу № А51-6713/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Магаданская база тралового флота» (ОГРН 1152543023148, ИНН 2543084790, адрес: 690088, Приморский край, г. Владивосток, ул. Жигура, д. 46, кв. 82,)

к Приморскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству(ОГРН 1092536000193, ИНН 2536212515, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Петра Великого, д. 2)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Магаданская база тралового флота» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - управление, Росрыболовство) от участия в мероприятиях выпуска молоди кеты в водном объекте на рыбоводном участке № 1 озеро Широкое Ольгинский муниципальный район Приморского края, выраженного в письме от 04.04.2023 № 04-24/1764.

Решением от 11.07.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023, в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.

Общество в жалобе и его представитель в суде округа полагали выводы судов о законности оспариваемого ненормативного правого акта ошибочными, сделанным при неполно выясненных обстоятельствах, неверно истолкованных нормах материального права. Настаивали, что участие специалиста Росрыболовства в мероприятиях по выпуску молоди лососей в водный объект и подписание акта об этом является обязанностью управления, поскольку этот акт в дальнейшем будет подтверждать законность вылова выросшей молоди. Считают, что суды необоснованно отклонили доводы общества о необходимости применения к спорным отношениям действующей на момент заключения договора аренды рыбоводного участка в 2019 году иной методики расчета, установленной Приказом Минсельхоза России от 26.12.2014 №534 «Об утверждении методики расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры» (далее – Приказ № 534), и применили иную, утвержденную Приказом Минсельхоза России от 11.06.2021 № 392 «Об утверждении Методики расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры» (далее – Методика № 392), которая противоречит Федеральному закону от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 148-ФЗ, Закон об аквакультуре) и Федеральному закону от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон № 166-ФЗ, Закон о рыболовстве). Также считают процессуальным нарушением не указание судом первой инстанции в резолютивной части решения обязательных согласно части 4 статьи 201 АПК РФ к указанию выводов по результатам рассмотрения спора.

Управление в отзыве доводы кассационной жалобы отклонило, предлагая судебные акты оставить без изменения; ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.

Судами из материалов дела установлено, что между управлением и обществом (пользователь) заключен договор пользования рыбоводным участком от 12.09.2019 №130-7/19-А, по условиям пункта 1 которого управление предоставляет, а пользователь приобретает право пользования рыбоводным участком для осуществления аквакультуры (рыбоводства).

Согласно пункту 1.1 договора границы рыбоводного участка определены приказом Департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов от 25.04.2019 № 51, участку присвоен номер 1, участок расположен на озере Широкое Ольгинского муниципального района.

Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что основание и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Срок действия договора - с 12.09.2019 по 12.09.2044 (пункт 4.2 договора).

21.04.2022 общество обратилось в управление с заявлением о направлении представителя Росрыболовства для подписания акта выпуска объектов аквакультуры в водный объект, рассмотрев которое управление письмом от 18.05.2022 №04-24/2734 сообщило об отсутствии полномочий на направление сотрудников управления на выпуск молоди тихоокеанских лососей на озеро Широкое ввиду отсутствия установленного расчета объема подлежащих изъятию анадромных видов рыб в озерах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна.

При этом управление обратилось с запросом от 20.06.2022 № 04-23/3386 в Тихоокеанский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ТИНРО), в ответ на которое учреждение письмом от 24.06.2022 №01-26/2547 сообщило о возможности выпуска молоди кеты для осуществления пастбищной аквакультуры в озере Широком при следующих условиях:

- подбор площадки на водотоке, впадающем в озеро, для установки инкубационного цеха малого лососевого рыбоводного завода с последующим выпуском полученной молоди кеты на акваторию РВУ;

- подбор площадки на водотоке, впадающем в озеро, для установки искусственных русловых нерестилищ (инкубационных аппаратов) с последующей инкубацией в них икры и выпуском полученной молоди кеты на акваторию РВУ;

- покупка молоди кеты на ближайших ЛРЗ (ЛРЗ СХПК «Лидовский», ООО «Фурманово» и др.) с последующим выпуском ее на акваторию РВУ.

Также было сообщено, что коэффициент изъятия тихоокеанских лососей и кеты, в частности, для внутренних водных объектов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна установлен только для рек, в том числе и для Приморского края. Для озер приказом Минсельхоза России №392 от 11.06.2021 такая мера не установлена. Поскольку озеро Широкое, где сформирован РВУ № 1, проточное, имеет гидрологическую связь с морем, то первое время возможно для изъятия рыбопродукции использовать коэффициент, применяющийся для рек региона. Однако, кормность солоноватых озер выше, чем внутренних эстуариев рек, где в первый период жизни нагуливается молодь кеты, следовательно, она должна быть более жизнеспособной и коэффициенты возврата должны быть выше. В связи с чем, научным учреждением в письме было рекомендовано провести экспериментальные работы вместе с пользователем участка РВУ № 1 (оз. Широкое) с целью получения требуемых коэффициентов для последующего внесения соответствующих изменений в приказ Минсельхоза России № 392 от 11.06.2021.

Данные рекомендации доведены до сведения общества письмом от 27.06.2022 № 01-02/3499.

31.03.2023 общество вновь обратилось в управление с заявлением о направлении представителя Росрыболовства для подписания акта выпуска объектов аквакультуры в водный объект, рассмотрев которое управление письмом от 04.04.2023 № 04-24/1764 повторно сообщило об отсутствии полномочий сотрудников управления на участие в выпуске молоди тихоокеанских лососей при осуществлении пастбищной аквакультуры, поскольку расчет объема подлежащих изъятию анадромных видов рыб в озерах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна законодательством не установлен.

Не согласившись с решением управления, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии фактических причин и правовых оснований для участия представителя управления в составлении акта выпуска молоди, в удовлетворении заявления отказал.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.

Правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области, закреплены в Законе № 148-ФЗ.

Согласно понятиям, данным в статье 2 данного Закона аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры; объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания; искусственно созданная средаобитания - водные объекты, участки континентального шельфа Российской Федерации, участки исключительной экономической зоны Российской Федерации, сооружения, где разведение и (или) содержание, выращивание объектов аквакультуры осуществляются с использованием специальных устройств и (или) технологий; рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства); рыбоводноехозяйство - юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях настоящего Федерального закона и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) индивидуальный предприниматель.

Частью 1 статьи 7 Закона № 148-ФЗ определено, что объекты аквакультуры, продукция аквакультуры, рыбоводные участки, объекты рыбоводной инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 8 Закона рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру в отношении анадромных видов рыб, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 4, 5, 9, 10 статьи 9 Закона №148-ФЗ существенными условиями договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, являются: минимальный объем объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка; снования и условия, определяющие изъятие объектов аквакультуры из водных объектов в границах рыбоводного участка; обязательства рыбоводного хозяйства предоставлять в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры; ответственность сторон.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12 Закона № 149-ФЗ товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.

Видами товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) являются: 1) пастбищная аквакультура; 2) индустриальная аквакультура; 3) прудовая аквакультура.

Согласно части 4 данной статьи пастбищная аквакультура осуществляется на рыбоводных участках в отношении объектов аквакультуры, которые в ходе соответствующих работ выпускаются в водные объекты, где они обитают в состоянии естественной свободы.

Согласно части 5 статьи 12 Закона №148-ФЗ при осуществлении пастбищной аквакультуры подтверждением выпуска объектов аквакультуры в водный объект и основанием для изъятия объектов аквакультуры из водного объекта является акт выпуска. Акт выпуска подписывается уполномоченными представителями рыбоводного хозяйства, осуществляющего выпуск, уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (только при осуществлении пастбищной аквакультуры во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей), а также органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления.

В акте выпуска указываются дата и место выпуска объектов аквакультуры в водный объект, сведения о видовом составе объектов аквакультуры, объем выпущенных объектов аквакультуры, а также объем подлежащих изъятию объектов аквакультуры, который рассчитан на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и сроки их изъятия.

Процедура предоставления рыбоводными хозяйствами, имеющими в пользовании рыбоводные участки, а также рыбоводными хозяйствами, осуществляющими прудовую аквакультуру (рыбоводство) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках и с акваторией площадью не более 200 гектаров, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, на территории осуществления полномочий которого находится водный объект, сведений и документов об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры, а также сроки и условия их предоставления установлены «Порядком предоставления отчетности об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов аквакультуры», утвержденным приказом Минсельхоза России от 06.10.2021 №691 (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 названного Порядка рыбоводное хозяйство предоставляет в территориальное управление Росрыболовства акт выпуска, подтверждающий изъятие объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры, в котором должны содержаться следующие сведения, в том числе: г) дата и место выпуска объектов аквакультуры; д) местоположение и площадь рыбоводного участка; е) видовой состав объектов аквакультуры (название на русском и латинском языках); ж) объем выпущенных объектов аквакультуры (тысяч штук); з) объем подлежащих изъятию объектов аквакультуры (тонн); и) срок изъятия объектов аквакультуры (год, месяц (месяцы); к) средняя масса выпущенной молоди по видам объектов аквакультуры (грамм); л) коэффициент изъятия объектов аквакультуры, установленный в методике расчета объема подлежащих изъятию объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры, утвержденной в соответствии с частью 5 статьи 12 Закона № 148-ФЗ; м) источник (источники) получения посадочного материала (от собственного ремонтно-маточного стада, при осуществлении добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы), от приобретения в другом рыбоводном хозяйстве, при оседании личинок (спата) донных беспозвоночных на технические средства, предназначенные для сбора оседающих личинок донных беспозвоночных (далее - коллекторы).

По правилам пункта 3 Порядка в случае выпуска объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры рыбоводное хозяйство в срок не менее чем за три рабочих дня до дня предполагаемого выпуска направляет уведомление о выпуске таких объектов аквакультуры в территориальное управление Росрыболовства, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) в орган местного самоуправления, представители которых будут подписывать акт выпуска объектов аквакультуры в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, на территории которых будет осуществляться выпуск.

Согласно пункту 4 Порядка акт выпуска объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры составляется на месте выпуска объектов аквакультуры в двух экземплярах и подписывается уполномоченным представителем рыбоводного хозяйства, осуществляющего выпуск объектов аквакультуры, представителем территориального управления Росрыболовства (при осуществлении пастбищной аквакультуры во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в отношении анадромных видов рыб (тихоокеанских лососей), а также представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления.

Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что согласно положениям Закона № 148-ФЗ и приведенным положениям Порядка документом, подтверждающим выпуск объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры, является акт выпуска объектов аквакультуры в водный объект.

Вместе с этим, подлежащий указанию в данном акте коэффициент изъятия объектов аквакультуры рассчитывается на основании методики, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такая методика утверждается приказами Минсельхоза России, и в спорный период – период 2022 -2023 г.г. подлежала применению методика, утвержденная Приказом № 392, взамен ранее действующей и утратившей силу Методики № 534.

Пунктом 1 Методики №392 определено, что она применяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пастбищную аквакультуру, научно-исследовательскими организациями, подведомственными Федеральному агентству по рыболовству.

Согласно пункту 5.4 приложения к Методике № 392 коэффициент изъятия объектов пастбищной аквакультуры для тихоокеанских лососей во внутренних водных объектах установлен только для таких водных объектов как реки, и в частности реки бассейна Японского моря в Приморском крае.

Коэффициенты изъятия объектов пастбищной аквакультуры для тихоокеанских лососей для озер бассейна Японского моря в Приморском крае Методикой №392 не предусмотрены.

В рассматриваемом случае судами установлено, из материалов дела усматривается, что в соответствии с договором от 12.09.2019 общество является пользователем РВУ - озеро Широкое в Ольгинском муниципальном районе, и вправе ежегодно изымать минимальный объем объектов пастбищной аквакультуры - 1,182 тонн; минимальный ежегодный объем изъятия объектов индустриальной аквакультуры - 551,6 тонн.

При этом согласно договору минимальный ежегодный объем подлежащий выпуску в водный объект в границах рыбоводного участка объектов аквакультуры, а также минимальный ежегодный объем выпуска индустриальной аквакультуры не устанавливается и в течение одного года после заключения договора принимается равным нулю.

Общество обратилось к Росрыболовству с заявлением о направлении представителя для подписания акта выпуска объектов аквакультуры (молодь кеты 100000 шт. весом 1 г) в водный объект озеро Широкое в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона №148-ФЗ.

Между тем по мотивированным выводам судов правовые основания, для направления сотрудников управления на подписание акта выпуск молоди тихоокеанских лососей на озеро Широкое отсутствовали, поскольку пользователем согласно материалам дела были проведены экспериментальный работы на предоставленном ему участке РПУ в водном объекте – озеро, для которого коэффициент расчета объема подлежащих изъятию анадромных видов рыб в озерах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна нормативно не определен.

При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии со стороны управления фактов неисполнения обязанностей по договору, и о том, что оспариваемое решение Росрыболовства, выраженное в письме от 04.04.2023 №04-24/1764, не вступает в противоречие с действующим законодательством, обоснованы.

При этом суды верно отметили, что исходя из условий договора и нормативного регулирования спорного вопроса нарушения прав и законных интересов общества принятием оспариваемого отказа также не усматривается, поскольку в конечном итоге акт является подтверждением права на вылов аквакультуры, а минимальные объемы вылова обществу определены.

На основании изложенного, в удовлетворении заявления общества о признании решения управления недействительным, отказано правомерно.

Также следует отклонить довод заявителя о нарушении судом первой инстанции требований части 4 статьи 201 АПК РФ, поскольку обществу отказано в удовлетворении одного требования в полном объеме в соответствии с заявленными требованиями, и поэтому оснований для оформления резолютивной части решения аналогично случаю удовлетворения требования у суда не имелось.

Такими образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки сделанных выводов у суда округа в силу предоставленных полномочий не имеется.

Поскольку судом первой инстанции и апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.

При этом следует отметить установленную положениями АПК РФ обязанность судов проверять законность оспариваемых решений или действий уполномоченных органов на дату их принятия, а также отсутствие у суда округа полномочий для установления и оценки фактических обстоятельств спора, и тем более документов, представленных лицами, участвующими в деле суду округа и датированных после даты принятия оспариваемых по настоящему делу судебных актов.

В связи с чем, представленное обществом письмо от Федерального агентства по Рыболовству от 14.11.2023 к материалам дела не приобщается, и подлежит возврату (фактический возврат посредством почтового отправления не осуществляется в связи с его подачей в электронном виде).

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.07.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2023 по делу №А51-6713/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.М. Луговая

Судьи А.И. Михайлова

И.В. Ширяев