ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5377/19 от 15.01.2020 АС Хабаровского края

219/2020-666(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск 

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н. 
судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:

от Приамурского межрегионального управления Федеральной службы по  надзору в сфере природопользования: ФИО1, представитель по  доверенности от 10.01.2020 № 02-33/01; ФИО2, представитель по  доверенности от 10.01.2020 № 02-33/05; 

от акционерного общества «Оловянная рудная компания»:  ФИО3, представитель по доверенности от 23.12.2019   № 147-12/19ОРК;  

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Приамурского  межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования 

на решение от 25.07.2019, постановление Шестого арбитражного  апелляционного суда от 23.09.2019 

по делу № А73-6763/2019 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества «Оловянная рудная компания»

(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682707, Хабаровский край,  Солнечный район, п. Горный, лит. А, оф. 1) 

к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Дальневосточному федеральному округу 

(ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>) 

о признании незаконным и отмене требования


по встречному иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования по Дальневосточному федеральному округу 

к акционерному обществу «Оловянная рудная компания»

о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на  окружающую среду в размере 19 051 324 руб. 73 коп., пени в размере 1 673  341 руб. 36 коп. 

акционерное общество «Оловянная рудная компания» (далее – общество, АО «ОРК») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к  Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Дальневосточному федеральному округу (далее – департамент) с  заявлением о признании незаконным и отмене требования о доначислении  платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

Определением суда от 21.05.2019 принято встречное исковое заявление  департамента о взыскании с АО «ОРК» платы за негативное воздействие  на окружающую среду за 2017 год в размере 19 051 324, 73 руб., пени в  размере 1 673 341,36 руб. 

Решением суда от 25.07.2019, оставленным без изменения  постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019,  заявленные требования общества удовлетворены. В удовлетворении  встречного иска отказано. 

Дополнительным решением от 08.08.2019 Арбитражный суд  Хабаровского края возвратил обществу из федерального бюджета 3 000  рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой  инстанции. 

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере  природопользования от 10.06.2019 № 299, выписке из Единого  государственного реестра юридических лиц 01.10.2019 завершена  реорганизация Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному  федеральному округу в Приамурское межрегиональное управление  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее –  управление). 

Законность судебных актов проверяется в порядке и пределах,  установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ), по кассационной жалобе  управления, полагающего, что решение суда и постановление суда  апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и  процессуального права при несоответствии выводов судов, содержащихся в  решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела и 


представленным доказательствам, просит обжалуемые судебные акты  отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении  заявленных требований общества. Встречный иск удовлетворить. 

В жалобе управление, ссылаясь на положения Федерального закона

от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об  охране окружающей среды), приводит доводы о неправомерном применении  судами пункта 16 Правил исчисления и взимания платы за негативное  воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее – Правила   № 255), при расчете платы за вид отхода «отходы (хвосты) обогащения  оловянных руд гравитационным осаждением», имеющего IV класс опасности  в соответствии с Федеральным классификатором каталога отходов,  утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее –  ФККО). 

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без  удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и  обоснованными. 

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц  поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве к ней,  дав суду соответствующие пояснения. 

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами норм материального и процессуального права,  соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права  установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и  отзыве к ней, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к  следующим выводам. 

Как следует из материалов дела, департамент провел проверку  представленной обществом декларации о плате за негативное воздействие на  окружающую среду (далее – НВОС) за 2017 год, в результате которой  выявил, что при расчете платы за вид отхода «отходы (хвосты) обогащения  оловянных руд гравитационным осаждением», имеющего IV класс опасности  в соответствии с ФККО, ООО «ОРК» неверно применило ставку платы,  установленную для отходов V класса опасности (добывающей  промышленности) – 1,1 руб. за тонну. 

В связи с этим департамент направил 21.02.2019 требование о  доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации платы за НВОС, согласно которому сумма задолженности 

АО «ОРК», подлежащая уплате, составила 19 051 324,73 руб., сумма пени  за несвоевременную оплату составила 1 673 341,36 руб. 


Ссылаясь на недействительность требования департамента, нарушение  прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности,  АО «ОРК» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. 

Вместе с тем, неисполнение требования послужило основанием для  обращения департамента со встречным иском о взыскании с АО «ОРК»  указанных в требовании сумм задолженности. 

Признавая оспариваемое требование незаконным, суды сочли, что

АО «ОРК» на основании пункт 16 Правил № 255 при расчете платы за вид  отхода «отходы (хвосты) обогащения оловянных руд гравитационным  осаждением», с установленным IV классом опасности в соответствии с  ФККО, правомерно применило пониженную ставку платы, установленную  для отходов V класса опасности (добывающей промышленности) - 1,1 руб. за  тонну, в связи с чем заявленные обществом требования удовлетворили и  отказали департаменту во встречном иске. 

Между тем судами первой и апелляционной инстанций не было учтено  следующее. 

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды негативным  воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и  иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям  качества окружающей среды. 

Как определено в статье 3 Закона об охране окружающей среды  хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая  воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе  платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. 

Согласно пункту 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды  плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том  числе за хранение, захоронение отходов производства и потребления  (размещение отходов). 

Как следует из пунктов 1, 2 и 4 статьи 16.2 Закона об охране  окружающей среды, платежной базой для исчисления названной платы  является масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и  потребления, которая определяется лицами, обязанными вносить плату,  самостоятельно на основе данных производственного экологического  контроля с учетом лимитов на размещение отходов производства и  потребления и их превышения. 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется  лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения  величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу,  включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности 


отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной  платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и  суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие  на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ,  сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего  вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за  размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.  Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и  дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством  Российской Федерации (пункты 1, 2, 4 статьи 16.3 Закона об охране  окружающей среды). 

Предусмотренные пунктом 2 статьи 16.3 Закона об охране  окружающей среды ставки платы за негативное воздействие на окружающую  среду за размещение отходов производства и потребления установлены по  классу их опасности постановлением Правительства Российской Федерации  от 13.09.2016 № 913. 

В соответствии с пунктом 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами,  обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины  платежной базы для исчисления платы (далее – платежная база) по каждому  загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в  отношении которых применяются меры государственного регулирования в  области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением  Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р (далее –  перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства  и потребления на соответствующие ставки платы, установленные  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913  «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и  дополнительных коэффициентах» (далее – Постановление № 913), с  применением коэффициентов, установленных законодательством в области  охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов,  установленных Постановлением № 913 и Постановлением № 1148, и  суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику  загрязнения окружающей среды (далее стационарный источник) и (или)  объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту,  оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их  совокупности). 

Из изложенного следует, что плата за негативное воздействие на  окружающую среду зависит от вида отхода (по классу опасности воздействия  на окружающую среду) и массы размещаемых отходов. 

Рассматривая настоящий спор, суды оставили без должной оценки  доводы департамента, что Федеральным классификационным каталогом  отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, 


отходам (хвосты) от обогащения оловянных руд гравитационным  осаждением присвоен код 2 22 651 11 40 4 (блок 2), что является  подтверждением того, что спорные отходы имеют IV класс опасности. 

В соответствии с документом об утверждении нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение от 11.08.2016 № 81-11/16 и лицензией  на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке,  утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности  от 24.03.2016 № 27 00164 данный отход также имеет IV класс опасности  отходов. 

Указанное имеет значение и для разрешения спора по встречному иску. 

Таким образом, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том,  что при расчете платы за вид отхода «отходы (хвосты) обогащения  оловянных руд гравитационным осаждением», имеющего в соответствии с  ФККО IV класс опасности, подлежит применению пониженная ставка платы,  установленная для отходов V класса опасности, сделан без надлежащей  оценки всех приведенных департаментом доводов и представленных в их  обоснование доказательств, что является существенным нарушением норм  процессуального права, которое могло привести к принятию неправильных  судебных актов и в силу части 3 статьи 288 АПК РФ служит основанием для  их отмены. 

Выявленное процессуальное нарушение в оценке доказательств и  установлении фактических обстоятельств дела не может быть устранено на  стадии кассационного рассмотрения, поскольку арбитражный суд,  рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать  или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в  решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или  апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или  недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних  доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ). 

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат  отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции  на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ

Поскольку при отмене судебного акта с передачей дела на новое  рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается  арбитражным судом, вновь рассматривающим дело, дополнительное  решение Арбитражного суда Хабаровского края от 08.08.2019 также  подлежит отмене. 

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить  все входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для  правильного рассмотрения спора обстоятельства, проверить по встречному 


иску расчет взыскиваемой задолженности, с учетом этого и полной,  всесторонней оценки всех доводов и возражений участвующих в деле лиц,  представленных ими доказательств, принять законное и мотивированное  решение, в том числе распределить судебные расходы. 

Руководствуясь статьями 48, 284, 286-289 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд  Дальневосточного округа 

ПОСТАНОВИЛ:

произвести в порядке процессуального правопреемства замену  Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования  по Дальневосточному федеральному округу на его правопреемника –  Приамурское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору  в сфере природопользования. 

решение от 25.07.2019, дополнительное решение от 08.08.2019,  постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 по  делу № А73-6763/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. 

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд  Хабаровского края. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской  Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в  порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи Н.В. Меркулова

 Е.П. Филимонова