ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5403/19 от 19.11.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

ноября 2019 года                                                                 № Ф03-5403/2019

Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой

Судей: В.А. Гребенщиковой, М.Ю. Ульяновой

при участии:

от администрации Артемовского городского округа:

- ФИО1, представитель по доверенности от 29.12.2018 № 231.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019

по делу № А51-26015/2018 Арбитражного суда Приморского края

по иску отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692760, <...>)

к администрации Артемовского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692760, <...>)

третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае                              (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690091, <...>), Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ОГРН <***>,                 ИНН <***>, адрес: 690090, <...>), Дума Артемовского городского округа                                 (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692760, <...>)

о передаче помещений из муниципальной собственности в федеральную собственность с последующим закреплением их на праве оперативного управления отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему

Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Артему (далее - ОМВД России по г. Артему) обратился в Арбитражный суд Приморского края к администрации Артемовского городского округа (далее – администрация) с иском об обязании передать в федеральную собственность нежилые помещения общей площадью 250.2 кв. м, расположенные в здании (жилой дом, литер А) номера на поэтажном плане № 1-25 (II), по адресу: <...>. 53; нежилые помещения № 1-12, общей площадью 197.6 кв. м, (литер I), расположенные на 1 этаже жилого дома по адресу: <...> (спорные помещения).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - ТУ Росимущества), управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю, дума Артемовского городского округа.

Решением от 06.06.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда                         от 26.08.2019 решение от 06.06.2019 отменено. Суд обязал администрацию Артемовского городского округа осуществить процедуру передачи в собственность Российской Федерации (федеральную собственность) следующих помещений: нежилого помещения общей площадью 250,2 кв.м, расположенного по адресу: <...>; нежилого помещения общей площадью 197,6 кв.м, расположенного по адресу: <...>.

В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление от 26.08.2019 как необоснованное. Заявитель согласен                      с выводом суда первой инстанции о том, что ОМВД России по г. Артему не наделен полномочиями по распоряжению федеральной собственностью, представлению интересов Российской Федерации в имущественных спорах. Указывает на то, что передача спорных помещений из муниципальной собственности в федеральную не может быть осуществлена в порядке, предусмотренном положениями части 11 статьи 154 Федерального закона                 от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Отмечает, что для передачи объектов недвижимости необходимо волеизъявление собственника. Указывает на отсутствие препятствий со стороны администрации в пользовании ОМВД России                          по г. Артему  спорными помещениями.

В отзыве на кассационную жалобу дума Артемовского городского округа поддерживает ее доводы, просит отменить судебный акт апелляционной инстанции.

В отзывах на кассационную жалобу ОМВД России по г. Артему,              ТУ Росимущества  приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

В судебном заседании представитель администрации поддержал позиции, приведенные в кассационной жалобе, дав соответствующие пояснения.

Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого акта исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора от 16.08.2018 № 3 (приложение) администрацией в безвозмездное пользование передано ОМВД России по г. Артему муниципальное имущество Артемовского городского округа, в том числе: нежилые помещения №№ 1-25 (II), общей площадью 250,2 кв. м, расположенные в здании (жилой дом, лит. А), по ул. Кирова, 53 в г. Артеме Приморского края; нежилые помещения №№ 1-12 (лит. 1) общей площадью 197, 6 кв.м, расположенные на первом этаже жилого дома по ул. Дзержинского, 37.

В адрес администрации поступило обращение ОМВД России по                      г. Артему о решении вопроса по передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность вышеуказанных нежилых помещений (письмо от 03.04.2018 № 2/6301).

В письме от 04.05.2018 № 30-19/1666 администрацией указано, что согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 122- ФЗ) решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, то есть ТУ Росимущества.

В этой связи ОМВД России по г. Артему направил в адрес                          ТУ Росимущества письмо от 28.04.2018 № 2/8174, в котором просил обратиться в администрацию по вопросу о передаче спорного имущества в федеральную собственность для его последующего закрепления за истцом.

В свою очередь, ТУ Росимущества обратилось с предложением о рассмотрении соответствующего вопроса к Главе Артемовского городского округа (письмо исх. № 07-3461 от 08.05.2018).

Решением Думы от 27.09.2018 № 148 отказано в передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность муниципального имущества.

В связи с изложенным, ОМВД России по г. Артему обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ОМВД России по г. Артему является ненадлежащим истцом по настоящему делу; не наделен полномочиями по распоряжению федеральной собственностью, представлению интересов Российской Федерации в имущественных спорах.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение от 06.06.2019 и удовлетворяя требования истца, руководствовался следующим.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ                       «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 4 Закона о полиции).

В силу части 2 статьи 48 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансирования, являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании,                      а имущество – в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Частью 9 статьи 54 Закона о полиции предусмотрено, что используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До возникновения права федеральной собственности на передаваемое  в соответствии с частью 9 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество (часть 10 статьи 54 Закона о полиции).

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон                 № 122-ФЗ).

Согласно данной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ                от 17.12.2013 № 10278/13 отражена правовая позиция, по смыслу которой в случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено как посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ (о признании незаконным действия либо бездействия), так и в порядке искового производства (иск об обязании передать имущество из одного уровня собственности в другой).

При этом истцом или заявителем по указанным спорам может выступать как соответствующее подразделение Росимущества – управление (согласно пункту 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432), так и отдел полиции, за которым в силу пункта 2 статьи 48 Закона о полиции должно быть закреплено на праве оперативного управления используемое им имущество.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что требования ОМВД России по г. Артему основаны на положениях части 9 статьи 54 Закона о полиции, прямо предусматривающей необходимость передачи в федеральную собственность используемых полицией земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к муниципальному имуществу.

Порядок такой передачи определен частью 11 статьи 154 Закона                      № 122-ФЗ, согласно которой находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности                 не допускается.

Таким образом, обязанность по передаче используемого полицией имущества, необходимого для обеспечения деятельности полиции,                       из муниципальной собственности в федеральную собственность императивно  установлена Законом о полиции и требует соблюдения порядка, определенного Законом № 122-ФЗ.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.02.2012                  № 234-О-Р в каждом конкретном деле арбитражные суды на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.

При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 828-О-П).

Следовательно, необоснованное непринятие соответствующего решения публичными образованиями при наличии в законе требования о передаче имущества из одного уровня собственности в другой в результате разграничения полномочий между органами власти не должно препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.

Суд апелляционной инстанции, оценив согласно статье 71 АПК РФ представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установил, что спорные нежилые помещения используются непосредственно                     ОМВД России по г. Артему в целях осуществления деятельности отделов  по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков.

На основании установленного суд, руководствуясь положениями части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положения которой применяются с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 07.02.2012 № 234-О-Р, от 04.12.2007 № 828-О-П и, учитывая факт нахождения спорных помещений в пользовании ОМВД России по г. Артему, входящего в систему МВД России, а также отсутствие обоснованного отказа в передаче помещения в федеральную собственность, исходил из наличия предусмотренных законом оснований для передачи используемого учреждением полиции муниципального имущества в федеральную собственность.

Ссылка администрации на то, что при передаче спорного имущества из муниципальной собственности в федеральную городской округ понесет значительные затраты для восполнения площадей с целью размещения подведомственных учреждений, отклоняется судом как не подтвержденная материалами дела.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, поэтому судом округа  в соответствии со статьей  286 Арбитражного процессуального кодекса РФ не принимаются.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловными основаниями для отмены принятого постановления судом не допущено.

В силу изложенного обжалуемое постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда                          от 26.08.2019 по делу № А51-26015/2018 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           С.Н. Новикова                    

Судьи                                                                                    В.А. Гребенщикова         

                                                                                         М.Ю. Ульянова