АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
ноября 2019 года № Ф03-5410/2019
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен ноября 2019 года .
Председательствующего судьи Луговой И.М.
Судей: Лесненко С.Ю., Ширяева И.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель не явился;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края – представитель не явился;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому – представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019
по делу № А24-6185/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683031, <...>)
третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683024, <...>)
о признании незаконным бездействия
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель, страхователь) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействия Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петропавловске-Камчатском Камчатского края (далее - Фонд, учреждение), выразившегося в непринятии решения о возврате процентов за излишне уплаченные страховые взносы за период с 07.08.2014 по 20.08.2018 в размере 33 720,44 руб. и обязании учреждения устранить нарушение его прав и законных интересов.
Решением от 22.01.2019 требования ИП ФИО1 удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель, не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Предприниматель, ссылаясь на части 7, 9, 14 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), настаивает, что в случае установления факта излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля должен принять решение не только о возврате излишне взысканных сумм взносов, но и процентов. Поскольку неправомерная уплата страховых взносов (без учета расходов при определении базы исчисления) была подтверждена судебным актом, то учреждение по правилам статьи 79 НК РФ по получении заявления предпринимателя должно было произвести возврат процентов.
Фонд в отзыве с доводами предпринимателя не согласился, предлагал постановление суда второй инстанции оставить без изменений.
Предприниматель и Фонд, извещенные в установленном порядке о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует её рассмотрению в их отсутствие.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому отзыв не представила, в ходатайстве просила рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ соблюдение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судами установлено и следует из материалов дела, что предприниматель зарегистрирован в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем, в целях исполнения своих обязательств за 2014 и 2015 г.г. самостоятельно исчислил и уплатил страховые взносы по правилам статьи 14 Закона №212-ФЗ в размере 1% за минусом 300 000 руб. исходя из размера своего дохода по УСН за указанные расчетные периоды.
После, в связи с разъяснением конституционно-правового смысла положений названой статьи Закона № 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее – Постановление КС РФ № 27-П) о необходимости «при учете размера доходов, учитываемых для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшать на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц», предприниматель обратился в Фонд с заявлением от 19.02.2018 №19-02 о перерасчете в карточке плательщика взносов и возврате излишне уплаченных взносов за 2014 в сумме 57 787, 46 руб. и за 2015 год в сумме 56 769,62 руб.
12.03.2018 на обращение предпринимателя учреждением дан ответ о том, что перерасчет обязательств производится только по решению суда.
После вступления в силу решения Арбитражного суда Камчатского края от 09.07.2018 по делу №А24-2628/2018 Фондом принято решение от 14.08.2018 №649 и заявителю осуществлен возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в размере 57 787,46 руб., за 2015 год в размере 56 769,62 руб., всего в сумме 114 557,08 руб.
Считая, что на возвращенные суммы страховых взносов подлежат начислению и выплате проценты, предприниматель в этот же день - 14.08.2018 обратился в учреждение с соответствующим заявлением (исх. от 13.08.2018 №13-08).
Учреждение письмом от 03.09.2018 № 08-10/202 в удовлетворении заявления о выплате процентов отказало.
Полагая, что действия должностных лиц Фонда, выразившиеся в возврате суммы излишне уплаченных взносов без начисления на процентов, являются бездействием, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права и законные интересы, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд, который его требования удовлетворил, исходя из наличия ранее принятого судебного акта и обязанности учреждения при возврате излишне уплаченных сумм исчислить на них и возвратить проценты.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Фонда, дополнениях к ней, суд апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции признал необоснованным и отменил.
Суд округа соглашается с апелляционным судом, который принял во внимание следующее.
В спорные периоды 2014-2015 г.г. отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Законом №212-ФЗ.
С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон №250-ФЗ) Закон №212-ФЗ утратил силу и полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2017 года переданы налоговым органам.
Вместе с тем, согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, оставлен соответствующим органам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, для осуществления его в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 3 данной статьи решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
При этом из пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 9 НК РФ следует, что отношения по установлению, введению и взиманию, в том числе страховых взносов в Российской Федерации, регулируются законодательством о налогах и сборах и плательщики страховых взносов признаются их участниками.
В соответствии с пунктом 3 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики, и в частности на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Пунктами 1 и 2 статьи 22 НК РФ, в том числе плательщикам страховых взносов гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов и их права обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов установлен в статье 78 НК РФ, в соответствии с пунктом 6 которой сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 Кодекса).
Вопросы возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, урегулированы положениями статьи 79 НК РФ, в пункте 2 которой указано, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 5 статьи 79 Кодекса).
Таким образом, из совокупного содержания приведенных положений действующего законодательства следует, что разрешение вопросов возврата сумм страховых взносов, а именно: по приему заявления от плательщика, по принятию решения по данному заявлению по периодам, истекшим до 01.01.2017, возложено на органы Пенсионного фонда. Исполнение приятого решения осуществляется посредством применения положений законодательства о налогах и сборах.
Рассматривая заявленные требования и разрешая вопрос об их обоснованности, суд должен осуществить оценку сумм страховых взносов на предмет их отнесения к излишне уплаченным либо излишне взысканным в целях применения положений статьи 78 или статьи 79 НК РФ (в том числе, в части начисления и возврата процентов). Такая оценка производится в зависимости от квалификации соответствующих сумм по фактическим основаниям возникновения обязанности по их уплате, признанной в последующем отсутствующей.
По смыслу выводов, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 21.06.2001 № 173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации» излишняя уплата налогового платежа может иметь место по причине незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
В ином случае, а именно, если поступление налога в бюджет осуществляется в результате активных действий уполномоченных органов (путем выставления требования об уплате недоимки, принятия решений в процедуре взыскания выявленной задолженности), то может иметь место исполнение обязанности налогоплательщика (плательщика сборов, страховых взносов) в принудительном порядке. В этой связи при неверном определении уполномоченным органом размера такой обязанности следует утверждать об излишнем взыскании сумм недоимки, пени и штрафов.
Применительно к содержанию статей 78, 79 НК РФ, Кодексом определены различные правила установления момента надлежащего исполнения уполномоченным органом своей обязанности по возврату/зачету излишне уплаченных или излишне взысканных платежей, несоблюдение которых влечет определенные последствия в виде исчисления процентов за несвоевременный возврат.
В рассматриваемом случае суды признали, что рамках рассмотрения дела №А24-2628/2018, выявлен факт самостоятельного исчисления и излишней уплаты предпринимателем страховых взносов за 2014-2015 годы в общем размере 114 557,08 руб., что соответствовало размеру и порядку, уплаты обязательных платежей, которые были определены действующим в этот период законодательством.
Установлению данного факта и формированию соответствующих выводов суда по указанному делу способствовало применение правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 27-П, позволившей удовлетворить требование предпринимателя к Фонду о проведении пересчета обязательств по уплате страховых взносов за период 2014-2015 г.г. и обязать их возвратить.
Следовательно, при рассмотрении настоящего дела, данные платежи были верно квалифицированы судом второй инстанции как излишне уплаченные. Данный вывод, ни предпринимателем, ни материалами дела не опровергнут.
Определение страховых взносов предпринимателя за спорный период как излишне уплаченных, позволило суду при рассмотрении требования о бездействии учреждения по принятию решения о возврате процентов исходить из необходимости применения именно положений статьи 78 Кодекса.
Суд установил, что предприниматель обратился в учреждение с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов 28.02.2018 в связи с позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении №27-П.
05.03.2018 от предпринимателя поступило письмо не принимать к исполнению его заявление от 19.02.2018, что им в ходе судебного разбирательства не оспаривалось. Несмотря на отзыв обращения, учреждением был дан ответ об исполнении им обязательств в полном объеме, и возможности их пересмотра только на основании судебного решения.
Решением суда от 09.07.2018 суд удовлетворил требования предпринимателя, обязал учреждение к пересчету излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по заявлению.
14.08.2018 предприниматель обратился в Фонд с заявлением от 13.08.2018 о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и начислении процентов, приложив судебный акт.
14.08.2018 (в день обращения предпринимателя с заявлением в учреждение), последнее приняло соответствующее решение №649 о возврате предпринимателю сумм излишне уплаченных денежных средств в присужденном размере, которое уведомлением от 15.08.2018 направлено заявителю.
21.08.2018 налоговый орган на основании принятого Фондом решения от 14.08.2018 перечислил денежные средства в полном объеме на расчетный счет предпринимателю.
Применив пункт 6 статьи 78 НК РФ, согласно которому сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика в течение 1 месяца со дня его получения налоговым органом, суды установили, что платежи должны были быть возвращены не позднее 15.09.2018, и фактически возвращены 21.08.2018.
В этой связи обоснован вывод суда о том, что само по себе изменение правил уплаты страховых взносов за периоды, до применения позиции Конституционного Суда РФ в Постановлении № 27-П, удовлетворение требований предпринимателя о пересчете обязательств и возврате денежных средств, не свидетельствуют о незаконном бездействии Фонда и определении страховых взносов как «излишне взысканных» и возвращенных не в установленный срок.
Приняв во внимание статус подлежащих возврату денежных средств как излишне уплаченных, фактические обстоятельства по настоящему делу, апелляционный суд пришел к верному выводу об отсутствии правовых оснований для утверждения о нарушении Фондом срока возврата страховых взносов, отсутствии обязанности по исчислению и уплате процентов, предусмотренных пунктом 10 статьи 78 Кодекса и, соответственно, для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Поскольку судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 104,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2019 по делу № А24-6185/2018 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную при подаче кассационной жалобы по чеку-ордеру от 10.10.2019в сумме 2 850 рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи С.Ю. Лесненко
И.В. Ширяев