ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5420/2023 от 22.11.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

28 ноября 2023 года № Ф03-5420/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Никитиной Т.Н., Черняк Л.М.

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: представитель не явился;

от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от 26.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023

по делу № А51-6385/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)

к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690110, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – общество, ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее – министерство, административный орган) от 21.03.2023 № 5-1981/23/ч.2ст.7.3юл о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Решением суда от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023, оспариваемое постановление изменено, размер назначенного административного наказания снижен с 300 000 руб. до 150 000 руб.

В кассационной жалобе общество просит Арбитражный суд Дальневосточного округа решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. Приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения. Ссылаясь на разъяснения Федерального агентства по недропользованию, изложенные в письме от 25.03.2020 № СА-04-31/4805, указывает, что железнодорожный тоннель является неотъемлемым элементом железнодорожного пути, но не самостоятельным подземным сооружением, поэтому общество не обязано было получать лицензию на право пользования недрами в целях его строительства и не может являться субъектом ответственности.

Отзыв на кассационную жалобу не поступил.

ОАО «РЖД» и административный орган, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своих представителей в суд не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как установлено судами и следует из материалов дела, 31.10.2022 Приморской транспортной прокуратурой совместно с Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Дальневосточное управление Ростехнадзора) и Управлением Федеральной службы безопасности России по Приморскому краю во исполнение задания Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» в лице Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта - Хабаровск (далее – ДКРС - Хабаровск) федерального законодательства при реализации инвестиционных программ развития железнодорожного транспорта, проверка объекта «Обход участка Шкотово-Смоляниново Дальневосточной железной дороги» (далее – объект).

Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р, предусмотрена реализация инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало - Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей», в рамках которого осуществляется строительство указанного объекта, источником финансирования является в том числе федеральный бюджет.

Строительство осуществляется на основании договоров на выполнение строительно-монтажных работ от 26.04.2021 № 506/Х и от 29.06.2021 № 511/Х, заключенных между ОАО «РЖД» в лице ДКРС - Хабаровск с акционерным обществом «Мосметрострой» и обществом с ограниченной ответственностью «Промстрой».

При реализации названного проекта предусматривается строительство электрифицированного двухпутного железнодорожного обхода с двумя однопутными тоннелями протяженностью 1450 и 1420 метров.

В ходе проверки административным органом установлено, что ОАО «РЖД» в нарушение части 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), Правил уточнения границ горного отвода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1465 (далее – Правила от 16.09.2020 № 1465), пункта 9 Правил безопасности при ведении горных работ, утвержденных приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 505 (далее – Правила от 08.12.2020 № 505), подпункта «б» пункта 3.1.1 Приложения № 1 условий пользования недрами к лицензии на пользование недрами от 04.02.2022 ШКО № 00915 ОЩ, полученной ранее обществом, в установленный лицензионными условиями срок не оформило документы, уточняющие границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) для строительства и эксплуатации подземных сооружений железнодорожных тоннелей I и II пути «Обход участка Шкотово - Смоляниново Дальневосточной железной дороги», на участке перевал участок 38 км ПК44- км ПК2 перегон Шкотово - Смоляниново ДВЖД (проектная документация Раздел 10. Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами. Часть 5. Проект горного отвода тоннеля. Обозначение тома 1669-23-1033- ГО).

По данному факту 16.11.2022 в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Дальневосточное управление Ростехнадзора.

Определением о передаче дела на рассмотрение по подведомственности от 20.12.2022 материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, по результатам которого административным органом 21.03.2023 вынесено постановление №5-1981/23/ч.2ст.7.3юл о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.

Полагая, что постановление административного органа является незаконным, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, проверив законность оспариваемого постановления, пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, соблюдении административным органом процедуры привлечения к ответственности. Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суд не усмотрел. Вместе с тем суд, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, принимая во внимание, что наложение штрафа в размере 300 000 руб. может повлечет неблагоприятные последствия в осуществляемой обществом экономической деятельности, а также повышает риск угрозы реализации инвестиционного проекта, счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа вдвое от суммы штрафа, определенной административным органом при назначении наказания.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

При этом суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере пользования недрами; объективная сторона данного правонарушения выражается в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации регулируются положениями Закона о недрах.

В соответствии с абзацами 1, 3 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом; лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.

В силу пункта 10 части 2 статьи 23 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Согласно статье 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается в случаях и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12.1 настоящего Закона.

Исходя из абзаца 3 статьи 7 Закона о недрах предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. Документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения), оформляются органом федерального государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в отношении участков недр местного значения) после подготовки и согласования в установленном порядке технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых или технического проекта строительства и эксплуатации подземных сооружений, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Закона.

Согласно пункту 2 Правил от 16.09.2020 № 1465 документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения, в которые включаются план горного отвода с ведомостью координат угловых точек горного отвода, план границ горного отвода и разрезы участка недр, составленные по форме, установленной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее соответственно - орган государственного горного надзора, документация). Документация оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами до начала осуществления работ, связанных с пользованием недрами, на соответствующем участке недр.

В соответствии с пунктом 9 Правил от 08.12.2020 № 505, организации, эксплуатирующие объекты, на которых ведутся горные работы, обязаны иметь оформленные в установленном порядке документы, определяющие уточненные границы горного отвода. Ведение горных работ должно осуществляться в границах горного отвода.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что общество 04.02.2022 получило лицензию на пользование недрами под строительство и эксплуатацию подземного сооружения регионального значения, не связанного с добычей полезных ископаемых (строительство железнодорожных тоннелей I и II пути) серия ШКО № 00915 ОЩ.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3.1.1 приложения 1 к данной лицензии недропользователю в срок до 01.04.2022 необходимо обеспечить подготовку и оформление в установленном порядке документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода (существенное условие).

Между тем в установленный срок ОАО «РЖД» не обеспечило согласование горного отвода в уточненных границах. Кроме того, общество перед получением лицензии за разъяснениями к лицензирующему органу по вопросу необходимости получения лицензии не обращалось, также как не заявляло в порядке статьи 12.1 Закона о недрах об изменении условий лицензии либо о ее прекращении.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ, с учетом вышеизложенных обстоятельств, которые сторонами не оспариваются, суды установили, что обществом допущено нарушение подпункта «б» пункта 3.1.1 приложения 1 условий пользования недрами по лицензии, что указывает на наличие события вменного административного правонарушения. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, допустимость и достоверность которых никаких сомнений у судов в своей совокупности не вызвали, они признаны достаточными для установления всех юридически значимых обстоятельств, непротиворечивы и согласуются друг с другом.

Разрешая спор, суды установили вину общества в совершении вмененного ему административного правонарушения. При этом суды исходили из отсутствия в материалах дела доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что обществом приняты все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, а также доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства.

Таким образом, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего дела, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества всех элементов состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для освобождения общества от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения судами не выявлено.

Вместе с тем, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд первой инстанции, вывод которого поддержан апелляционным судом, счел возможным снизить размер назначенного административного штрафа вдвое от суммы штрафа, определенной административным органом при назначении наказания, что отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2023 по делу № А51-6385/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Т.Н. Никитина

Л.М. Черняк