АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2018 года № Ф03-5449/2018
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Мильчиной И.А.
Судей: Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Елизовского городского прокурора: представитель не явился;
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился;
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2016 № КЭ-18-18-16/18Д;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Елизовского городского прокурора
на решение от 25.06.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018
по делу № А24-1574/2018
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в первой инстанции судья Лебедева Е.Ю., в апелляционной инстанции судьи Сидорович Е.Л., Пяткова А.В., Солохина Т.А.
по протесту Елизовского городского прокурора
на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680030, <...>) от 06.03.2018
заинтересованное лицо: публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»
Елизовский городской прокурор (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с протестом на постановление Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление Ростехнадзора) от 06.03.2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 03К-16.
Определением суда от 02.04.2018 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее - ПАО «Камчатскэнерго»).
Решением суда от 25.06.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе прокурора, полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит их отменить, принять свой судебный акт и направить материалы административного производства на рассмотрение в Управление Ростехнадзора.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о несогласии с выводом судов об отсутствии в действиях ПАО «Камчатскэнерго» вины во вменяемом административном правонарушении. Считает, что лицом не представлены доказательства принятия мер, направленных на обеспечение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии.
В отзывах на кассационную жалобу Управление Ростехнадзора и ПАО «Камчатскэнерго» не согласились с доводами кассационной жалобы, просили в ее удовлетворении отказать.
Представитель ПАО «Камчатскэнерго» в судебном заседании в ходе судебного разбирательства с позицией прокурора не согласился, огласив возражения, изложенные в отзыве, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Остальные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, а также правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, суд округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе постоянного мониторинга прохождения на территории Елизовского муниципального района отопительного периода 2017 - 2018 годов Елизовской городской прокуратурой выявлено ненадлежащее исполнение ПАО «Камчатскэнерго» обязанностей по организации бесперебойной эксплуатации тепловых пунктов, а также своевременной и достаточной поставки топлива на котельные, выразившееся в необеспечении соблюдения нормативов запасов топлива, порядка создания и использования котельными запасов топлива.
Так, по состоянию на 16.11.2017 запас твердого топлива на котельных района составлял 2 090,12 тонн, что не соответствует неснижаемому нормативному запасу топлива для котельных Елизовского муниципального района (2 831,1 тонн твердого топлива), утвержденному приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 03.03.2017 № 138.
Неснижаемый нормативный запас топлива на котельных района также не был обеспечен: 23.11.2017 - 1 995,82 тонн; 30.11.2017 - 1 020,1 тонн; 07.12.2017 - 1 067,69 тонн; 14.12.2017 - 2 620,47 тонн; 21.12.2017 - 2 169,1 тонн; 28.12.2017 - 1 093,92 тонн; 11.01.2018 - 2 638,434 тонн.
Квалифицировав действия (бездействие) общества как нарушение требований части 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 4.1.1, 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила № 115), утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, а также Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 № 377 (далее – Порядок № 377), прокурор возбудил в отношении общества дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 КоАП РФ. Соответствующее постановление от 03.02.2018 направлено прокуратурой в Управление Ростехнадзора вместе с материалами дела об административном правонарушении для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.
06.03.2018 постановлением заместителя руководителя управления Ростехнадзора производство по делу об административном правонарушении № 03К-16 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, прокурор обратился в арбитражный суд с протестом на данное постановление.
Статьей 9.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую и (или) тепловую энергию для потребителей, и котельных, производящих тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями и котельными запасов топлива, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 46.1 Федерального закона от 18.07.2011 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) собственники или иные законные владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утвержденными Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом для тепловых электростанций, использующих в качестве основного топлива нефтяной (попутный) газ.
В силу пункта 2 статьи 46.1 Закона № 35-ФЗ нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.1 Правил № 115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
В соответствии с пунктом 11.9 Правил № 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Приказом Министерства ЖКХ и энергетики Камчатского края от 03.03.2017 № 138 определен ННЗТ для котельных Елизовского муниципального района в размере 2 831,1 тонн твердого топлива (включая Пионерское и Новоавачинское сельские поселения).
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие, а равно недоказанность состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по административному делу.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды установили факт не обеспечения ПАО «Камчатскэнерго» соблюдения нормативов запасов топлива, порядка создания и использования котельными запасов топлива, что обосновано квалифицировано как наличие в действиях (бездействии) лица признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.17 КоАП РФ.
Вместе с тем, приняв во внимание, что обществом предпринимались меры для соблюдения законодательства в сфере электроэнергетики и в силу объективных причин, не зависящих от него, не имелось реальной возможности исполнить требование об обеспечении неснижаемого нормативного запаса топлива, суды пришли к выводу об отсутствии в действиях общества вины и отказали прокурору в удовлетворении заявления.
При этом суды исходили из того, что неснижаемый нормативный запас топлива был использован по его прямому назначению. Необходимость использования запаса топлива в рассматриваемый период была связана с нарушением графика поставок и неполным исполнением обязательств поставщиком угля, который в свою очередь ссылается на форс-мажорные обстоятельства и неблагоприятные погодные условия.
Кроме того, решение об использовании неснижаемого нормативного запаса топлива с учетом пункта 9 Порядка № 377 было обосновано необходимостью предотвращения снижения параметров теплоснабжения, тем самым большего вреда потребителям.
При таких обстоятельствах суд округа находит обоснованным вывод судов обеих инстанций об отсутствии оснований для привлечения ПАО «Камчатскэнерго»к административной ответственности по статье 9.17 КоАП РФ и, соответственно, об отсутствии оснований для удовлетворения требования прокурора.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам в ходе их рассмотрения дела в суде округа подтверждения не нашли, при этом фактически сводятся к переоценке установленных обстоятельств дела и имеющихся доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения доводов кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обстоятельства настоящего дела были предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций. При этом судебными инстанциями подробным образом аргументированы сделанные выводы.
Поскольку доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.06.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 по делу № А24-1574/2018 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.А. Мильчина
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова