АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
декабря 2021 года № Ф03-5553/2021
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен декабря 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Никитиной Т.Н.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от администрации города Хабаровска: Кондракова С.М., представитель по доверенности от 14.12.2020 № 1.1.29-345;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Хабаровска
на решение от 15.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021
по делу № А73-5614/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации города Хабаровска (ОГРН 1032700305978, ИНН 2702015107, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, д. 66)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН 1122721011236, ИНН 2721196900, адрес: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, Амурский б-р, д. 43, офис 600)
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
администрация города Хабаровска (далее – администрации г. Хабаровска, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление) от 21.01.2021 № П2021-02.1-0856.
Решением суда от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021, в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы приведены доводы о надлежащем исполнении администрацией требований ранее выданных предписаний. Администрация указала, что к полномочиям органа местного самоуправления относится предъявление требования к собственникам помещений в многоквартирном доме о сносе указанного дома в разумный срок, а также, на основании заключения межведомственной комиссии, издание распоряжения о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения, между тем нормами жилищного законодательства безусловная обязанность по расселению граждан на орган местного самоуправления не возложена. Кроме того, обращает внимание суда округа, что на момент выдачи обжалуемого предписания постановление администрации г. Хабаровска о признании дома аварийным и подлежащим сносу принято не было. Как отметила администрация, в многоквартирном доме (далее – МКД) имеются жилые помещения, как находящиеся в собственности граждан, так и в муниципальной собственности, которые занимают граждане - наниматели, тогда как положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) применимы лишь к собственникам жилых помещений и не применимы к нанимателям. Таким образом, заявителем выполнены все действия по исполнению обжалуемого предписания еще до его выдачи, о чем свидетельствует ответ от 05.10.2020 № 01-32-23105, а так же акт проверки от 21.01.2021 № П2020-02.1-0856, в связи с чем оснований для его выдачи не имелось. Указывает, что оспариваемое предписание не отвечает признакам исполнимости.
Представитель администрации в судебном заседании на доводах кассационной жалобы настаивал.
Управление, извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Письменный отзыв управлением в порядке статьи 279 АПК РФ не представлен.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 21.01.2021 управлением на основании распоряжения от 16.12.2020 № 2696-р в отношении администрации проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что ранее выданное администрации предписание от 13.11.2020 № П2020-02.1-0791 исполнено последней частично: мероприятие по устранению нарушения путем принятия решения в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), выполнено; мероприятия по устранению нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ и принятию срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКД № 19 по ул. Советской в г. Хабаровске (1942 года постройки, двухэтажный, деревянный), не выполнены. Сохраняется угроза причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 21.01.2021 № П2020-02.1-0856.
В связи с чем администрации выдано предписание от 21.01.2021 № П2020-02.1-0856, согласно которому необходимо в срок до 30.03.2021 устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме.
Администрация, не согласившись с предписанием управления, обратилась в арбитражный суд, который, отказывая в удовлетворении требования, пришел к выводу о соответствии закону оспариваемого предписания и отсутствии нарушения им прав и законных интересов администрации. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа считает, что суды правомерно руководствовались следующими нормами права.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в том числе путем проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно пунктам 3.1.2.10, 3.1.4 Положения о главном управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16.10.2012 № 371-пр, управление уполномочено на проведение регионального государственного жилищного надзора, при выявлении в результате проведенной проверки нарушений управление выдает предписание для устранения допущенных нарушений.
Учитывая изложенное, суды верно заключили, что управление выдало оспариваемое предписание при наличии соответствующих полномочий.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом установлены Положением № 47.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения № 47).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения № 47).
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).
Из приведенных положений суды пришли к верным выводам о том, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, очередность расселения в рамках Федерального закона № 185-ФЗ зависит не от категории граждан, а от критериев, установленных нормами Федерального закона № 185-ФЗ применительно к аварийному многоквартирному дому.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы доказательства, учитывая, что по состоянию на 01.06.2005 степень физического износа спорного МКД составила 68%, при том, что при проведении проверок 29.04.2019 и 13.11.2020 управлением выявлена динамика деформаций и разрушений несущих и ненесущих конструкций МКД, что создает реальную угрозу их обрушения в любое время, и, как следствие, влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД, учитывая наличие принятого межведомственной комиссией решения о выявлении оснований в соответствии с требованиями, установленными Положением № 47, для признания МКД № 19 аварийным и подлежащим сносу, судами признан обоснованным вывод управления о необходимости принятия администрацией срочный мер по расселению граждан, приживающих в МКД.
Принимая во внимание, что на момент выдачи предписания администрация не представила доказательств принятия мер по отселению граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью, судебные инстанции правомерно признали оспариваемое предписание соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы администрации.
Отклоняя довод об отсутствии оснований для выдачи обжалуемого предписания ввиду отсутствия на момент выдачи предписания постановления администрации г. Хабаровска о признании дома аварийным и подлежащим сносу, суд апелляционной инстанции правомерно указал, что принятие соответствующего постановления отнесено к компетенции администрации, более того, такое постановление должно было быть принято в ходе исполнения администрацией первоначального предписания от 13.11.2020.
Отклоняются доводы о неисполнимости предписания ввиду наличия у администрации реальной возможности устранить выявленное нарушение путем принятия срочных мер к отселению граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, непригодном для такого проживания.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа, а лишь свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам. Полномочий для переоценки представленных в дело доказательств кассационной инстанции согласно положениям статьи 286 АПК РФ не предоставлено.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено, кассационная жалоба удовлетворению, а судебные акты отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 по делу № А73-5614/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Никитина
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова