ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5578/18 от 19.12.2018 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2018 года                                                                  № Ф03-5578/2018

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Т.Н. Никитиной

Судей: С.Ю. Лесненко, И.М. Луговой

при участии:

от Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» - представитель не явился;

от инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - ФИО1, представитель по доверенности от 28.05.2018 № 02-15/22369;

от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краюФИО1, представитель по доверенности от 30.05.2018                        № 05-22/07445@;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России»

на решение от 22.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018

по делу №   А73-5419/2018

Арбитражного суда Хабаровского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.Д.Манник; в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Г. Харьковская, А.П. Тищенко, Е.А. Швец

по заявлениюФедерального государственного бюджетного учреждения «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680014, <...>)

кинспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 680021, <...>)

третье лицо:Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю

опризнании незаконным решения

федеральное государственное бюджетное учреждение «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» (далее – учреждение, ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Хабаровска (далее – инспекция, налоговый орган) от 29.09.2017 № 12-13/37241 в редакции решения управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 22.12.2017 № 13-10/437(482)/28804.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее – УФНС России по Хабаровскому краю, управление).

Решением суда от 22.06.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018, требования учреждения удовлетворены частично. Решение инспекции от 29.09.2017 № 12-13/37241 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в редакции решения управления от 22.12.2017 № 13-10/437(482)/28804 признано недействительным в части штрафа по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), превышающего 20 000 руб., штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, превышающего 20 000 руб. В остальном в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе учреждения, которое просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Учреждение настаивает на том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0040402:20, 27:23:0040402:21, 27:23:0040402:22, 25:27:030102:495 относятся к землям, изъятым из оборота, и не являются объектом обложения земельным налогом. Заявитель жалобы указывает, что спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации и на праве оперативного управления принадлежат ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России», на данных земельных участках  располагаются объекты недвижимости, которые предназначены для размещения личного состава и  имущества учреждения.

Возражая на доводы кассационной жалобы, инспекция в представленном  отзыве просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

В заседании суда кассационной инстанции представителем инспекции и УФНС России по Хабаровскому краю даны пояснения согласно доводам отзывов; просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Учреждение, извещенное надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы. Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзывах, заслушав мнение представителя налоговых органов, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

При рассмотрении данного дела судами установлено, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка в отношении ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по результатам которой вынесено решение от 29.09.2017 № 12-13/37241 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде  штрафа  в  размере 168 703 руб., пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 142 961 руб. Этим же  решением  обществу  доначислен  земельный  налог  в  сумме  3 911 059 руб., пени по земельному налогу в сумме 834 094,02 руб.

Основанием для доначисления земельного налога, пени, штрафов послужил вывод налогового органа о том, что спорные земельные участки относятся к землям ограниченным в обороте, подлежат  налогообложению по ставке 0,3%.

УФНС России  по  Хабаровскому  краю  решением  от  22.12.2017 № 13-10/437(482)/28804изменило  решение инспекции от 29.09.2017 № 12-13/37241  в части доначисления земельного налога в отношении участка с кадастровым номером 25:27:030102:495 за период с 01.01.2014 по 20.06.2016 в сумме 10 314 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов. В оставшейся части решение оставлено без изменения. С учетом изменений, учреждение привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 168 188 руб., по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа   в   размере  142 231 руб.;  доначислены  земельный  налог  в  сумме 3 900 745 руб., пени в размере 831 862,63 руб.

Не согласившись с решением инспекции в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю, учреждение обратилось в арбитражный суд, который частично удовлетворил заявленные требования.

Руководствуясь  статьями 388, 389, 390, 391, 393, 394 НК РФ, статьями 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), решением Хабаровской городской Думы от 23.11.2004 № 571 «Об утверждении положения о местных налогах на территории городского округа г. Хабаровска» и решением Думы Артемовского городского округа от 02.08.2005 № 158 «Об установлении земельного налога» на территориях г. Хабаровска и г.Артема в редакциях, действующих в проверяемый период, суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки относятся к землям ограниченным в обороте, подлежат  налогообложению по пониженной ставке в размере 0,3 %.

При этом применяя положения статей 112, 114 НК РФ, пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», учитывая  постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, суд снизил штрафные санкции по пункту 1 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 НК РФ до размера, превышающего 20 000 руб. по каждому виду ответственности.

С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.

Проверяя доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ нагоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 389  НК РФ,  объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ определен перечень земельных участков, не являющихся объектом налогообложения, к которым в соответствии с подпунктом 1 указанной нормы отнесены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, в том числе: зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами)

Согласно пункту 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

 Пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ установлен перечень земельных участков ограниченных в обороте, к которым отнесены  находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27  ЗК РФ.

Анализ норм налогового законодательства свидетельствует о том, что не все земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, исключены из объекта обложения земельным налогом.  Не подлежат учету при исчислении земельного налога только находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые объектами недвижимости, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Юридически значимыми для квалификации соответствующих земель в качестве земель специального назначения являются обстоятельства, свидетельствующие о целевом назначении и разрешенном использовании земельных участков,  фактическом их использовании для указанных нужд, непосредственной связи их использования с функциями и задачами, оговоренными в статьях 27, 93 ЗК РФ.

При этом основанием отнесения земельных участков к категории ограниченных в обороте либо изъятых из оборота является не только характеристики самого земельного участка, но и статус расположенного на нем объекта.

Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.

Как следует из материалов дела и суды установили, земельные участки с кадастровыми номерами 27:23:0040402:20, 27:23:0040402:21, 27:23:0040402:22, расположенные по адресу: <...>, относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для строительства объекта гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, аварийно-спасательной службы.

 Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав  на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН) от 01.08.2017 и 02.08.2017 собственником земельных участков с 21.06.2013 является Российская Федерация; земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат ФГБУ «Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России».

На основании распоряжения правительства Российской Федерации от 28.04.2014 №701-р «О присвоении почетных наименований спасательным воинским формированиям  МЧС России»   ФГБУ «Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России» присвоено почетное наименование ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России».

На территории вышеуказанных земельных участков с 2013 года осуществлялось строительство объектов недвижимости, которые предполагалось использовать в основной деятельности учреждения; объекты строительства (административно-бытовой комплекс с переходами, ангар средств наземного обеспечения специального применения, спортзал, столовая, трансформаторная подстанция, насосная пожаротушения), введены в эксплуатацию 01.06.2016.

Согласно протоколу осмотра от 01.08.2017 вышеуказанные объекты готовы к использованию, некоторые уже используются, но не ФГБУ «Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС России», а ФГКУ «Амурский спасательный центр МЧС».

Земельный участок с кадастровым номером 25:27:030102:495 расположенный по адресу: <...>, относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования - объекты воздушного транспорта. Объекты, связанные с эксплуатацией, содержанием, строительством, реконструкцией, ремонтом, развитием наземных и подземных зданий, строений, сооружений и устройств воздушного транспорта.

Согласно выписке из ЕГРП от 01.08.2017 собственником указанного земельного участка с 26.12.2013 является Российская Федерация; земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит ФГБУ «Авиационно-спасательный центр Дальневосточного регионального центра МЧС России».

На территории данного земельного участка находятся склады для технического имущества, стремянки для обслуживания вертолета, пост охраны (вагончик), один вертолет «МЧС России», одноэтажное помещение, в котором располагается инженерно-технический состав авиационного звена.

Однако с 20.06.2016 в отношении указанного земельного участка установлен сервитут, правообладателем которого является ООО «Берега Приморья» на основании соглашения об установлении частного сервитута земельного участка от 01.07.2016 №2/2КВ16С.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что учреждение как субъект хозяйственных отношений ведет коммерческую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Изложенные обстоятельства позволили судам сделать обоснованный вывод о том, что в спорный период земельные участи являлись объектом обложения земельным налогом по пониженной ставке 0,3%.

Все доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой у суда округа оснований не имеется.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288  АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.06.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу № А73-5419/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Т.Н. Никитина                    

Судьи                                                                                    С.Ю. Лесненко         

                                                                                         И.М. Луговая