АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
28 ноября 2023 года № Ф03-5583/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от некоммерческой организации «Региональный оператор-Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»: ФИО1, представитель по доверенности б/н от 11.04.2023
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»
на решение от 08.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023
по делу № А73-3282/2023
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению некоммерческой организации «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае»
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация «Региональный оператор – Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>; далее – Региональный оператор) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680021, <...>; далее – Главное управление) о признании недействительным предписания от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001.
Решением суда от 08.06.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Региональный оператор обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Приводит доводы о том, что, поскольку горизонтальные и вертикальные поверхности откосов не имеют одной ровной поверхности, не представляется возможным установить боковой откос ровно, образовавшийся зазор закрыт декоративным элементомиз нержавеющей стали, при этом узел установки доборного элемента согласован с разработчиком проектно-сметной документации на проведение работ по замене лифтового оборудования ООО «Компас», внесены изменения в проектно-сметную сметную документацию.По мнению заявителя жалобы, пункт 1 предписания не отвечает критерию исполнимости, поскольку на заказчика не возложена обязанность совершить действия, прямо предусмотренные действующим законодательством, не указаны необходимые для исполнения предписания меры. В отношении пункта 2 предписания указывает, что приемка работ осуществлена 21.12.2022, комиссионный акт представлен в материалы дела.
В судебном заседании представитель Регионального оператора поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Главное управление, извещенное в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.12.2022 в Главное управление поступило обращение гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 35 по ул. Дикопольцева в г. Хабаровске (далее – МКД № 35), содержащее сведения о нарушении требований при организации и проведении капитального ремонта лифтового оборудования в МКД № 35.
10.01.2023 Главным управлением проведен осмотр лифтового оборудования МКД № 35, в ходе которого установлено, что боковые покрытия порталов дверей шахт выполнены не до пола, зазор от пола закрыт декоративным элементом из оцинкованной стали с полимерным покрытием.
16.01.2023 Главным управлением принято решение № 14-ркр о проведении внеплановой документарной проверки по месту осуществления деятельности регионального оператора (по адресу расположения МКД № 35).
Главным управлением в период с 17.01.2023 по 10.02.2023 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено следующее.
В проектной документации предусмотрена установка обрамления портала дверей шахты из шлифованной нержавеющей стали (лист 14, лист 16, пункт 4.9.2 на листе 32) и не предусмотрена установка декоративного элемента из оцинкованной стали с полимерным покрытием, однако при осмотре входных порталов лифтового оборудования в МКД № 35, состоявшемся 10.01.2023, специалистом главного установлено, что боковые покрытия порталов дверей шахт выполнены не до пола, зазор от пола закрыт декоративным элементом из оцинкованной стали с полимерным покрытием, что не соответствует проектной документации и является нарушением пункта 4 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
10.02.2023 в адрес Регионального оператора поступили акт проверки и предписание Главного управления от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001 о необходимости устранения нарушений в части необходимости организации и выполнения приемки лифтового оборудования многоквартирного лома № 35 по ул. Дикопольцева в городе Хабаровске.
Согласно выданному предписанию срок устранения нарушений установлен 11.03.2023.
Региональный оператор, не согласившись с предписанием от 10.02.2023 № П2023-02.3-0001, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Функции регионального оператора определены в статье 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Региональный оператор на основании пункта 11 части 2 статьи 182 ЖК РФ несет ответственность перед собственниками помещений за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в течении не менее 5 лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 ЖК РФ).
Контролирующим органом установлено и при рассмотрении дела в судах не опровергнуто, что проектной документацией № ФКР-202250000012100102-Л/21-12 на проведение работ по замене лифтового оборудования, ремонту лифтовых шахт, ремонту машинных и блочных помещений МКД № 35 (далее - проектная документация) предусмотрено, что покрытие порталов дверей шахты осуществляется посредством установки обрамления портала дверей шахты из шлифованной нержавеющей стали (листы 14, 16, пункт 49.2 на листе 32).
При этом указанная проектная документация не предусматривает установку декоративного элемента из оцинкованной стали с полимерным покрытием.
В этой связи признает обоснованным вывод Главного управления о нарушении Региональным оператором требований пункта 4 части 2 статьи 182 ЖК РФ, выразившемся в выполнении работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35 не в соответствии с проектной документацией.
Аргумент заявителя кассационной жалобы о том, что узел установки доборного элемента согласован с разработчиком проектно-сметной документации на проведение работ по замене лифтового оборудования, внесены изменения в проектно-сметную сметную документацию и это не учтено Главным управлением при вынесении предписания, являлся предметом исследования судов, и правомерно ими отклонен с учётом установленного обстоятельства непредставления Региональным оператором в Главное управление в период проверки соответствующих документов.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, и (или) органов местного самоуправления, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Главным управлением выявлено и при рассмотрении дела в суде подтверждено, что в нарушение приведённой нормы права Региональным оператором не обеспечено участие управляющей организации и собственников помещений МКД № 35 в приемке работ по замене лифтового оборудования в МКД № 35; в комиссионном акте о приемке работ от 21.12.2022 № 01/22 отсутствуют подписи представителей управляющей организации и представителей собственников помещений МКД № 35.
Доводы о неисполнимости предписания отклоняются судом кассационной инстанции как не нашедшие своего подтверждения.
Установив законность предписания Главного управления, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судами, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями части 7 статьи 71 АПК РФ.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых актов, кассационной инстанцией не установлено.
При изложенном оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 по делу № А73-3282/2023 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова