ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5667/2023 от 20.12.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

22 декабря 2023 года № Ф03-5667/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Камалиевой Г.А.

судей Мельниковой Н.Ю., Яшкиной Е.К.

при участии:

от ОАО «РЖД»: ФИО1, представитель по доверенности от 05.05.2023 № ДТЦФТО-16/Д; ФИО2, представитель по доверенности от 05.05.2023 № ДТЦФТО-15/Д

от ПАО «ВМТП»: ФИО3, представитель по доверенности от 01.02.2023 № 130;

рассмотрев в судебном заседании, проведенном путем использования системы веб-конференции, кассационную жалобу публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт»

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023

по делу № А51-5496/2022 Арбитражного суда Приморского края

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к публичному акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт»

третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «ФЕСКО Интегрированный транспорт», акционерное общество «Агентство «Сельхозкорма»

о взыскании 1 384 380 руб.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»; ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, г. Москва, вн. тер. г. м.о. Басманный, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к публичному акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» (далее – ПАО «ВМТП»; ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690065, <...>) о взыскании 1 384 380 руб., в том числе 692 190 руб. штрафа, начисленного на основании статьи 98 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - УЖТ РФ), за искажение сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных № ЭВ191012, № ЭВ190989, № ЭВ181911, штрафа в размере 692 190 руб., начисленного на основании статьи 102 УЖТ РФ, за превышение грузоподъемности вагона № 59996900 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «ФЕСКО Интегрированный транспорт» (далее – ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт»; ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115184, г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Замоскворечье, ул. Новокузнецкая, д. 7/11, стр. 1, этаж 3, каб. 338), акционерное общество «Агентство «Сельхозкорма» (далее – АО «Агенство «Сельхозкорм»; ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 160000, <...>).

Решением от 25.01.2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 решение суда от 25.01.2023 изменено. С ПАО «ВМТП» в пользу ОАО «РЖД» взысканы штрафы в общем размере 553 752 руб. с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Законность вынесенного по делу постановления проверяется в порядке статьи 274 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе ПАО «ВМТП», в обоснование которой ее податель ссылается на то, что истцом не представлены в материалы дела документы на весы РТВ-Д и ВЕСТА-СД № 141580 (технические паспорта, сведения о результатах поверки весов). Полагает неверным вывод суда апелляционной инстанции о том, что Рекомендация МИ 3115-2008 «Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем», утвержденная федеральным государственным унитарным предприятием «ВНИИМС» 30.05.2008 (далее – Рекомендация МИ 3115-2008), применяется только при взвешивании вагона и не применяется при взвешивании контейнеров. Считает подлежащим в настоящем споре применение пунктов 7.4 – 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008, регламентирующих порядок проведения контрольных перевесок груза. Указывает на то, что судом апелляционной инстанции не установлено, какие именно сведения искажены грузоотправителем в транспортных железнодорожных накладных по спорным отправкам. Обращает внимание на отсутствие доказательств изменения перевозчиком стоимости перевозки, а также отсутствие со стороны истца требования о доборе провозной платы, отсутствие доказательств наступления обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта. Указывает на то, что при проведении контрольных перевесок спорные контейнеры взвешивались вместе с вагоном, что подтверждается актами общей формы от 01.09.2021 № 53169, от 01.09.2021 № 53171, от 01.09.2021 № 53174, коммерческими актами от 01.09.2021 № ВСБ2101350/267, от 01.09.2021 № ВСБ2101349/266, от 01.09.2021 № ВСБ2101351/268; фактически взвешивание контейнеров осуществлялось вместе с вагоном. Ссылается на судебно-арбитражную практику. В этой связи податель кассационной жалобы просит обжалуемое по делу постановление отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В отзыве на кассационную жалобу (письменных объяснениях) ОАО «РЖД» просит отказать в ее удовлетворении.

В свою очередь третье лицо – ООО «ФЕСКО Интегрированный транспорт» в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию подателя кассационной жалобы.

В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО «РЖД» и ПАО «ВМТП» привели свои правовые позиции, дав соответствующие доводам кассационной жалобы и отзывов на нее пояснения.

Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети Интернет, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили.

В соответствии со статей 163 АПК РФ в судебном заседании суда кассационной инстанции объявлялся перерыв до 20.12.2023 до 17 часов 40 минут.

После перерыва судебное заседание проведено путем использования системы веб-конференции, стороны поддержали свои правовые позиции.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.08.2021 от грузоотправителя ОАО «ВМТП» по транспортным железнодорожным накладным № ЭВ191012, № ЭВ190989, № ЭВ181911 в контейнерах № FESU2096812, № FESU2118450, № FESU2133602 на вагон-платформе № 59996900 на станции Владивосток ДВЖД перевозчиком принят груз «мука кормовая рыбная», в перевозочных документах указано: количество мест 575, род упаковки: мешки, масса груза 20 000 кг, способ определения массы: по трафарету, аналогично в каждой.

В пути следования на станции Иркутск-Сортировочный ВостСибЖД перевозчиком проведена перевеска вагона № 59996900 на вагонных весах РТВ-Д, обнаружен перегруз вагона сверх грузоподъемности, составил – 2,9 т, несоответствие с документом + 8,2 т, с учетом погрешности 2,332 т. Вагон отцеплен для контрольного взвешивания, о чем составлен акт общей формы от 19.08.2021 № 93000-L-Т/827.

Согласно справке о вагоне из АБД ПВ вес тары вагона № 59996900 – 21 700 кг, грузоподъемность – 72 000 кг.

22.08.2021 на тензометрических вагонных весах ВЕСТА-СД-100 № 141580 произведена контрольная перевеска вагона № 59996900 методом определения массы на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету), способ определения тары: с бруса.

При перевеске вагона с контейнерами № FESU2096812, № FESU2118450, № FESU2133602, перевозимый груз – «мука кормовая рыбная», установлено: вес брутто 97 100 кг, тара 21 700 кг, вес нетто 75 400 кг. С учетом погрешности, согласно Рекомендации МИ 3115 1,5% (+/-1000 кг), масса груза нетто составляет 74 400 кг. Излишек массы груза против грузоподъемности вагона составляет 2 400 кг. Излишек массы груза против документа составил 7 740 кг, о чем составлен акт общей формы от 22.08.2021 № 51436.

Далее, 01.09.2021 произведена контрольная перевеска контейнеров № FESU2096812, № FESU2118450, № FESU2133602. Перевеска производилась на вагонных весах ООО «Терминал», учетный номер № 3863. Метод определения массы на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету).

При перевеске груза перевозчиком составлены акты общей формы от 01.09.2021:

- акт общей формы № 53174: при контрольной перевеске № 332 на весах № 3863, оказалось: вес брутто 46 550 кг, тара 21 000 кг, вес нетто 25 550 кг, грузоподъемность 72 000 кг. Метод определения массы на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету), способ определения тары: с бруса. По документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, вес нетто 22 220 кг. Контейнер № FESU2096812 с вагона № 59996900 снят и переставлен на порожний вагон № 59987495 для проведения контрольной перевески. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008, предельное допустимое изменение массы нетто составляет 5% (+/- 1222кг). С учетом предельно допустимого расхождения масса нетто составляет 24 328 кг. Согласно табличке КБК, максимально допустимая масса брутто контейнера составляет 30 480 кг. Излишка массы против максимально допустимой массы брутто контейнера нет. Излишек массы груза против документа составляет 2 108 кг.

- акт общей формы от 01.09.2021 № 53171: при контрольной перевеске № 331 на весах № 3863, оказалось: вес брутто 47 050 кг, тара 21 100 кг, вес нетто 25 950 кг, грузоподъемность 72 000 кг. Метод определения массы на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету), способ определения тары: с бруса. По документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, вес нетто 22 220 кг. Контейнер № FESU2133602 с вагона № 59996900 снят и переставлен на порожний вагон № 94414612 для проведения контрольной перевески. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008, предельное допустимое изменение массы нетто составляет 5% (+/- 1222кг). С учетом предельно допустимого расхождения масса нетто составляет 24 728 кг. Согласно табличке КБК, максимально допустимая масса брутто контейнера составляет 30 480 кг. Излишка массы против максимально допустимой массы брутто контейнера нет. Излишек массы груза против документа составляет 2 508 кг. Вагон (контейнер) простаивает на путях станции в ожидании исправления коммерческой неисправности.

- акт общей формы от 01.09.2021 № 53169: при контрольной перевеске № 330 на весах № 3863, оказалось: вес брутто 47 800 кг, тара 21 700 кг, вес нетто 26 100 кг, грузоподъемность 72 000 кг. Метод определения массы на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету), способ определения тары: с бруса. По документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, вес нетто 22 220 кг. Проведена контрольная перевеска вагона № 59996900 с контейнером № FESU2118450. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008, предельное допустимое изменение массы нетто составляет 5% (+/- 1222кг). С учетом предельно допустимого расхождения масса нетто составляет 24 878 кг. Согласно табличке КБК, максимально допустимая масса брутто контейнера составляет 30 480 кг. Излишка массы против максимально допустимой массы брутто контейнера нет. Излишек массы груза против документа составляет 2 658 кг.

Перевозчиком на основании вышеуказанных актов общей формы составлен коммерческий акт от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281.

Согласно коммерческому акту от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281:

- для проведения контрольной перевески контейнер № FESU2096812 снят с вагона № 59996900 и переставлен на вагон № 59987495, тара 21 000 кг. Согласно табличке КБК, максимальный вес брутто контейнера 30 480 кг. По документам значится: вес брутто вагона 43 220 кг, тара вагона 21 000 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 20 000 кг, груз мука кормовая рыбная. При контрольной перевеске № 332 определено: вес брутто вагона 46 550 кг, тара вагона 21 000 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 23 330 кг. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008 5,5% (+/-1 222 кг), вес брутто контейнера составляет 24 328 кг, вес нетто контейнера 22 108 кг. Излишек массы груза против документа составляет 2 108 кг. Излишек массы груза против максимального веса брутто контейнера отсутствует (аналогичные сведения указаны в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101351/268).

- для проведения контрольной перевески контейнер № FESU2118450 оставлен на вагоне № 59996900, тара 21 700 кг. Согласно табличке КБК, максимальный вес брутто контейнера 30 480 кг. По документам значится: вес брутто вагона 43 920 кг, тара вагона 21 700 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 20 000 кг, груз мука кормовая рыбная. При контрольной перевеске № 330 определено: вес брутто вагона 47 800 кг, тара вагона 21 700 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 23 880 кг. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008 5,5% (+/-1 222 кг), вес брутто контейнера составляет 24 878 кг, вес нетто контейнера 22 658 кг. Излишек массы груза против документа составляет 2 658 кг. Излишек массы груза против максимального веса брутто контейнера отсутствует (аналогичные сведения указаны в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101349/266).

- для проведения контрольной перевески контейнер № FESU2133602 снят с вагона № 59996900 и переставлен на порожний вагон № 94414612, тара вагона 21 100 кг. Согласно табличке КБК, максимальный вес брутто контейнера 30 480 кг. По документам значится: вес брутто вагона 43 320 кг, тара вагона 21 100 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 20 000 кг, груз мука кормовая рыбная. При контрольной перевеске № 331 определено: вес брутто вагона 47 050 кг, тара вагона 21 100 кг, тара контейнера 2 220 кг, вес нетто контейнера 23 730 кг. С учетом предельного расхождения, установленного Рекомендацией МИ 3115-2008 5,5% (+/-1 222 кг), вес брутто контейнера составляет 24 728 кг, вес нетто контейнера 22 508 кг. Излишек массы груза против документа составляет 2 508 кг. Излишек массы груза против максимального веса брутто контейнера отсутствует (аналогичные сведения указаны в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101350/267).

Согласно коммерческому акту от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281, в результате перевески контейнеров фактическая масса нетто в вагоне № 59996900, с учетом Рекомендации МИ 3115-2008, составила 73 934 кг, грузоподъемность вагона 72 000 кг. Излишек массы груза против грузоподъемности вагона составляет 1 934 кг.

За неправильное указание сведений о массе груза в перевозочных документах истцом в соответствии со статьями 98, 102 УЖТ РФ произведен расчет следующих штрафов: штраф в размере 692 190 руб. за искажение сведений в транспортных железнодорожных накладных № ЭВ181911, № ЭВ191012, № ЭВ190989 о массе груза, штраф в размере 692 190 руб. за превышение грузоподъемности вагона № 59996900.

ОАО «РЖД» в адрес ПАО «ВМТП направлены претензии от 21.12.2021 № 513/ДТЦФТОЮ, № 514/ДТЦФТОЮ, № 515/ДТЦФТОЮ с требованиями об уплате штрафов, уклонение ПАО «ВМТП» от уплаты которых послужило основанием для обращения ОАО «РЖД» в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).

В соответствии со статьей 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В силу статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно статье 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

На основании статьи 25 УЖТ РФ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами, документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Статьей 27 УЖТ РФ перевозчику предоставлено право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.

В силу статьи 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Правилами статьи 102 УЖТ РФ за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера для грузоотправителя (отправитель) предусмотрена обязанность по уплате перевозчику штрафа в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

В соответствии с пунктом 28.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Постановление № 30), если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 УЖТ РФ, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность. При этом сумма штрафа рассчитывается исходя из размера платы за перевозку груза за все тарифное расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции назначения (пункт 28 Постановления № 30).

В пунктах 28, 28.1 Постановления № 30 также разъяснено, что штраф по статье 98 УЖТ РФ взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий (занижение стоимости перевозки либо возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта). Штраф по статье 102 УЖТ РФ подлежит взысканию за сам факт превышения.

Таким образом, для взыскания штрафа по статье 98 УЖТ РФ перевозчику необходимо документально подтвердить не только факт искажения сведений в накладной, но и возникновение одного из названных последствий, тогда как по статье 102 УЖТ РФ – лишь факт превышения массы груза сверх грузоподъемности вагона.

Пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43 (далее - Правила № 43), установлено, что в соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Согласно пункту 10 Правил № 43, при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008, если при проведении контрольных перевесок грузов по данному грузоотправителю значение контрольных перевесок равно или превышает трафаретную грузоподъемность вагона, то контрольные перевески проводят методом взвешивания на вагонных весах груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой так, чтобы погрешность метода измерений была минимальной, что обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении массы груза с трафаретной грузоподъемностью вагона.

Из содержания пункта 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008 следует, что данный метод взвешивания (с остановкой и расцепкой) обеспечивает наибольшую достоверность при контрольной перевеске именно вагона с целью соотнесения полученных сведений о массе вагона с массой груза в вагоне, указанной грузоотправителем в перевозочном документе и грузоподъемностью вагона по справке о вагоне из АБД ПВ.

В силу пункта 84 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 № 374, для применения мер ответственности к грузоотправителю необходимо определить и подтвердить фактическую массу погруженного в вагон грузоотправителем груза и установить ее несоответствие требуемым величинам - величине грузоподъемности вагона и указанным в накладной данным о массе груза. При проверке массы груза перевозчик с целью определения наличия и расчета размера недостачи (излишка) массы груза, указанной грузоотправителем в накладной и установленной при проверке с учетом значений предельных допускаемых расхождений в результатах измерений массы груза, применяет соответствующие нормы законодательства в области обеспечения единства измерений и настоящих Правил.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленные истцом в обоснование исковых требований документальные доказательства не удостоверяют обстоятельства, являющиеся основанием для возложения ответственности на грузоотправителя (статьи 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе указал на несоблюдение перевозчиком порядка определения массы груза в соответствии с пунктами 7.4. - 7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008 при контрольных перевесках, в связи с чем, руководствуясь положениями, предусмотренными статьями 98, 102 УЖТ РФ, пунктом 1 статьи 793 ГК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения штрафных санкций на ответчика.

Повторно рассмотрев спор по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, изменил решение суда, признав наличие правовых оснований для взыскания штрафов, предусмотренных статьями 98 и 102 УЖТ РФ. Ссылаясь на неприменимость при определении массы груза контейнеров положений пунктов 7.4.-7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008, поскольку в рассматриваемом споре при контрольной перевеске грузов взвешиванию подверглись контейнеры, а не вагоны, пришел к выводу, что несоблюдение требований названного пункта не может являться основанием для признания результатов взвешивания контейнеров недостоверными. При этом суд апелляционной инстанции, установив на основании актов общей формы и коммерческих актов излишек массы грузов, перевозимых в спорных контейнерах, признал доказанным факт внесения грузоотправителем недостоверных сведений о массе груза в перевозочных документах, что явилось основанием для взыскания штрафа по основаниям, предусмотренным в статье 98 УЖТ РФ. Кроме того, суд апелляционной инстанции, учитывая, что контрольные перевески, в ходе которых выявлено превышение грузоподъемности вагона № 59996900, произведены не в соответствии с пунктами 7.4.-7.4.1 Рекомендации МИ 3115-2008, произвел самостоятельный расчет штрафа за превышение грузоподъемности вагона, предусмотренного статьей 102 УЖТ РФ, исходя из математического сложения фактического веса каждого из контейнеров, определив фактическую массу нетто в вагоне № 59996900, которая составила 73 424 кг при грузоподъемности вагона 72 000 кг, установив излишек массы груза против трафаретной грузоподъемности вагона - 1 424 кг. Рассмотрев заявление ПАО «ВМТП» о применении статьи 333 ГК РФ, суд апелляционной инстанции признал его обоснованным и взыскал с ответчика сумму штрафов за два нарушения в общем размере 553 752 руб.

Поддерживая в рассматриваемом случае выводы суда первой инстанции, суд округа находит их соответствующими представленным в дело доказательствам, установленным на их основе обстоятельствам спора и примененному законодательству.

Так, обращаясь в суд, истец сослался на акт общей формы от 22.08.2021 № 51436 и коммерческий акт от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281, акт общей формы от 01.09.2021 № 53174 и коммерческий акт от 01.09.2021 № ВСБ2101351/268, акт общей формы от 01.09.2021 № 53169 и коммерческий акт от 01.09.2021 № ВСБ2101349/266, акт общей формы от 01.09.2021 № 53171 и коммерческий акт от 01.09.2021 № ВСБ2101350/267, указав на то, что на станции Иркутск-Сортировочный ВостСибЖД перевозчиком проведена перевеска на вагонных весах РТВ-Д вагона № 59996900, далее произведена контрольная перевеска данного вагона на тензометрических вагонных весах ВЕСТА-СД-100 № 141580 без остановки и расцепки, в движении; произведена перевеска каждого контейнера № FESU2096812, № FESU2118450, № FESU2133602 по отдельности на вагонных весах ООО «Терминал» методом определения массы на весах (в движении), взвешивание груженных вагонов (тара по трафарету), контейнеры № FESU2096812 и № FESU2133602 сняты с вагона № 59996900 и переставлены на порожние вагоны № 59987495, № 94414612, контрольная перевеска контейнера № FESU2118450 произведена на вагоне № 59996900, в результате выявлен перегруз сверх грузоподъемности вагона № 59996900, а также недостоверное указание в транспортных документах сведений о массе перевозимого груза.

Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что контрольное взвешивание спорного вагона проведено с нарушением Рекомендации МИ 3115-2008 в части пунктов 7.4 - 7.4.1, регулирующей специальный порядок контрольных перевесок грузов, результаты которых больше или равны трафаретной грузоподъемности вагонов, поскольку истцом нарушены требования к порядку определения массы груза сверх грузоподъемности вагона.

Данный порядок предусматривает проведение контрольных перевесок методом взвешивания на вагонных весах груженого и порожнего вагона с остановкой и расцепкой так, чтобы погрешность метода измерений была минимальной, что обеспечивает наибольшую достоверность при сравнении массы груза с трафаретной грузоподъемностью вагона.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.04.2013 № 16398/12, решение вопроса о наличии перегруза вагонов зависит от применения Рекомендации МИ 3115-2008, при этом названная Рекомендация подлежит применению, если не доказано, что использование методики, изложенной в этом документе, приводит к ошибочному или недостоверному результату.

Суд первой инстанции установил, что вопреки названному требованию повторная контрольная перевеска вагона с остановкой и расцепкой вагона не проводилась, в связи с чем пришел к верному выводу о том, что данные о перегрузе сверх грузоподъемности вагона, указанные в представленных истцом в материалы дела акте общей формы от 22.08.2021 № 51436 и коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281, недостоверны вследствие несоблюдения порядка проведения контрольной перевески вагона.

Далее, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи с позицией относимости, допустимости и достоверности каждого, установив, что сведения о перегрузе, представленные в актах общей формы и коммерческих актах, имеют существенные различия, суд первой инстанции пришел к выводу об их недостоверности.

Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

При этом следует учитывать, что в общеисковом процессе с равными возможностями спорящих лиц по сбору доказательств, применим обычный стандарт доказывания, который может быть поименован как «разумная степень достоверности» или «баланс вероятностей» (определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2019 № 305-ЭС16-18600).

Он предполагает вероятность удовлетворения требований истца при представлении им доказательств, с разумной степенью достоверности подтверждающих обстоятельства, положенные в основание иска.

Так, согласно представленным истцом в материалы дела актам общей формы и коммерческим актам следует, что:

- контейнер FESU2096812: согласно акту общей формы от 01.09.2021 № 53174: по документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101351/268 указано, что по документам значится: вес брутто вагона 43 220 кг, тара вагона 21 000 кг. При этом в акте общей формы от 01.09.2021 № 53174 значится, что с учетом предельно допустимого расхождения масса НЕТТО составляет 24 328 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101351/268: с учетом предельного расхождения вес БРУТТО контейнера составляет 24 328 кг, вес НЕТТО контейнера 22 108 кг.

- контейнер FESU2133602: согласно акут общей формы от 01.09.2021 № 53171: по документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101350/267 указано, что по документам значится: вес брутто вагона 43 320 кг, тара вагона 21 100 кг. При этом в акте общей формы от 01.09.2021 № 53171 значится, что с учетом предельно допустимого расхождения масса НЕТТО составляет 24 728 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101350/267: с учетом предельного расхождения вес БРУТТО контейнера составляет 24 728 кг, вес НЕТТО контейнера 22 508 кг.

- контейнер FESU2118450: согласно акут общей формы от 01.09.2021 № 53169: по документу значится: вес брутто 44 220 кг, тара 22 000 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101349/266 указано, что по документам значится: вес брутто вагона 43 920 кг, тара вагона 21 700 кг. При этом в акте общей формы от 01.09.2021 № 53169 значится, что с учетом предельно допустимого расхождения масса НЕТТО составляет 24 878 кг, тогда как в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101349/266: с учетом предельного расхождения вес БРУТТО контейнера составляет 24 878 кг, вес НЕТТО контейнера 22 658 кг.

Во всех документах, составленных истцом, сведения о массе брутто и массе нетто контейнеров существенно различаются, кроме того, в акте общей формы от 22.08.2021 № 51436 излишек массы груза против трафаретной грузоподъемности вагона указан 2 400 кг, в коммерческом акте от 01.09.2021 № ВСБ2101382/281 излишек указан 1 934 кг, суд апелляционной инстанции установил излишек массы груза – 1 424 кг, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленными в материалы дела доказательствами истцом доказан факт внесения ответчиком недостоверных (искажения) сведений о массе грузе в перевозочных документах № ЭВ191012, № ЭВ 190989, № ЭВ 181911 является ошибочным, поскольку достоверно установить массу брутто/нетто контейнеров, а также излишек массы груза против трафаретной грузоподъемности вагона из представленных в материалы настоящего дела доказательств не представляется возможным.

Одновременно, материалами дела установлено, что при контрольной перевеске контейнер № FESU2133602 снят с вагона № 59996900 и переставлен на порожний вагон № 94414612, при этом в материалы дела не представлена справка о вагоне № 94414612 из АБД ПВ. Перевозчик, производя контрольную перевеску груза методом определения массы груза на весах (в движении), взвешивание груженых вагонов (тара по трафарету), указал в коммерческом акте, что тара порожнего вагона составляет 21 100 кг. Вместе с тем отсутствие в материалах дела соответствующей справки на вагон № 94414612 из АБД ПВ не позволяет установить единых достоверных сведений о массе данного порожнего вагона.

Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, что перевозимый груз («мука кормовая рыбная») является конкретной партией товара с определенным весом и количеством мешков, которая проходила проверку и ветеринарный надзор, поскольку в силу пункта 53 Правил перевозок грузов от 27.07.2020 № 256 подлежит ветеринарному контролю. При передаче груза экспедитору АО «АСК» предоставило для осуществления перевозки ветеринарные свидетельства с верным весом груза. Представленные в материалы дела транспортные железнодорожные накладные по спорным отправкам в графе «Особые заявления и отметки грузоотправителя (отправителя)» содержат ссылки на ветеринарные свидетельства с указанием их даты и номера, следовательно, ответчик заявил массу груза исходя из данных ветеринарных свидетельств, что также указывает о недостоверности представленных перевозчиком сведений о массе груза.

Кроме того, одним из элементов начисления штрафа за искажение в транспортной железнодорожной накладной массы груза в порядке статьи 98 УЖТ РФ выступает возможность возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

В соответствии с пунктом 5.8.11 распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», в соответствии с которым при подтверждении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона в ЕАСАПР М оформляется коммерческий акт; производится отгрузка излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности, факт отгрузки оформляется актом общей формы в ЕАСАПР М; после отгрузки проводится повторная перевеска вагона, результаты перевески оформляются актом общей формы в ЕАСАПР М, а также соответствующей записью в Книге учета контрольных перевесок в ЕАСАПР М.

Однако при выявлении в ходе контрольной перевески излишка массы перевозимого груза ОАО «РЖД» продолжило перевозку груза до станции назначения на той же платформе, без перегруза, из чего следует отсутствие риска для безопасности движения состава либо условий для возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Таким образом, поскольку истец в нарушение части 1 стать 65 АПК РФ не доказал, что ответчик в перевозочных документах указал недостоверные сведения о массе груза, а также обстоятельства превышения грузоподъемности вагона, то суд кассационной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений (пункт 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, верно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции судом кассационной инстанции не установлено, а также, принимая во внимание неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и ошибочность сделанных им выводов, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2023 по делу № А51-5496/2022 Арбитражного суда Приморского края отменить, решение суда от 25.01.2023 по настоящему делу оставить в силе.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу публичного акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Г.А. Камалиева

Судьи Н.Ю. Мельникова

Е.К. Яшкина