ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5670/19 от 04.12.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

декабря 2019 года                                                                  № Ф03-5670/2019

Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен декабря 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Филимоновой Е.П.

Судей: Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от администрации Алеутского муниципального района – ФИО1, представитель по доверенности б/н от 14.06.2019;

от Контрольно-счетной палаты Камчатского края – представитель не явился;

от третьих лиц: индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, общества с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания», муниципального унитарного предприятия «Никольская управляющая организация» - представители не явились;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Камчатского края

на решение от 18.04.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019

по делу № А24-4755/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению администрации Алеутского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684500 <...> Октября, 13)

к Контрольно-счетной палате Камчатского края (ОГРН <***>,    ИНН <***>, адрес: 683017, <...>)

третьи лица: индивидуальный предприниматель ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), индивидуальный предприниматель ФИО3                    (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684500, <...>), муниципальное унитарное предприятие «Никольская управляющая организация» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684500, <...> Октября, 24)

о признании недействительным представления

Администрации Алеутского муниципального района (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее – контрольно-счетная палата) от 18.05.2018 № 14 (в редакции от 12.12.2018).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3, общество с ограниченной ответственностью «Командорская транспортная и строительная компания» (далее - ООО «Командорская транспортная и строительная компания»), муниципальное унитарное предприятие «Никольская управляющая организация» (далее - МУП «НУО»).

Решением суда от 18.04.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019, заявленные требования удовлетворены частично. Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты признано недействительным в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств (на странице 7 пункт 16 описательной части). В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.

В кассационной жалобе контрольно-счетная палата просит отменить решение суда первой инстанции в части исключения на странице 7 пункта 16 описательной части оспариваемого представления абзаца о нецелевом использовании бюджетных средств, выделенных администрации на капитальный ремонт наружных инженерных сетей многоквартирного дома по ул. Школьной с. Никольское Алеутского района Камчатского края в сумме 5 635, 6 тыс. руб. и многоквартирного дома по ул. Братьев Волокитиных с. Никольское Алеутского района Камчатского края в сумме 9 484, 4 тыс. руб., постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении апелляционной жалобы, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы, ссылаясь на положения Приказа Госстроя Российской Федерации от 13.12.2000 № 285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения», приводит доводы о том, что при проведении работ по подключению многоквартирных жилых домов по ул. Школьной и по ул. Братьев Волокитиных осуществлена реконструкция, но не капитальный ремонт инженерных сетей, поскольку увеличились протяженность участков тепловой сети и диаметр труб, а также были построены новые тепловые камеры. Полагает, что суд апелляционной инстанции неправомерно отказал в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

К кассационной жалобе приложены документы (копия запроса в Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 03.04.2019 № 277/ксп на 1 листе, копия ответа Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации от 11.04.2019 № А75-03К-22/508 на 1 листе, копия запроса в ООО «Топографическое бюро» от 13.03.2019 № 213/01 на 1 листе, копия ответа ООО «Топографическое бюро» от 02.04.2019 № 118 на 43 листах, копия запроса в АО «Южные электрические сети Камчатки» от 20.03.2019 № 238/КСП на 2 листах, копия ответа АО «Южные электрические сети Камчатки» от 21.03.2019 № 08-12/1320  на 47 листах, копия запроса в АО «Южные электрические сети Камчатки» от 28.03.2019 № 269/КСП на 3 листах, копия ответа АО «Южные электрические сети Камчатки» от 02.04.2019 № 41-08/1567  на 30 листах).

Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании выражали несогласие с доводами контрольно-счетной палаты, просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения; возражали против приобщения новых доказательств к материалам дела.

Учитывая полномочия суда кассационной инстанции, руководствуясь статьей 286 АПК РФ, суд округа возвращает контрольно-счетной палате вышеперечисленные приложенные к кассационной жалобе документы.

Контрольно-счетной палатой заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы  без участия ее представителя.

Третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили. Извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя администрации, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в период с 06.09.2017 по 01.11.2017 контрольно-счетной палатой проведена проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета Никольскому сельскому поселению Алеутского муниципального района.

03.10.2017 составлен акт выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по подключению двух 24-х квартирных жилых домов по ул. Школьная, 6, ул. Братьев Волокитиных, 6 А к центральным системам сетей теплоснабжения, водоотведения (канализационный коллектор), к слаботочным сетям, к системе электроснабжения, водоснабжения, ограждение водонапорных емкостей, ремонт межквартальных и придомовых территорий в с. Никольское.

04.10.2017 составлен акт выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра выполненных работ по ремонту участка магистрального водопровода от дома 29 по ул. 50 лет Октября до котельной «Центральная», по ремонту участка водопровода от ВК № 34 (52) (ул. Братьев Волокитиных) до ВК № 42 (58) по ул. Школьная, ремонт канализационного коллектора у дома № 20 по ул. 50 лет Октября, ремонт участка теплотрассы дом 7 по ул. Гагарина до дома 8 по ул. Братьев Волокитиных, от дома ул. Братьев Волокитиных до дома 29 по 50 лет Октября в с. Никольское.

Результаты проверки оформлены актом от 01.11.2017, на основании которого составлен отчет от 20.02.2018 и в адрес администрации направлено представление от 18.05.2018 № 14, пунктом 7 (с учетом изменений, внесенных 12.12.2018) резолютивной части которого заявителю предложено, в том числе, обеспечить проведение претензионной работы по возврату выплаченных подрядчикам денежных средств за фактически не выполненные работы в общей сумме 1 652, 4 тыс. руб., а в пункте 16 описательной части сделан вывод о нецелевом использовании бюджетных средств в сумме                 15 120,0 тыс. руб.

Не согласившись названным представлением в части вышеизложенных выводов, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Судебные инстанции при рассмотрении дела сочли, что оспариваемое представление в части выводов о нецелевом использовании бюджетных средств не соответствует действующему бюджетному законодательству и нарушает права и законные интересы администрации в сфере экономической деятельности. В удовлетворении остальной части заявленных требований администрации отказано, поскольку материалами дела подтверждается ненадлежащее выполнение подрядчиками принятых на себя обязательств по контрактам на общую сумму 1 652, 4 тыс. руб.

Суд округа соглашается с выводами судов в обжалуемой части, исходя из следующего.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).

В пункте 16 на странице 7 оспариваемого представления (в редакции от 12.12.2018) содержится вывод о том, что устройство наружных инженерных сетей для обеспечения подключения жилых домов по ул. Школьной и по               ул. Братьев Волокитиных на общую сумму 15 120,0 тыс. руб. имеет признаки нового капитального строительства (линейные объекты). Установлено, что средства краевого бюджета «Иные межбюджетные трансферты», направленные на капитальный ремонт наружных инженерных сетей многоквартирного дома по ул. Школьной в сумме 5 636,6 тыс. руб. и многоквартирного дома по ул. Братьев Волокитиных в сумме 9 484,4 тыс. руб., фактически использованы на строительство новых участков наружных инженерных сетей для подключения новых построенных домов к теплоснабжению, водоотведению, водоснабжению, слаботочным сетям, электроснабжению, что согласно статье 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Как установлено судами, между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (распорядитель) и администрацией (получатель) заключено соглашение от 18.10.2016 № 221-А «О реализации закона Камчатского края о краевом бюджете на текущий финансовый год в части перечисления средств краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в Камчатском крае главным распорядителем средств краевого бюджета» (далее - соглашение № 221-А), предусматривающее предоставление межбюджетных трансфертов: иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по                ул. Школьная в с. Никольское Алеутского района; иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по ул. Братьев Волокитиных в с. Никольское Алеутского района.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края уведомлением от 12.09.2016 № 1568 администрации доведены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на иные межбюджетные трансферты на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилых домов по ул. Школьная (целевая статья 05 1 06 40410) в сумме 5 635 700 руб. и по ул. Братьев Волокитиных (целевая статья 05 1 06 40450) в сумме 10 547 800 руб.

В соответствии с решением Думы Алеутского муниципального района от 30.12.2015 № 11-нпа «О бюджете Алеутского муниципального района на 2016 год» и на основании соглашения от 23.09.2016 № 01-15/52-1 «О реализации решения Думы Алеутского муниципального района о районном бюджете на текущий финансовый год в части перечислении средств районного бюджета бюджету Никольского сельского поселения главным распорядителем средств районного бюджета» администрацией перечислены средства краевого бюджета бюджету Никольского сельского поселения:

- по платежному поручению от 12.12.2016 № 211495 в сумме 5 635 700 руб. (на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по ул. Школьной);

- по платежным поручениям от 26.12.2016 № 297036 в сумме 2 084 700 руб., от 27.12.2016 № 310079 в сумме 7 400 000 руб. (на капитальный ремонт наружных сетей для обеспечения подключения жилого дома по ул. Братьев Волокитиных).

Судами установлено и не оспаривается сторонами, что полученные в рамках соглашения № 221-А бюджетные средства были направлены на выполнение капитального ремонта инженерных сетей для обеспечения подключения двух жилых домов по ул. Школьной и по ул. Братьев Волокитиных.

Для выполнения данных работ администрацией по результатам проведенного аукциона в электронном виде заключены с                                    ООО «Командорская транспортная и строительная компания» следующие контракты:

1) контракт от 31.10.2016 № 0138300004816000024-0210503-01 на сумму 982 940, 10 руб. на выполнение работы по устройству системы водоотведения (канализационного коллектора), строящегося 24-х квартирного жилого дома в с. Никольское Алеутского района по                            ул. Школьная. Дополнительным соглашением от 21.11.2016 № 01-15/70 стороны изменили наименование согласованных работ, заменив их словами «выполнить работы по капитальному ремонту наружных инженерных сетей для обеспечения подключения многоквартирного жилого дома по                         ул. Школьная в с. Никольское Алеутского района к системе водоотведения (канализационный коллектор)».

21.11.2016 без каких-либо замечаний подписаны акт приемки законченного капитального ремонта объекта и акт формы КС-2. Оплата за выполненные работы произведена платежными поручениями от 14.12.2016 № 225852 на сумму 493 807, 58 руб. и № 225862 на сумму 489 132, 52 руб.

2) контракт от 07.11.2016 № 0138300004816000025-0210503-01 на сумму 4 652 700 руб. на выполнение работ по подключению 24-х квартирного жилого дома в с. Никольское Алеутского района по ул. Школьная к центральной системе теплоснабжения.

02.12.2016 подписаны акт приемки законченного капитального ремонта объекта, согласно которому общая протяженность отремонтированных сетей теплоснабжения 186 м, стоимость выполненных работ 4 652 700 руб. и акт формы КС-2. Оплата произведена платежными поручениями от 14.12.2016    № 225857 на сумму 2 330 200 руб. и № 225861 на сумму 2 322 500 руб.

3) контракт от 14.12.2016 № 0138300004816000031-0210503-01 на сумму 853 961, 28 руб. на выполнение работ по подключению многоквартирного жилого дома в с.Никольское Алеутского района по ул. Братьев Волокитиных к системе водоотведения. 19.12.2016 без замечаний подписаны акт приемки законченного капитального ремонта объекта и акт формы КС-2.

4) контракт от 26.12.2016 № 0138300004816000029-0210503-01 на сумму 7 400 000 руб. на выполнение работ по подключению многоквартирного жилого дома в с. Никольское Алеутского района по ул. Братьев Волокитиных к центральной системе теплоснабжения. 29.12.2016 без замечаний подписаны акт приемки законченного капитального ремонта объекта и акт по форме КС-2.

5) контракт от 14.12.2016 № 01383000048116000030-0210503-01 на сумму 653,4 тыс. руб. на выполнение работ по капитальному ремонту наружных инженерных сетей для обеспечения подключения к системе водоснабжения жилого дома по ул. Братьев Волокитиных. Акт приемки капитального ремонта подписан сторонами 19.12.2016, акты формы КС-2 28.12.2016, оплата произведена платежным поручением № 323404 от 28.12.2016 в полном объеме.

6) контракт от 14.12.2016 № 01383000048116000032-0210503-01 на сумму 235,9 тыс. руб. на выполнение мероприятий по капитальному ремонту инженерных сетей для обеспечения подключения сетей жилого дома по                 ул. Братьев Волокитиных к системе энергоснабжения. После подписания акта приемки 19.12.2016 и актов формы КС-2 28.12.2016 платежным поручением № 323406 от 28.12.2016 произведена оплата.

7) контракт от 14.12.2016 № 01383000048116000033-0210503-01 на сумму 341,5 тыс. руб. на выполнение мероприятий по капитальному ремонту инженерных сетей для обеспечения подключения жилого дома по ул. Братьев Волокитиных к слаботочным сетям. Акт приемки капитального ремонта объекта подписан 19.12.2016, акты формы КС-2 - 28.12.2016, оплата произведена платежным поручением № 323403 от 28.12.2016.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.1 статьи 1 ГрК РФ).

Капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов (пункт 14.3 статьи 1 ГрК РФ).

Как установлено судами, ни в акте от 01.11.2017, ни в актах выборочных контрольных обмеров и визуального осмотра от 03.10.2017 и от 04.10.2017 не содержится вывода о том, что в результате проведенных инженерных работ изменился класс, категория и (или) первоначально установленные показатели функционирования данного объекта либо потребовалось изменение границ полос отвода и (или) охранных зон, что на основании пункта 14.3 статьи 1 ГрК РФ исключало бы возможность признания таких работ капитальным ремонтом линейного объекта.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в том числе письма АО «Южные электрические сети Камчатки» от  06.03.2018 № 26-06/1161, от 06.03.2018 № 26-06/1135 и  от 20.04.2018 № 41-08/1830, письма МУП «НУО» от 19.04.2018 № 150 и от 19.04.2018 № 151, судебные инстанции установили, что спорные инженерные наружные сети существовали до строительства двух новых домов  по ул. Школьная и по                ул. Братьев Волокитиных и были отремонтированы без изменения первоначальных параметров и показателей функционирования, без изменения границ полос отвода и охранных зон.

Довод контрольно-счетной палаты о том, что объекты имеют признаки нового строительства был предметом оценки судов и обоснованно отклонен.

Как верно указано судами, то обстоятельство, что при проведении капитального ремонта наружных инженерных сетей для обеспечения подключения жилых домов какие-то коммуникации были заменены на новые, не означает, что выполненные работы являются новым строительством.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, поскольку факт выполнения спорных работ подтвержден и из материалов дела не следует, что средства краевого бюджета были направлены на иные цели, не соответствующие соглашению № 221-А, судебные инстанции, правильно применив нормы действующего законодательства, обоснованно не согласились с выводом контрольно-счетной палаты о нецелевом использовании администрацией бюджетных средств в сумме 15 120, 0 тыс. руб. и признали оспариваемое представление в данной части недействительным.

Руководствуясь статьями 9, 10, 65, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции правомерно отклонил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку контрольно-счетная палата не подтвердила, что данные документы не могли быть представлены в суд первой инстанции.

Ссылки контрольно-счетной палаты на судебную практику в подтверждение своих доводов не могут быть приняты, так как судебные акты по указанному делу основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле.

Остальные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии контрольно-счетной палаты с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.04.2019 в обжалуемой части, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу № А24-4755/2018 Арбитражного суда Камчатского края в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           Е.П. Филимонова                    

Судьи                                                                                    Н.В. Меркулова         

                                                                                         Л.М. Черняк