АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
ноября 2021 года № Ф03-5724/2021
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен ноября 2021 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Черняк Л.М., Ширяева И.В.,
при участии:
от Администрации Усть-Камчатского муниципального района – ФИО1, представитель по доверенности б/н от 10.01.2021;
от Заместителя прокурора Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры – представитель не явился;
от Прокуратуры Камчатского края – представитель не явился;
рассмотрев в онлайн – заседании кассационную жалобу Администрации Усть - Камчатского муниципального района
на решение от 30.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021
по делу № А24-2037/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Администрации Усть-Камчатского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 684415, <...> Октября, д. 24)
к Заместителю прокурора Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры третье лицо: Прокуратура Камчатского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683024, <...>)
о признании недействительным представления
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Камчатского муниципального района (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края
с заявлением к Заместителю прокурора Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры (далее – прокуратура) о признании незаконным представления от 31.03.2021 № 07-02-2021 об устранении нарушений федерального законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Камчатского края.
Решением суда от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Администрация в жалобе и её представитель посредством участия в онлайн судебном заседании суда округа, настаивают на незаконности представления от 31.03.2021. Ссылаясь на положения Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ), Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), считают, что у администрации отсутствуют основания для размещения на сайте указанной в представлении информации, поскольку администрация не наделена полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Полагают, что возложение прокуратурой на администрацию обязанности по размещению, в том числе информации, предусмотренной пунктом 6 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, незаконно, поскольку данная обязанность отнесена к полномочиям специально созданного органа - Корпорации развития малого и среднего предпринимательства. Обращают внимание на допущенное прокуратурой процессуальное нарушение, выразившееся в вынесении оспариваемого представления без проведения проверки. Кроме того, считают, что требование о рассмотрении оспариваемого представления совместно с участием представителя прокуратуры является нарушением положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу не представили, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что прокуратурой, в соответствии с пунктом 1.1 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» в целях соблюдения требований законодательства в сфере осуществления информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности, проведён мониторинг открытых источников информации.
По результатам мониторинга, прокуратурой установлено, что на официальном сайте органа местного самоуправления – администрации, по состоянию на 30.03.2021 отсутствует информация, предусмотренная пунктами 3-5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, что является нарушением прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также прав и законных интересов неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
31.03.2021 прокуратура вынесла в отношении администрации представление № 07-02-2021 об устранении нарушений федерального законодательства, которым предложено: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры и принять соответствующие меры по устранению выявленных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий, им способствующих (пункт 1); привлечь виновных должностных лиц, допустивших указанные нарушения, к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение действующего законодательства (пункт 2); о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Усть-Камчатскую межрайонную прокуратуру в письменной форме с приложением копий принятых решений в установленный законом месячный срок со дня внесения представления (пункт 3).
Не согласившись с представлением, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (пункт 3 статьи 22).
В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
С учетом изложенного судами сделан правильный вывод о том, что оспариваемое представление вынесено заместителем прокурора Усть-Камчатской межрайонной прокуратуры в рамках предоставленных ему полномочий по внесению актов прокурорского реагирования.
В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Закона № 131-ФЗ создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии со статьёй 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, отнесено в том числе: 1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; 3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; 4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; 5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются: доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 2); открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
В соответствии со статьей 16 Закона № 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций.
В силу части 1 статьи 19 Закона № 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктами 3, 4, 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ установлено, что информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией: о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ информация, указанная в части 2 настоящей статьи, является общедоступной и размещается в сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
Таким образом, системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволил судам прийти к верному выводу о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
Суды установили, что информация, предусмотренная пунктами 3, 4, 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ на официальном сайте органа местного самоуправления – администрации, в сети «Интернет» не размещалась, что свидетельствует о нарушении администрацией прав субъектов малого и среднего предпринимательства на оказание информационной поддержки, а также прав и законных интересов неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
На основании изложенного, по верным выводам судов, у прокуратуры имелись законные основания для вынесения в отношении администрации оспариваемого представления.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя жалобы о том, что администрация не наделена отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также не располагает и не может располагать спорными сведениями подлежит отклонению как противоречащий приведенным выше положениям Закона № 209-ФЗ, Закона № 131-ФЗ и Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Вместе с этим, суды обоснованно приняли во внимание то обстоятельство, что пункт 31 статьи 7 Устава Усть-Камчатского муниципального района, размещенного на официальной сайте Усть-Камчатского муниципального района, относит к вопросам местного значения муниципального района, в том числе содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Приказом Минэкономразвития России от 27.07.2015 № 505 утверждены требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 статьи 19 Закона № 209-ФЗ.
В соответствии с пунктами 2, 4 указанных требований информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений. Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.
Пунктом 8 требования предусмотрено, что при размещении информации на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, наделенного отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства, такая информация должна быть доступна пользователям путем последовательного перехода по гиперссылкам в отдельный раздел сайта, начиная с главной страницы сайта. Количество таких переходов (по кратчайшей последовательности) должно быть не более трех.
Следовательно, по верным выводам судов, отсутствие на официальном сайте органа местного самоуправления либо на сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» необходимой информации, влечёт нарушение прав хозяйствующих субъектов на получение информационной поддержки, прав неопределённого круга лиц на получение предусмотренной законом информации.
Наличие на официальном сайте администрации ссылок на официальные сайты Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики, по мотивированному замечанию судов, само по себе не свидетельствует о соблюдении заявителем требований, предусмотренных пунктами 3, 4, 5 части 2 статьи 19 Закона № 209-ФЗ.
Доводы заявителя о допущенных прокуратурой процессуальных нарушениях, верно отклонены судами.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Из материалов дела следует, что прокуратура выявила нарушение заявителем законодательства в сфере осуществления информационной поддержки субъектов предпринимательской деятельности путем изучения официального сайта органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». То есть, факт нарушения был подтвержден немедленно, без организации проведения проверки в порядке Закона № 294-ФЗ.
При этом, как правильно указали в силу пункта 3 статьи 7 Закона о прокуратуре прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Следовательно, изложенное в оспариваемом представлении требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры соответствует положениям Закона о прокуратуре.
При установленных обстоятельствах, суды правомерно отказали администрации в удовлетворении заявления, поскольку оспариваемое представление не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты -отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А24-2037/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи Л.М. Черняк
И.В. Ширяев