АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
14 декабря 2023 года № Ф03-5768/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2023 года.
председательствующего судьи Луговой И.М.
судей Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Розенталь Групп «Ботейн»: ФИО1, представитель по доверенности от 22.12.2022 № 49;
от Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 09.01.2023 № 22;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края
на решение от 28.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023
по делу № А73-5516/2022 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Розенталь Групп «Ботейн» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680031, <...>)
к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680021, <...>)
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Розенталь Групп «Ботейн» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Главному управлению регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее – управление) о признании недействительным предписания от 02.03.2022 №П2022-02.1-0444.
Решением суда от 28.06.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023, требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Управление в жалобе и его представитель в суде округа полагали выводы судов о незаконности оспариваемого ненормативного правого акта ошибочными, сделанным при неполно выясненных обстоятельствах. Не согласились с выводами судов том, что понуждение управляющей компании через суд к установке прибора учета холодной воды законом не предусмотрено, поскольку у управления в силу действующего законодательства имеются полномочия понуждать управляющие организации к соблюдению обязательных лицензионных требований путем выдачи предписания об устранения нарушений и контролировать их исполнение. Настаивали, что обстоятельства по делу №А73-2139/2022 не применимы к настоящему спору, а у заявителя есть обязанность по ремонту и замене неисправного прибора учета холодной воды в силу требований, установленных частью 2.3. статьи 161 ЖК РФ, как на лице, отвечающем за надлежащее содержание общего имущества МКД.
Общество в отзыве и его представитель в суде округа доводы кассационной жалобы отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
Судами из материалов дела установлено, что общество является управляющей организацией и на основании договоров управления от 26.10.2018 № 60/10-2018 и от 25.05.2019 №70/05-2019 и осуществляет управление многоквартирными домами №4, №5 в квартале Европейский в с. Мирное Хабаровского района Хабаровского края (далее - МКД).
На основании заключенного 01.12.2018 между ООО «Экология» и обществом договора холодного водоснабжения и водоотведения (далее - договор), организация водопроводно-канализационного хозяйства обязалась осуществлять абоненту отпуск (получение) холодной питьевой воды из артезианской скважины (лицензия серия ХАБ №00537BP от 27.01.2017 выдана Министерством природных ресурсов Хабаровского края) через присоединенную водопроводную сеть, а также прием (сброс) сточных вод в локальные очистные сооружения и канализационный коллектор организации водопроводно-канализационного хозяйства, а общество - её оплачивать. Местом исполнения обязательств по договору, с учетом дополнительного соглашения от 07.08.2019, определены МКД № 4, №5, которые при вводе в эксплуатацию были оснащены общедомовыми приборами учета ХВС.
Обязанность общества по замене вышедших из строя приборов учета условиями договором не закреплена.
Общедомовые приборы учета ХВС вышли из строя в сентябре 2021 года, что зафиксировано в совместном акте от 23.09.2021 сервисной организации- ООО «Центр учета безопасности и снабжения» и управляющей организации. По информации ООО «Центр учета безопасности и снабжения» от 25.10.2021, ОДПУ ХВС спорных МКД не пригодны к эксплуатации и подлежат замене или ремонту ввиду наличия механических повреждений.
После составления акта вопрос о замене приборов учета выносился управляющей компанией на обсуждение собственников МКД, решение о замене приборов за счет средств собственников из платы на содержание и ремонт не принято, напротив, даны отрицательные ответы председателей советов МКД относительно финансирования работ по замене ОДПУ.
Полагая, что управляющая организация обязана восстановить работоспособность ОДПУ холодной воды, ООО «Экология» направило в управление обращение от 07.02.2022, в котором просило принять в отношении общества меры административного воздействия в части понуждения управляющей организации к исполнению требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, правил содержания общего имущества МКД путем восстановления работоспособности (установке) ОДПУ холодной воды.
На основании распоряжения от 09.02.2022 №714-р управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении управляющей организации с целью осуществления лицензионного контроля в связи с поступившим обращением, в ходе которой, оформленной актом от 02.03.2022 №П2022-02.1-0444, исследовалась документация, связанная с выполнением обществом требований по надлежащей эксплуатации ОДПУ холодной воды в МКД и установлено, что 23.09.2021 произведен демонтаж ОДПУ холодной воды МКД для проведения проверки.
25.10.2021 ООО «Центр учета безопасности и снабжения» уведомило общество о том, что ОДПУ холодной воды имеют механические повреждения, к эксплуатации не пригодны. На дату окончания проверки управления – 02.03.2022 информации от общества об установке и вводе в эксплуатацию ОДПУ холодной воды в МКД в управление не поступило.
При таких обстоятельствах, управление пришло к выводу о нарушении обществом требований частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ, Закон об энергосбережении), части 1 статьи 157, части 1, пункта 5 части 1.1, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктов «а», «б» пункта 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 №1110 (далее - Положение №1110), подпункта «д» пункта 10, подпункта «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
По результатам проверки в адрес общества выдано предписание от 02.03.2022, которым предписано в срок до 15.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с предписанием управления, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным в арбитражный суд, который придя к выводу об отсутствии фактических причин и правовых оснований для выдачи оспариваемого ненормативного правового акта, заявление удовлетворил.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые приняли во внимание следующее.
Частями 1, 1.1 статьи 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 13 Закона № 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 5 статьи 13 Закона №261-ФЗ).
В соответствии с частями 5, 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).
В соответствии с пунктами 23, 25 Положения №1110 объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии; предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований (пункт 25).
Согласно пункту 63 Положения № 1110 в случае выявления по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия нарушения лицензиатом лицензионных требований, лицензирующим органом после оформления акта выдается предписание об устранении таких нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В соответствии с подпунктами а) и б) пункта 3 названного Положения лицензиат обязан соблюдать требования, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ и также исполнять обязанности по договору управления многоквартирным домом, предусмотренные частью 2 статьи 162 ЖК РФ, соответственно.
Подпунктом «д» пункта 10 Правил №491 определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон №35-ФЗ).
В подпункте «с» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), указано, что исполнитель обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением за исключением случаев, когда предоставление коммунальных услуг потребителям в соответствии с настоящими Правилами осуществляется ресурсоснабжающей организацией, а также установку и ввод в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
В рассматриваемом случае управление, ссылаясь на положения подпункта «к» пункта 11 Правил №491, части 12 статьи 13 Закона №261-ФЗ вменило управляющей компании не выполнение обязанности по ремонту или замене ОДПУ холодной воды в МКД за счет средств, вносимых собственниками помещений по статье «содержание и текущий ремонт жилого помещения».
Суды, проверяя данное утверждение, сочли его ошибочным, мотивировано исходя их того, что было признано сторонами и не оспаривалось, что при вводе домов в эксплуатацию общедомовые приборы учета ХВС были установлены в МКД.
В связи с чем, суды признали, что в таком случае законодательно установленная обязанность собственников (потребителей) по установке приборов учета на объектах, а также договорное условие по установке приборов учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности исполнено управляющей организацией на момент заключения договора, была выполнена.
Кроме того, судами установлено, что в рамках дела №А73-2139/2022 Арбитражным судом Хабаровского края рассмотрен спор по иску ООО «Экология» к обществу об обязании установить и ввести в эксплуатацию ОДПУ холодной воды в спорных домах.
Решением суда от 31.05.2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.03.2023, Определением Верховного Суда РФ от 29.06.2023 №303-ЭС23-9875 в иске отказано, поскольку суды пришли к заключению о том, что «Вместе с тем в силу пункта 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления истец был обязан приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
…при невыполнении обязанности по установке прибора учета, его замене в случае неисправности ресурсоснабжающая организация устанавливает и вводит в эксплуатацию прибор с последующим возмещением стоимости выполненных работ, принудительное понуждение к данным действиям управляющей организации не предусмотрено, избран ненадлежащий способ защиты права».
Приняв во внимание фактические обстоятельства по делу № А73-2139/2022, по верным выводам судов, имеющих непосредственное отношение к предмету настоящего спора, основываясь на положениях части 2 статьи 69 АПК РФ, суды признали незаконным вынесенное в адрес управляющей организации предписание.
Правовых оснований для утверждения о несоответствии выводов судов установленным по делу обстоятельствам, как и полномочий для переоценки сделанных выводов, у суда округа в силу предоставленных полномочий не имеется.
Такими образом, доводы кассационной жалобы не нашли подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.
Поскольку судом первой инстанции и апелляционным судом правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.06.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по делу № А73-5516/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев