АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
07 февраля 2024 года № Ф03-5772/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Дроздовой В.Г.
судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.
при участии:
от истца: ФИО1, представителя по доверенности от 12.07.2022;
от ответчика: ФИО2, представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по доверенности от 17.05.2023 № 2.4-54-7503;
от третьего лица: ФИО3, представителя по доверенности от 19.01.2024 № 01-11-9,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 06.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023
по делу № А73-20590/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 682863, <...>)
к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 682860, <...>); к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 680000, <...>)
о взыскании 1 400 351 руб. 89 коп.
третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 680002, <...>)
УСТАНОВИЛ:
рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября (далее - истец, артель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с уточненным впоследствии исковым заявлением к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее - управление) о взыскании неполученных доходов, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, в соответствии с соглашением от 13.01.2022 № 5 в сумме 1 400 351,89 руб.
Определением от 23.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, министерство) и Министерство финансов Хабаровского края.
Определением от 20.04.2023 Министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено судом к участию в деле в качестве соответчика.
Решением от 06.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023, с Министерства ЖКХ Хабаровского края в пользу рыболовецкой артели (колхоз) имени 50 лет Октября взыскана компенсация в сумме 1 400 351,89 руб., в удовлетворении иска к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края отказано.
Не согласившись с названными решением и апелляционным постановлением, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, согласно которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска к министерству.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что судом установлено перефинансирование Ванинского муниципального района на сумму 505,6 млн.руб. по состоянию на 01.01.2022 и на дату прекращения бюджетных полномочий муниципального района – 01.03.2022 на сумму 355,5 млн.руб., однако позиция о возможности направления этих средств для возмещения спорных затрат отклонена; ссылается на перефинансирование администрацией МУП «Янтарь» на сумму 338 492 008 руб., в связи с чем обязанность возврата в краевой бюджет излишне перечисленных средств субсидии, не подтвержденных фактическим объемом тепловой энергии, реализованной населению, лежит на администрации Ванинского муниципального района; ссылается на судебный акт по делу № А73-2677/2023; по мнению заявителя, судами неверно определен надлежащий ответчик по заявленному иску, поскольку с учетом положительного сальдо на 01.01.2022 по состоянию на 01.03.2022 финансовые обязательства краевого бюджета по предоставлению субвенций администрации района на возмещение спорных убытков исполнены в полном объеме.
Рыболовецкой артелью (колхоз) имени 50 лет Октября представлен отзыв на кассационную жалобу, согласно которому истец возражает против ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители Министерства ЖКХ Хабаровского края и Министерства финансов Хабаровского края поддержали доводы кассационной жалобы в полном объеме. Представитель истца просил оставить судебные акты без изменения по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте арбитражного суда в сети «Интернет», своего представителя для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направило, что не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность решения и апелляционного постановления, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, рыболовецкая артель (колхоз) имени 50 лет Октября является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги поставки тепловой энергии для населения на территории Даттинского сельского поселения Ваниского района Хабаровского края.
13.01.2022 между управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края (главный распорядитель средств районного бюджета) и рыболовецкой артелью (колхоз) имени 50 лет Октября (получатель) заключено соглашение № 5 о предоставлении из районного бюджета субсидии на компенсацию организации убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района, предметом которого являлось предоставление из районного бюджета в 2022 году субсидии в целях:
- компенсации убытков получателя, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению на территории Ванинского муниципального района;
- достижения результатов муниципальной программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Ванинского муниципального района Хабаровского края», утвержденной постановлением администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 08.11.2013 № 1136 «О муниципальной программе «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Ванинского муниципального района Хабаровского края» (пункт 1.1 соглашения).
В силу пункта 2.1 соглашения субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе 1 настоящего соглашения, в общем размере 4 893 300 руб., в том числе в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края как получателю средств районного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации, в следующем размере: в 2022 году в размере 4 893 300 руб. по коду БК 832, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 051030П120, вид расходов 811.
Пунктом 6.1.1 соглашения установлено, что оно распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2022.
Дополнительным соглашением от 05.04.2022 № 1 соглашение от 13.01.2022 № 5 расторгнуто сторонами.
Пунктом 2.3 дополнительного соглашения № 1 предусмотрено, что управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района в течение пяти дней со дня расторжения соглашения от 13.01.2022 № 5 обязано перечислить получателю сумму субсидии 1 600 531,89 руб. при условии зачисления средств субвенций на лицевые счета управления жизнеобеспечения района.
В соответствии с актом сверки между управлением жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края и рыболовецкой артелью (колхоз) имени 50 лет Октября по субсидиям на компенсацию убытков в связи с производством (реализацией) тепловой энергии, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению за период с 01.01.2022 по 28.02.2022, по состоянию на 28.02.2022 задолженность по субсидии перед истцом определена в сумме 1 600 531,89 руб.
Поскольку обязательство по предоставлению субсидии управлением жизнеобеспечения района не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив материалы дела, признали надлежащим ответчиком Министерство ЖКХ Хабаровского края.
Поддерживая вывод судов, суд округа исходит из следующего.
Пунктами 4 и 5 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) определено, что тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление Пленума № 87), если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
По общему правилу надлежащим ответчиком по иску о возмещении потерь, вызванных межтарифной разницей, является то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение (пункт 3 Постановления Пленума № 87).
Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В случае передачи органам местного самоуправления данных полномочий на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу.
По смыслу приведенных законоположений эта обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления и в качестве самостоятельного государственного полномочия с соблюдением установленного федеральным законодательством порядка, а именно, как указано в статье 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», путем принятия закона субъекта Российской Федерации, который должен отвечать установленным данной статьей требованиям и вводиться в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, при условии, что в нем предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 05.02.2009 № 250-О-П, является обязательным во всех случаях.
Механизм предоставления компенсации от разницы в тарифах организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Законом Хабаровского края от 24.11.2004 № 222 «О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения» (далее - Закон Хабаровского края № 222).
Согласно статьям 2, 3 данного Закона возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф. Возмещение таких убытков является расходным обязательством Хабаровского края и их финансирование производится в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете.
Определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду (пункт 1 статьи 4 Закона Хабаровского края № 222).
Обязанность органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством Хабаровского края, предусмотрена в Законе Хабаровского края от 31.10.2007 № 150 (далее - Закон Хабаровского края № 150).
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, урегулирован в постановлении Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 № 35-пр (далее - Порядок № 35-пр).
Наличие у органа местного самоуправления государственных полномочий края непосредственно связано с указанным Порядком и, соответственно возможностью компенсации ответчиком заявленных истцом затрат, вызванных межтарифной разницей.
Как следует из Апелляционного определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.08.2019 № 58-АПА19-11 с целью оптимизации указанных полномочий, доступности и своевременности получения субсидий на возмещение убытков организациями коммунального комплекса, полномочия переданы органам местного самоуправления в соответствии с Законом Хабаровского края № 150. Положения данного закона определяют права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению. Именно в соответствии с названным законом принят Порядок № 2 (пункт 1.1), следовательно, оба названных нормативных правовых акта взаимосвязаны.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Порядка № 35-пр органами местного самоуправления в сроки, установленные подпунктом 1 подпункта 3.1.2 пункта 3.1 раздела 3 Порядка, представляется в Министерство ЖКХ края расчет объема средств на возмещение убытков. Перечисление субвенций органам местного самоуправления осуществляется министерством ежемесячно на основании расчетов на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты муниципальных образований края.
Согласно пункту 2.1 Порядка № 35-пр субвенции предоставляются Министерством ЖКХ Хабаровского края в соответствии с распределением субвенций и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на указанные цели в текущем финансовом году.
На основании пункта 2.5 раздела 2 Порядка № 35-пр по итогам отчетного финансового года и по результатам рассмотрения расчетов, отчетов и (или) документов Министерством между Министерством и администрацией муниципального образования составляется акт сверки расчетов.
Итоги актов сверок расчетов учитываются Министерством в текущем финансовом году при уточнении бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в законе о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период на реализацию Закона Хабаровского края № 150 (пункт 2.5.3 Порядка).
Пунктом 4.2 Порядка определено, что субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу может быть возложена на муниципальные образования лишь при наличии соответствующих полномочий и в случае выделения из бюджета субъекта РФ соответствующих субвенций.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 17.02.2020 № 264 «О прекращении осуществления органами местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, и о внесении изменения в статью 1 закона Хабаровского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению», прекращено с 01.03.2022 осуществление органами местного самоуправления Амурского муниципального района Хабаровского края, Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края по компенсации организациям убытков, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению, в связи с нецелесообразностью их дальнейшего осуществления (далее - Закон Хабаровского края № 264).
Неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Амурского муниципального района края, бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (статья 2 Закона Хабаровского края № 264).
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона Хабаровского края № 150 прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий влечет за собой прекращение финансирования переданных органам местного самоуправления государственных полномочий и возврат неиспользованных финансовых и материальных средств.
С момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в целях компенсации неполученных (выпадающих) доходов.
В связи с изложенным верен вывод судов о том, что управление жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края является ненадлежащим ответчиком по заявленному иску, таким ответчиком является Министерство ЖКХ Хабаровского края.
С учетом частичного погашения 200 000 руб., задолженность по субсидии за период с января по февраль 2022 года определена судами в сумме 1 400 351,89 руб., что подтверждено актами сверки, информацией о суммах начисленной и перечисленной субсидии, отчетом об использовании субвенций.
Как установлено судами, в январе – феврале 2022 года краевые субвенции в целях компенсации получателю субсидии соответствующих затрат по теплоснабжению населения Ванинского муниципального района Хабаровского края в муниципальный бюджет района министерством не перечислялись.
Учитывая прекращение полномочий у администрации района с 01.03.2022, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в силу п. 1 ст. 3 Закона Хабаровского края № 222 спорная компенсация является расходным обязательством Хабаровского края в лице Министерства ЖКХ Хабаровского края.
Доводы Министерства ЖКХ Хабаровского края о перефинансировании субвенции и о наличии положительного сальдо по состоянию на конец 2021 г. (505,6 млн. руб. по состоянию на 01.01.2022) и на дату прекращения бюджетных полномочий муниципального района (355,5 млн. руб. по состоянию на 01.03.2022) как на причину не перечисления субвенции являлись предметом исследования и оценки судов двух инстанций. Установлено, что названное сальдо не отражает реальное нахождение денежных средств на лицевом счете муниципального образования района, а только статистически показывает общую сумму авансирования ресурсоснабжающих организаций района в предыдущие годы по субвенциям, предоставленным министерством в авансовом порядке в местный бюджет и представленных в таком же порядке в качестве субсидий муниципальным образованием конкретным теплоснабжающим организациям в рамках нормативно установленного бюджетного взаимодействия Министерства ЖКХ Хабаровского края и администрации района (Порядок № 35-пр) за вычетом сумм, расходование которых в дальнейшем соответствовало целям компенсации и их надлежащее использование было подтверждено ресурсоснабжающими организациями документально, то есть сальдо показывает общую сумму неиспользованных теплоснабжающими организациями остатков субвенций (фактическое перефинансирование).
Судами установлено, что артель не указана в перечне теплоснабжающих организаций, имеющих авансовую переплату за предыдущие годы, а действующее законодательство, в том числе Порядок № 35-пр не предусматривают возможности компенсации убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию поставляемую населению, за счет числящегося в отчетной документации положительного сальдо (авансового перефинансирования других теплоснабжающих организаций) и получения денежных средств по результатам претензионной работы администрации и инициированных ею судебных процессов к таким должникам.
Исходя из того, что в силу статьи 2 Закона № 264 неиспользованные остатки субвенций, предоставленных бюджету Ванинского муниципального района края для осуществления государственных полномочий, подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и с момента прекращения осуществления органами местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края переданных им государственных полномочий Хабаровского края, у них отсутствует право на перечисление средств субсидии ресурсоснабжающим организациям для компенсации неполученных (выпадающих) доходов, администрация района в случае получения от должников (теплоснабжающих организаций) переплаты по ранее выданной субсидии не вправе ее направлять на иные цели.
Согласно ст. 2 Закона Хабаровского края № 264, п. 4 ст. 9 Закона Хабаровского края № 150 после прекращения делегированных администрации района бюджетных полномочий края работа по возврату авансовых переплат производится в рамках бюджетного контроля и межбюджетных отношений между Министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией района.
Как верно указано судами, вопросы эффективности (или не эффективности) бюджетного контроля министерства и районной администрации, связанного с формированием с нарастающим итогом на протяжении нескольких лет переходящего положительного сальдо по авансовым субвенциям и субсидиям, своевременное принятие мер по его снижению не входят в предмет настоящего спора.
После прекращения (с 01.03.2022) делегированных администрации района бюджетных полномочий края проведение ею досудебной и судебной работы по возврату авансовых переплат носит самостоятельный характер, производится в рамках бюджетного контроля и межбюджетных отношений между Министерством ЖКХ Хабаровского края и администрацией района, целевой результат данной работы направлен на возврат неиспользованных остатков субвенций в краевой бюджет (статья 2 Закона Хабаровского края №264) (пункт 4 статьи 9 Закона Хабаровского края №150).
Факт оказания истцом в исковой период (январь, февраль 2022 года) услуг по теплоснабжению и объем отпущенной тепловой энергии подтверждены представленными истцом в дело отчетами о фактически отпущенной тепловой энергии. Разногласий по объемам отпущенной истцом в спорном периоде тепловой энергии между сторонами нет.
На основании изложенного, при установленных судами обстоятельствах в удовлетворении иска к управлению жизнеобеспечения района администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края отказано правомерно, как предъявленного к ненадлежащему ответчику, требование удовлетворено за счет Министерства ЖКХ Хабаровского края.
Ссылки заявителя на судебную практику отклонены судом округа, поскольку приведенный в кассационной жалобе судебный акт не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, изучения материалов дела, суд округа считает, что суды нижестоящих инстанций верно установили имеющие существенное значение для правильного разрешения по существу настоящего спора фактические обстоятельства, в полном объеме исследовали приведенные сторонами спора доводы и возражения. Изложенные в судебных актах выводы соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основываются на верном применении норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Иное толкование ответчиком норм гражданского законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствует о нарушении судами норм материального или процессуального права, а лишь указывает на несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела и доказательств, на основании которых они установлены.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 по делу № А73-20590/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья В.Г. Дроздова
Судьи С.Ю. Лесненко
Э.Э. Падин