ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5776/2021 от 23.12.2021 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 декабря 2021 года № Ф03-5776/2021

Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе судьи Луговой И.М.,

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторонкассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Приморскому краю

на решение от 12.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021

по делу № А51-4986/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук (ОГРН 1032501282890, ИНН 2536036203, адрес: 690001, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пушкинская, 89)

к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (ОГРН 1022501312041, ИНН 2536052276, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 69)

о признании незаконным и отмене постановления

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.03.2021 №21-15/2021-9, которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 15.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 965, 16 руб.

Решением суда от 12.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера административного штрафа, превышающего 193,03 руб. В удовлетворении заявления в остальной части требований - отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Управление в жалобе считает, что в действиях учреждения имеются признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 15.14 КоАП РФ. Настаивает на нецелевом использовании заявителем бюджетных средств, поскольку средства целевой субсидии, предоставленной в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), использованы на цели, не соответствующие целям их предоставления. Полагает, что основания для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют, учитывая незначительный размер штрафа, характер совершённого учреждением правонарушения, имущественное положение заявителя, а также отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Учреждение отзыв на кассационную жалобу не представило, что не препятствует рассмотрению дела.

В соответствии с частью 5.1 статьи 211 АПК РФ и в силу положений части 2 статьи 288.2 АПК РФ кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, подлежащие рассмотрению в процедуре упрощенного судопроизводства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286, 288.2 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной не находит оснований ее удовлетворения.

Из материалов дела судами установлено, чтона основании приказа от 14.10.2020 №323о/д, в соответствии с пунктом 36 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Приморскому краю в финансово-бюджетной сфере на 2020 год управлением в отношении учреждения была проведена плановая камеральная проверка, по результатам которой составлен акт от 14.12.2020.

В ходе проведённой управлением проверки установлено, что согласно приказу от 31.01.2019 № 3-АС аспиранту Малышеву А.С. 24.01.1993 года рождения назначена государственная стипендия по результатам промежуточной аттестации.

При этом государственная академическая стипендия за июль 2019 года на сумму 3860,64 руб. начислена и выплачена штатному сотруднику учреждения, принятому на основании приказа от 09.01.2019 №10/1ок на должность лаборанта в отдел археологии, сектор раннесредневековой археологии с 09.01.2019 по 31.12.2019, Малышеву А.С., 10.06.1999 года рождения, не являющемуся аспирантом учреждения, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а являющемуся однофамильцем аспиранта Малышева А.С. 24.01.1993 года рождения.

Установив, что средства целевой субсидии, предоставленной в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей, использованы на цели, не соответствующие целям их предоставления, что является нарушением требований абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), пункта 15 Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентамстажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2016 № 1663 (далее – Порядок № 1663), пунктов 1.1, 4.3.2 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 28.01.2019 №075-02-2019-620, управление составило в отношении учреждения протокол об административном правонарушении от 01.03.2021 №21-15/2021/8 по признакам состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, с учетом пояснений учреждения, управлением вынесено постановление от 17.03.2021 №21-15/2021-9 о назначении административного наказания, которым учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 965,16 руб.

Полагая, что постановление вынесено управлением с нарушением действующего законодательства, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который пришел к выводу о наличии в действиях учреждения состава вмененного административного правонарушения, однако, с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, пришел к выводу о возможности снижения размера штрафа до 193,03 руб.

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами, которые исходили из следующего.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объективная сторона нецелевого использования бюджетных средств характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения.

Из системного анализа положений статьи 306.1 БК РФ следует, что бюджетным нарушением следует признать совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, такое действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов), органов власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу (пункт 2 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Суды установили, что учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.07.2018 №436, согласно пункту 1 которого учреждение является научной организацией. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 №215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 №1293- р учреждение передано в ведение Министерства науки и высшего образования РФ.

В соответствии с пунктами 8, 9 Устава учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, а также лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и счета по учету средств в иностранной валюте, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом.

Согласно пункту 21.7 Устава одним из видов деятельности учреждения является осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам высшего образования - программам магистратуры; программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих; дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки.

В соответствии с пунктами 27.1, 27.18 Устава учреждение обязано обеспечивать исполнение своих обязательств в соответствии с государственным заданием, планом финансово-хозяйственной деятельности за счет средств федерального бюджета и иных источников финансового обеспечения, не допускать нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Одним из источников финансового обеспечения учреждения согласно пункту 58 Устава являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета.

В силу части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Кроме того, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетным учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели. Порядок их предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

28.01.2019 в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.08.2018 №16н «Об утверждении Порядка предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство науки и высшего образования Российской Федерации осуществляет функции полномочия учредителя, в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи БК РФ» между Минобрнауки и учреждением заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии №075-02-2019-620 (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2019 году субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей.

В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения на учреждение возложена обязанность использовать субсидию для достижения цели, указанной в пункте 1.1 соглашения, предусматривающим предоставление субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей.

Согласно пункту 15 Порядка № 1663 государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам назначается в зависимости от успешности освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки на основании результатов промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком с первого числа месяца, следующего за месяцем ее окончания.

Выплата государственной академической стипендии студентам, в том числе повышенной государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений осуществляется организацией ежемесячно (пункт 18 Порядка).

Согласно части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает таким бюджетным полномочием, как обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Суды установили, что согласно приказу от 31.01.2019 №3-АС аспиранту Малышеву А.С. 24.01.1993 года рождения назначена государственная стипендия по результатам промежуточной аттестации.

При этом государственная академическая стипендия за июль 2019 года на сумму 3 860,64 руб. начислена и выплачена штатному сотруднику учреждения, принятому на основании приказа от 09.01.2019 №10/1ок на должность лаборанта в отдел археологии, Малышеву А.С. 10.06.1999 года рождения, не являющемуся аспирантом (студентом, интерном, ординатором, курсантом, адъюнктом или докторантом) учреждения, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, и установив, что средства целевой субсидии, предоставленной в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), использованы учреждением на цели, не соответствующие целям их предоставления, в результате чего учреждение нарушило требования БК РФ, Закона №273-ФЗ, порядка, соглашения от 28.01.2019, пришли к верному выводу о наличии в действиях учреждения объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьи 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: соглашением от 28.01.2019, приказом от 31.01.2019 №3-АС, платежным поручением от 08.08.2019 №452679, актом камеральной проверки от 14.12.2020, протоколом об административном правонарушении от 01.03.2021.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что учреждение приняло все возможные меры для соблюдения требований финансово - бюджетного законодательства, а также и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у учреждения реальной возможности соблюсти требования финансово - бюджетного законодательства, в материалах дела не имеется.

Довод учреждения об отсутствии события административного правонарушения, поскольку денежные средства были направлены в соответствии с кодом субсидии и кодом бюджетной классификации, то есть в соответствии с их целевым назначением, обоснованно признан судами несостоятельным.

В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно Приложению №2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 13.12.2017 №226н «Об утверждении Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 БК РФ» под кодом 01-10 закреплены субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей.

Суды, установив, что Малышев А.С. 10.06.1999 года рождения не являлся обучающимся (студентом, интерном, ординатором, курсантом, адъюнктом, аспирантом и докторантом) или воспитанником воинской части, пришли к верному выводу о нарушении учреждением принципа адресности бюджетных средств, что свидетельствует о нецелевом использовании полученных бюджетных средств.

При этом суды правомерно отметили, что учреждение, являясь организацией, финансируемой из федерального бюджета, обязано использовать поступающие ему бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств.

Довод заявителя о том, что причиной ошибочного начисления и выплаты государственной стипендии лицу, не являющемуся аспирантом (студентом, интерном, ординатором, курсантом, адъюнктом или докторантом) учреждения, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, явился технический сбой компьютерной программы, судами обоснованно отклонён, поскольку, как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, управлением выявлены факты неправомерного начисления стипендии на протяжении длительного периода времени - с февраля по август 2019 года, а факт правонарушения, за совершение которого учреждение привлечено к административной ответственности оспариваемым постановлением, имел место в июле 2019 года, следовательно, учреждение обладало достаточным временем для выявления и устранения технических неполадок при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.

Также довод учреждения о добровольном прекращении противоправного поведения в виде возврата неправомерно выплаченных денежных средств правомерно не принят судами во внимание, поскольку возврат денежных средств произведен учреждением после окончания камеральной проверки, проводимой управлением в срок с 28.10.2020 по 14.12.2020.

Устранение последствий допущенного правонарушения лицом, его совершившим, после выявления факта правонарушения, не может являться основанием для освобождения от ответственности.

Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности управлением события и состава вменяемого учреждению административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, а также вины в его совершении.

Существенных нарушений процедуры привлечения учреждения к административной ответственности судами не выявлено.

Указание в протоколе об административном правонарушении от 01.03.2021 и оспариваемом постановлении разных периодов начисления государственной стипендии (февраль 2019 года и июнь 2019 года), вопреки позиции заявителя, нельзя признать существенным процессуальным нарушением, поскольку непосредственно дата совершения правонарушения - 08.08.2019 (дата перечисления бюджетных средств в счет выплаты государственной стипендии) - указана верно и в протоколе, и в постановлении со ссылкой на платежный документ.

Утверждение заявителя о составлении протокола об административном правонарушении за пределами сроков, установленных статьей 28.5 КоАП РФ, правомерно не принято судами во внимание, поскольку их нарушение вызвано необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств дела, а пропуск такого срока не является основанием для признания постановления незаконным, поскольку общий срок давности привлечения к ответственности управлением не нарушен.

Также, отклоняется довод заявителя о нарушении управлением положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, выразившемся в повторном привлечении учреждения к административной ответственности за одно и то же правонарушение, ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

Суды установили, что согласно постановлениям от 05.03.2021 №21-15/2021-4, от 15.03.2021 №21-15/2021-5, №21-15/2021-6, №21-15/2021-7, от 17.03.2021 №21-15/2021-8, №21-15/2021-10 учреждение привлечено к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

При этом указанное правонарушение образует формальный состав, поскольку нецелевое использование средств считается оконченным правонарушением в момент совершения конкретной расчетно-платежной операции, следовательно, в каждом из поименованных случаев имеется оконченный состав правонарушения, характеризующийся объективной стороной - временем совершения каждой операции.

Тот факт, что все нарушения выявлены в ходе одной камеральной проверки, не свидетельствует о том, что в совокупности данные нарушения образуют единое противоправное действие.

Таким образом, повторного привлечения заявителя к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, нарушающего положения части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, судами обоснованно не установлено.

Учреждение привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.

Оснований для применения положений статьи 2.9, статьи 4.1.1 КоАП РФ обоснованно не установлено. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о законности постановления управления по делу об административном правонарушении.

Вместе с этим, оценив обстоятельства и проанализировав характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции и поддержавший его апелляционный суд, сочли возможным изменить оспариваемое постановление управления в части размера назначенного административного штрафа, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, и снизить штраф с 965,16 руб. до 193,05 руб. (25% от суммы перечисленных денежных средств - 3860,64 руб.). Оснований не согласиться с данными выводами судов у суда округа не имеется.

Доводы управления о необоснованном снижении размера назначенного учреждению административного штрафа, суд округа отклоняет исходя из следующего.

Пунктом 1 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

Суды, с учетом конкретных обстоятельств совершения учреждением административного правонарушения, исходя из необходимости соблюдения принципа справедливости, соразмерности наказания конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характера совершенного деяния и причиненному им вреду, пришли к выводу о том, что мера административного взыскания в виде штрафа в размере 965,16 руб. не соответствует указанным выше принципам и носит по отношению к учреждению карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, правомерно изменили оспариваемое постановление в части размера административного штрафа с назначением штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, что составило 193,05 руб. - 5% от суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

На основании изложенного, доводы управления не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела в суде округа.

Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено, то оснований для пересмотра в порядке кассационного производства указанных судебных актов судом округа не выявлено.

Руководствуясь статьями 286-289, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 12.07.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2021 по делу № А51-4986/2021 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.М. Луговая