ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5835/2023 от 07.12.2023 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

11 декабря 2023 года № Ф03-5835/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2023 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии:

от ООО «Спектрум»:Балацкая А.В., представитель по доверенности от 03.02.2023;

от УФНС России по Приморскому краю: Абрашин И.С., представитель по доверенности № 05-09/6 от 14.02.2023;

от МИФНС России № 15 по Приморскому краю: Яскевич А.А., представитель по доверенности от 15.05.2023 № 21-11/17453;

от Дальневосточного таможенного управления: Сабурова Н.Г., представитель по доверенности от 14.09.2022;

от Владивостокской таможни: представитель Барсегян В.А. по доверенности от 17.11.2022;

от МИФНС России № 14 по Приморскому краю: представитель не явился;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спектрум»

на решение от 26.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023

по делу № А51-16375/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Спектрум»

к Управлению Федеральной налоговой службы по Приморскому краю, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю

третьи лица: Дальневосточное таможенное управление, Владивостокская таможня, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю

о признании недействительными решений, действий регистрирующих органов

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Спектрум» (ОГРН 1192536033546, ИНН 2540253747; адрес: 690065, Приморский край, г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9, офис 501; далее – ООО «Спектрум», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ОГРН 1042504383206, ИНН 2540029914; адрес: 690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Пихтовая, зд. 20; далее – Управление) от 11.05.2022 № 15-10/19095@, об отмене решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (ОГРН 1042503042570, ИНН 2536040707; адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, Океанский пр-кт, д. 40; далее – инспекция) от 10.03.2022 № 2061А о государственной регистрации ликвидации, принятое в отношении ООО «Спектрум», и о признании незаконными действий инспекции о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11.05.2022 ГРН 2222500297347 о признании недействительными записей от 10.03.2022 ГРН 2222500148858 (ликвидация юридического лица) и ГРН 2222500148869 (снятие с налогового учета) (с учетом принятых судом уточнений). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать регистрирующий орган исключить из ЕГРЮЛ записи от 11.05.2022 ГРН 2222500297347 о признании недействительными записей (аннулировать данные записи) и восстановить записи в ЕГРЮЛ от 10.03.2022 ГРН 2222500148858 (ликвидация юридического лица) и ГРН 2222500148869 (снятие с налогового учета) в течение 5 рабочих дней со дня вынесения судебного акта по настоящему делу.

Определением арбитражного суда от 28.03.2023 Управление привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Определениями арбитражного суда от 08.11.2022, от 10.01.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Дальневосточное таможенное управление (ОГРН 1022502268887, ИНН 2540015492; адрес: 690014, Приморский край, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 48; далее – ДВТУ); Владивостокская таможня (ОГРН 1052504398484, ИНН 2540015767; адрес: 690003, Приморский край, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 21А); межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (ОГРН 1042504383228, ИНН 2540010720; адрес: 690080, Приморский край, г. Владивосток, ул. Сахалинская, д. 3В; далее – МИФНС России № 14 по Приморскому краю).

Решением суда от 26.06.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО «Спектрум» просит решение и постановление отменить, заявленные требования удовлетворить либо направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Приводит доводы о том, что расхождения на сумму НДС в размере 448 429 руб. 73 коп. были устранены ООО «Спектрум» путем представления уточнений от 14.02.2022. Более того, открытых таможенных проверок не имелось, все 6 открытых проверок были закрыты, а доначисленные по ним суммы оплачены ликвидируемым обществом. Поступление от таможенного органа в Управление письма, датированного от 18.04.2022, с вопросом о проведении проверки регистрационных действий 10.03.2022 в отношении ликвидации общества (без указания на наличие в либо приложений), по мнению последнего, не имеет правового значения для данного дела, поскольку данное обращение не было положено в основу оспариваемого решения, отправлено факсом и не содержало требования об отмене решения о ликвидации юридического лица.

Управление, инспекция, ДВТУ и Владивостокская таможня в отзывах выразили несогласие с доводами кассационной жалобы, считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными.

В судебном заседании, проведённом в соответствии с положениями статей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители общества, Управления, инспекции, ДВТУ и Владивостокской таможни поддержали свои правовые позиции по делу, дав по ним пояснения.

МИФНС России № 14 по Приморскому краю, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.

Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзывов на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 28.10.2019 за основным государственным регистрационным номером 1192536033546.

По данным Единого государственного реестра юридических лиц (сокращенно - ЕГРЮЛ), адрес местонахождения общества: г. Владивосток, ул. Стрельникова, д. 9, офис 501; учредитель: Корф Е.В.

19.08.2021 в адрес инспекции поступило обращение ДВТУ от 19.08.2021 № 26-13/11317 о проведении проверки достоверности сведений в ЕГРЮЛ в связи с отсутствием ООО «Спектрум» по месту регистрации юридического лица.

31.08.2021 в связи с поступившим обращением регистрирующим органом произведен осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу регистрации общества, в ходе которого установлен факт нахождения ООО «Спектрум» по указанному в ЕГРЮЛ адресу (составлен протокол осмотра от 31.08.2021 № 22/1525). Данные сведения были доведены до ДВТУ письмом инспекции от 25.08.2022 исх. № 20-15/33164.

15.10.2021 единственным участником общества Корфом Е.В. принято решение № 25/124-н/25-2021-8-1051, удостоверенное нотариально, о ликвидации общества. Указанным решением ликвидатором общества назначен Корф Е.В.

В тот же день ликвидатором в регистрирующий орган представлено уведомление о ликвидации юридического лица по форме № Р15016, в связи с чем инспекцией принято решение от 22.10.2021 № 217279Л о государственной регистрации принятого юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора. Одновременно на основании данного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 2212500842321.

03.11.2021 в журнале «Вестник государственной регистрации» № 43(862) опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации и о сроке заявления требований кредиторов.

10.01.2022 ликвидатором в регистрирующий орган представлено заявление по форме № Р15016 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Спектрум», согласно которому внеоборотные активы общества составляли 0, нематериальные активы – 0, запасы – 0, денежные средства – 0, другие активы – 0, итого по разделу активов баланс – 0; пассивы общества составляли: капитал – 0, целевые средства – 0, фонд – 0, долгосрочные заемные средства – 0, краткосрочные обязательства – 0, кредиторская задолженность – 0, итого по разделу пассивов баланс – 0.

По результатам рассмотрения указанных документов инспекцией принято решение от 17.01.2022 № 21А о государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса ООО «Спектрум», о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2222500025988 от 17.01.2022.

19.01.2022 Корфом Е.В. в регистрирующий орган представлены документы для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (вх. № 814А), в том числе: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р15016, ликвидационный баланс на 19.01.2022, решение единственного участника № 4 от 19.01.2022.

Согласно представленному ликвидационному балансу внеоборотные активы ООО «Спектрум» составляли 0, нематериальные активы – 0, запасы – 0, денежные средства – 0, другие активы – 0, итого по разделу активов баланс – 0; пассивы общества составляли: капитал – 0, целевые средства – 0, фонд – 0, долгосрочные заемные средства- 0, краткосрочные обязательства – 0, кредиторская задолженность – 0, итого по разделу пассивов баланс – 0.

25.01.2022 в адрес регистрирующего органа поступило возражение МИФНС России № 14 по Приморскому краю по форме № Р38001 вх. 1238А, согласно которым ликвидационный баланс общества не отражает истинное имущественное положение организации и расчеты с кредиторами.

По результатам рассмотрения указанного заявления регистрирующим органом 26.01.2022 принято решение об отказе в государственной регистрации № 814А.

02.02.2022 ликвидатором повторно представлено в инспекцию заявление по форме № Р15016 о ликвидации юридического лица ООО «Спектрум» вх. № 2061А.

09.02.2022 в адрес инспекции вновь поступило возражение МИФНС России № 14 по Приморскому краю по форме № Р38001 от 08.02.2022 вх. 2582А о том, что ликвидационный баланс общества не отражает истинное имущественное положение организации и расчеты с кредиторами.

В этой связи 09.02.2022 инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации с указанием на необходимость предоставить в срок до 28.02.2022 пояснения, опровергающие сведения о недостоверности.

По истечении установленного срока инспекция приняла решение от 10.03.2022 № 2061А о ликвидации общества, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2222500148858 от 10.03.2022.

18.04.2022 в адрес Управления поступило обращение ДВТУ исх. № 14-03-16//06816 о неправомерности совершения регистрационных действий, связанных с ликвидацией ООО «Спектрум», оформленных решением о государственной регистрации от 10.03.2022 № 2061А. При этом указано, что таможенным органом с марта 2021 года проводится проверка документов и сведений после выпуска товаров по шести таможенным декларациям в порядке, утвержденном приказом ФТС России от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств».

Кроме того, таможенным управлением изложены обстоятельства получения письма представителя ФТС России в КНР о том, что компания «MARKET UNION CO., Ltd» опровергла факт заключения внешнеторгового контракта с ООО «Спектрум» и поставки товаров в адрес общества, что свидетельствует о предоставлении при декларировании товаров фальсифицированных документов с целью уклонения от уплаты таможенных платежей, налогов. При этом предполагаемая сумма неуплаченных таможенных платежей по предварительной оценке составляет 18 млн. руб.

Кроме того, 27.04.2022 в адрес Управления также поступила информация от МИФНС России № 14 по Приморскому краю (исх. № 08-02/010149@) о том, что обществом за 4 квартал 2021 сформировано расхождение на сумму НДС в размере 448 429 руб. 73 коп.

Рассмотрев указанные обращения, управление пришло к выводу о том, что в ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения в части дебиторской и кредиторской задолженности, в связи с чем ликвидационный баланс считается не представленным, что является основанием для отказа в государственной ликвидации юридического лица.

В этой связи решением Управления от 11.05.2022 № 15-10/19095@ решение инспекции от 10.03.2022 № 2061А о ликвидации общества было отменено.

11.05.2022 во исполнение указанного решения регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены записи от 11.05.2022 за ГРН 2222500297347 о признании недействительной записи от 10.03.2022 ГРН 22225000148858 и о признании недействительной записи от 10.03.2022 ГРН 2222500148869.

Не согласившись с решением Управления и действиями инспекции, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Согласно положениям статей 4 и 6 Закона № 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в таком реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными.

По правилам пункта 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр (пункт 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установленных сведений (пункт 1 статьи 21 Закона № 129-ФЗ).

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Положениями статьи 25 Закона № 129-ФЗ регламентирована ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.

Таким образом, по смыслу приведенных норм порядок государственной регистрации основывается на презумпции достоверности представляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений сведений о юридическом лице.

Из материалов дела судами установлено, что единственным учредителем общества инициирована процедура ликвидации юридического лица, в связи с чем регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись от 22.10.2021 ГРН 2212500842321 о принятом юридическим лицом решения о ликвидации, а в дальнейшем 10.01.2022 ликвидатором в регистрирующий орган представлено заявление по форме № Р15016 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, согласно которому кредиторская задолженность у общества отсутствовала.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Спектрум» посредством сопоставления показателей книги покупок и книги продаж налогоплательщика за период с 2019 года по 1 - 3 кварталы 2021 года с показателями выписки о движении денежных средств за период с 01.01.2019 по 25.10.2021 МИФНС России № 14 по Приморскому краю выявлены расхождения по НДС в размере 448 429 руб. 73 коп.

Данные обстоятельства были изложены в возражениях МИФНС России № 14 по Приморскому краю, представленных по форме № Р38001 от 25.01.2022 и от 09.02.2022, что обществом не оспаривается.

Таким образом, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса, а впоследствии и на дату составления ликвидационного баланса, то есть по состоянию на 10.01.2022 и на 02.02.2022, у общества имелась задолженность перед бюджетом, которая подлежала отражению в представляемых документах бухгалтерской отчетности.

Поскольку на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией был представлен ликвидационный баланс, не содержащий сведений о наличии указанной задолженности, суды пришли к выводу о представлении в регистрирующий орган вместе с заявлением о ликвидации юридического лица ликвидационного баланса, не соответствующего требованиям к оформлению представляемых документов.

Таким образом, решения о государственной регистрации ликвидации юридического лица, сопровождаемое внесением в ЕГРЮЛ записей от 10.03.2022 ГРН 2222500148858 (ликвидация юридического лица) и ГРН 2222500148869 (снятие с налогового учета), приняты с нарушением установленного порядка государственной регистрации.

При таких обстоятельствах Управление пришло к правильному выводу о необходимости отмены указанных решений и регистрационных записей.

Более того, недостоверность представленных ликвидационных балансов опосредована также результатами таможенного контроля, проведенного в период с марта по декабрь 2022 года.

Судом выявлено, что в марте 2020 года на Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) обществом поданы декларации на товары № 10702070/170820/0190430, № 10702070/180820/0192850, № 10702070/180820/0193057, № 10702070/270620/0138287, № 10702070/300620/0141304, № 10702070/300620/0141329.

В акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 03.12.2021 № 10702000/211/031221/А000913, и 20.12.2021 таможней принято решение о внесении изменений в сведения, заявленные в указанных декларациях, что повлекло доначисление таможенных платежей.

Во исполнение указанного решения таможенного органа были оформлены корректировки декларации на товары по форме КДТ от 20.12.2021 и выставлены уведомления от 21.12.2021 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, уплата которых фактически произведена обществом 24.12.2021, 29.12.2021, 10.01.2022, 11.01.2022.

Кроме того, по данным имеющегося в материалах дела отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, от 26.01.2022 оплата таможенных платежей по соответствующим таможенным декларациям осуществлялась обществом и 13.01.2022, и 18.01.2022.

Соответственно, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса, то есть по состоянию на 10.01.2022, у общества имелась задолженность перед бюджетом, в том числе и по таможенным платежам, что не нашло соответствующего отражения в представленном документе бухгалтерской отчетности.

Пунктом 2 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.

Согласно пункту 3 статьи 25.6 Закона № 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган принимает одно из следующих решений: а) об отмене решения регистрирующего органа; б) об оставлении жалобы без удовлетворения.

С учетом изложенного решения Управления об отмене решения о государственной регистрации от 10.03.2022 № 2061А и государственных регистрационных записей является законным и обоснованным, принятым в пределах предоставленных полномочий.

Требования заявителя об оспаривании действий инспекции о внесении в ЕГРЮЛ записи от 11.05.2022 ГРН 2222500297347 о признании недействительными записей в ЕГРЮЛ от 10.03.2022 ГРН 2222500148858 (ликвидация юридического лица) и от 10.03.2022 ГРН 2222500148869 (снятие с налогового учета) являлись предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и исследования в судах первой и апелляционной инстанций, где получили надлежащую оценку, направлены на переоценку сделанных в судебных актах выводов, а потому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных статьей 286 АПК РФ.

Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.06.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по делу № А51-16375/2022 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова