АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
19 декабря 2023 года № Ф03-5923/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
при участии:
от лиц, участвующих в деле, представители не явились
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
на решение от 02.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023
по делу № А24-1041/2023
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Камчатский государственный технический университет»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира-2», общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Дон», акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов»
о признании недействительными решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Камчатский государственный технический университет» (ОГРН 1024101031790, ИНН 4100001140; адрес: 683003, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, д. 35; далее – ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет», учреждение) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН 1024101041470, ИНН 4101036307; адрес: 683031, г. Петропавловск-Камчатский, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, д. 29/2; далее – антимонопольный орган, УФАС по Камчатскому краю) от 27.02.2023 по делу № 041/06/48-67/2023.
Определением суда от 13.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Рапира-2» (ОГРН 1062721081147, ИНН 2721137365; адрес: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, д. 28/5, эт./оф. 3/318), общество с ограниченной ответственностью «Частная охранная организация «Дон» (ОГРН 1164101057944, ИНН 4101177770; 683024, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, проспект 50 лет Октября, д. 13А, оф. 2), акционерное общество «Сбербанк – Автоматизированная Система Торгов» (ОГРН 1027707000441, ИНН 7707308480; адрес: 119435, г. Москва, пер. Большой Саввинский, д. 12, стр. 9, эт/пом/ком 1/I/2).
Решением суда от 02.08.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение, постановление и прекратить производство по делу. Приводит доводы о том, что представленная выписка из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности является действующей, соответствует типовой форме выписки, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», содержит двухмерный штриховой код, подписана электронной подписью, содержит виды работ (услуг) предусмотренные извещением о закупке. Отмечает, что на заседание комиссии общество предоставило также скан письма общества от 06.02.2023 о направлении в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю предварительного уведомления от 06.02.2023 № 14-ув. о намерении общества осуществлять охранную деятельность по результатам заключения контракта с заказчиком по определенным в извещении о закупке адресам с приложением заявления о внесении изменений в реестр лицензий на основании намерения участвовать в закупке (с приложением скрина квитанции об отправке). Таким образом, участник закупки исполнил требования Закона о контрактной системе, извещения о закупке, предъявляемые к участнику закупки при подаче заявки.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.02.2023 ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет» (заказчик) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), разместило извещение о проведении электронного аукциона по определению исполнителя на оказание услуг по охране № 0338100001823000011.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 4 760 600 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (№ 0338100001823000011) от 14.02.2023 (далее – протокол) заявка № 72 комиссией заказчика отклонена. Основанием для отклонения заявки послужил тот факт, что участником закупки ООО «ЧОП «Рапира-2» не представлена лицензия, позволяющая осуществлять оказание услуг в Камчатском крае, в составе заявки представлена выписка из реестра лицензий, содержащая информацию о том, что ООО «ЧОП «Рапира-2» осуществляет частную охранную деятельность на основании лицензии № Л056-00106-27/00035540 от 06.06.2006, выданной Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, местом осуществления деятельности указана территория Российской Федерации.
17.02.2023 в УФАС по Камчатскому краю поступила жалоба ООО «ЧОП «Рапира-2», поданная через единую информационную систему (далее – ЕИС), на действия аукционной комиссии, которая, по мнению общества, необоснованно отклонила его заявку на участие в закупке, поскольку законодательством не установлен период времени, в течение которого участник закупки обязан подавать уведомление в лицензирующий орган о намерении осуществлять частную охранную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, не указанного в лицензии (в период подачи заявки или после заключения договора). Кроме того, общество указало, что соответствующее уведомление о намерении и заявление о внесении изменений в реестр лицензий ООО «ЧОП «Рапира-2» направило в лицензирующий орган. Вместе с тем ввиду сокращенных сроков подачи заявок на участие в закупке и длительности срока (40 дней) принятия решения лицензирующим органом о внесении изменений в указанный реестр указанные сведения в реестр лицензий до начала подачи заявок внести невозможно.
По результатам рассмотрения указанной жалобы Комиссия УФАС по Камчатскому краю, изучив заявку ООО «ЧОП «Рапира-2», пришла к выводу о соответствии заявки ООО «ЧОП «Рапира-2» требованиям документации о закупках, в связи с чем его жалоба признана обоснованной.
27.02.2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОП «Рапира-2» Управлением принято решение по делу № 041/06/48-67/2023, в соответствии с которым комиссия решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 1 статьи 27, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении части 1 статьи 27, подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении членов аукционной комиссии.
27.02.2023 на основании указанного решения антимонопольным органом по делу № 041/06/48-67/2023 вынесено предписание заказчику: аукционной комиссии в срок до 14.03.2023 отменить протокол от 14.02.2023 № 0338100001823000011 и заново рассмотреть заявки участников закупки на основании решения УФАС по Камчатскому краю от 27.02.2023 по делу № 041/06/48-67/2023.
По результатам повторного подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), оформленного протоколом от 03.03.2023, победителем аукциона признан участник закупки – ООО «ЧОП Рапира-2» с идентификационным номером заявки 72, предложивший ранее наименьшую цену 4 640 317 руб. 38 коп.
15.03.2023 на основании указанного протокола заказчиком заключен контракт на оказание охранных услуг № 03381000018230000110002. Сроки оказания услуг: с даты заключения контракта по 08:00 часов 01 января 2024 года (пункт 1.2 контракта).
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, ФГОУ ВО «Камчатский государственный технический университет» обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Следовательно, аукционная комиссия обязана проверить как соответствие представленной заявки требованиям аукционной документации, так и соответствие участника аукциона требованиям, предъявляемым законодательством к исполнителям работ (услуг), являющихся предметом контракта.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Судами установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона, заказчик установил единые квалификационные требования к участникам и указал способ закупки, место оказание услуг, требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а именно наличие лицензии на негосударственную (частную) охранную деятельность, выданную в соответствии с Законом о лицензировании с наличием в перечне разрешенных видов работ, услуг, в соответствии с пунктами 1 - 4, 6, 7 части третьей статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), действующей на момент подачи заявки на участие в аукционе.
Местом оказания услуг определено:
1) Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 41;
2) Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская 41;
3) Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская 35;
4) Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская 56;
5) Российская Федерация, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская 41.
В составе заявки ООО «ЧОП «Рапира-2» предоставлена лицензия № Л056-00106-27/00035540 от 06.06.2006 на осуществление частной охранной деятельности, выданная Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю.
Общие требования к форме, содержанию и действию лицензии в пространстве и времени определены Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании).
В Законе № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пункты 2, 3 части 1 статьи 15 Закона № 99-ФЗ).
Местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата (пункт 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.
На основании части 5 статьи 9 названного Закона, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о лицензировании до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по месту, не указанному в реестре лицензий.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона № 99-ФЗ при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 данной статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии (часть 2 статьи 18).
Истолковав положения статьи 18 Закона № 99-ФЗ, суды пришли к единому мнению о том, что из них следует установление законодателем запрета на осуществление лицензируемого вида деятельности по адресу, не указанному в лицензии, до того момента, как будет переоформлена лицензия.
Такой запрет установлен в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которых связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этой деятельности, а также обусловлен установлением законодательством специальных требований к отдельным местам осуществления деятельности, в соблюдении которых лицензирующие органы должны иметь возможность удостовериться.
Осуществление деятельности по адресу, не указанному в лицензии (реестре лицензий), может повлечь привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве места осуществления соответствующего вида деятельности.
Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Закон № 2487-1.
Абзацем 1 статьи 11.2 Закона № 2487-1 установлен порядок предоставления лицензий на осуществление частной охранной деятельности, который отнесен к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности или его территориального органа. Лицензия предоставляется сроком на 5 лет и действует на всей территории Российской Федерации
Такой общий порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», в котором, в том числе, утвержден и перечень федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, одним из которых является Росгвардия, к полномочиям которой с 06.07.2018 Постановлением Правительства РФ от 18.01.2018 № 17 отнесено лицензирование частной охранной деятельности.
Согласно пункту 3 Постановления № 957, относящемся и к полномочиям Росгвардии в области лицензирования, указано, что деятельность, лицензия, на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.
В уведомлении указываются, в том числе следующие сведения: лицензируемый вид деятельности в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ, который лицензиат намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, при выполнении работ, оказании услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, который лицензиат намерен осуществлять по новому адресу, в соответствии с частями 7 и 9 статьи 18 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности; дата предполагаемого начала осуществления лицензируемого вида деятельности на территории субъекта Российской Федерации.
К уведомлению прилагается заявление о переоформлении лицензии.
При этом согласно пункту 1.1. статьи 18 Закона о лицензировании положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Между тем Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498, такие виды работ, услуг не установлены.
Судами установлено, что в составе заявки на участие в аукционе ООО «ЧОП «Рапира-2»представило: лицензию № Л056-00106-27/00035540 от 06.06.2006 на осуществление частной охранной деятельности, выданную Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю, выписку из реестра лицензий по состоянию на 02.01.2023. В реестре лицензий Росгвардии содержатся сведения о наличии у ООО «ЧОП «Рапира-2» лицензии, выданной УМВД России по Хабаровскому краю, с указанием места нахождения г. Хабаровск.
На заседании комиссии УФАС по Камчатскому краю по рассмотрению жалобы ООО «ЧОП «Рапира-2» представлен скан письма от 06.02.2023 № 14-с, подтверждающий направление ООО «ЧОП «Рапира-2» предварительного уведомления от 06.02.2023 №14-ув. лицензирующего органа о намерении оказывать услуги на территории Камчатского края и заключить контракт, с приложением заявления о внесении изменений в реестр лицензий на основании намерения участвовать в закупке (с приложением скрина квитанции об отправке). Подтверждение об этом не прикреплялось к заявке участника, поскольку в документации такое требование отсутствовало.
Поскольку лицензия с указанием адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Камчатского края и доказательства уведомления лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении, не представлены, комиссия заказчика правомерно отклонила заявку общества.
В этой связи выводы судов о незаконности решения антимонопольного органа являются правильными. Предписание антимонопольного органа, выданное на основе не соответствующего закону решения, также обоснованно признано незаконным.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются судом кассационной инстанции как не влияющие на правильность выводов судов; основанные на неверном толковании норм права.
Поскольку неправильного применения норм материального права и нарушений положений процессуального законодательства, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено, то правовые основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.08.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2023 по делу № А24-1041/2023 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи Н.В. Меркулова
А.И. Михайлова