ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-5966/2021 от 16.12.2021 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

17 декабря 2021 года № Ф03-5966/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «СНГ ТРЕЙДИНГ»: ФИО1, представитель по доверенности от 01.02.2020; ФИО2, представитель по доверенности от 26.07.2021;

от Владивостокской таможни: ФИО3, представитель по доверенности от 26.11.2021 № 823; ФИО4, представитель по доверенности от 09.11.2021 № 625;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу Владивостокской таможни

на решение от 21.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021

по делу № А51-15379/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «СНГ ТРЕЙДИНГ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 630033, <...>)

к Владивостокской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690003, <...>)

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «СНГ ТРЕЙДИНГ» (далее – ООО «СНГ Трейдинг») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары № 10702070/190419/0067781, № 10702070/210519/0089307, № 10702070/140619/0107864, № 10702070/260619/0117673, № 10702070/060619/0101824, № 10702070/050719/0125628, № 10702070/090719/0128107, № 10702070/200719/0138975, № 10702070/240719/0141803, № 10702070/010819/0149234, № 10702070/090819/0155890, № 10702070/250819/0168984, № 10702070/060919/0179419, № 10702070/190919/0191897 от 20.08.2020.

Решением суда от 21.04.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021, заявленные требования удовлетворены. В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя суд определил обязать Владивостокскую таможню возвратить ООО «СНГ Трейдинг» таможенные платежи, излишне уплаченные (взысканные) по спорным декларациям на товары, окончательный размер которых определить на стадии исполнения судебного акта.

Не согласившись с вынесенными судебными актами, Владивостокская таможня обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Дальневосточного округа, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

Владивостокская таможня в кассационной жалобе указывает на то, что судами не дана надлежащая оценка представленным ею доказательствам, подтверждающим неверное указание декларантом индекса скорости спорной модели грузовых шин, в том числе представляемым ранее по аналогичным делам.

В представленном отзыве ООО «СНГ Трейдинг» с жалобой не согласилось, просило оставить судебные акты без изменения.

В судебном заседании, проведенном судом кассационной инстанции с использованием систем видеоконференц-связи в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при содействии Арбитражного суда Приморского края, представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.

Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось с 11.11.2021 до 25.11.2021. В судебном заседании 25.11.2021 объявлялся перерыв до 02.12.2021, затем судебное заседание окладывалось на 16.12.2021.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО «СНГ Трейдинг» ввезло на таможенную территорию ЕАЭС товары, задекларированные в ДТ № 10702070/190419/0067781, 10702070/210519/0089307, 10702070/060619/0101824, 10702070/140619/0107864, 10702070/260619/0117673, 10702070/050719/0125628, 10702070/090719/0128107, 10702070/200719/0138975, 10702070/240719/0141803, 10702070/010819/0149234, 10702070/090819/0155890, 10702070/250819/0168984, 10702070/060919/0179419, 10702070/190919/0191897: шины пневматические резиновые новые с цельнометаллическим кордом для грузовых автомобилей, не для дорог общего пользования, индекс нагрузки: 157/154, индекс скорости «Е» (до 70 км/ч), посадочный диаметр 22,5”, размер 315/80r22,5, тип протектора tr918, производитель triangle tyre co., ltd, товарный знак triangle, марка tr918, приобретенные у иностранного партнера компании CHINA NATIONAL CHEMICAL CONSTRUCTION QINGDAO TRADE CO, LTD, по контракту от 07.11.2017 № SNGTCNCC-1.

К товарам применена ставка таможенной пошлины в размере 10% и НДС в размере 20%.

Владивостокской таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения требований таможенного законодательства при совершении таможенных операций в отношении товаров, задекларированных по вышеуказанным декларациям.

В ходе проверки таможенным органом выявлен факт указания недостоверных сведений о характеристиках товаров, влекущий неуплату антидемпинговой пошлины, что отражено в акте камеральной таможенной проверки № 10702000/210/260620/А000087 от 26.06.2020.

Так, актом таможенной проверки от 26.06.2020 № 10702000/210/260620/А000087 установлено, что шины с характеристиками TR918, размером 315/80R22.5, индексом нагрузки 157/154, 154/151 маркируются производителем под индексом скорости «K/L», ввоз которых подпадает под уплату антидемпинговой пошлины.

Решением от 20.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, обществу предложено в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решения представить корректировку декларации на товары.

Не согласившись с выводами таможни, считая решение незаконным и нарушающим права ООО «СНГ Трейдинг» в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о незаконности решения таможенным органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в спорные ДТ, нарушении им прав и законных интересов общества. При этом суды посчитали недопустимыми ссылки таможни на результаты экспертизы, проведенной в отношении иных товаров, не являвшихся предметом настоящей камеральной проверки. Также судами приняты в качестве доказательств достоверности заявленных декларантом сведений ответы представительства производителя в России – ЗАО «Трайангл Шина» (Китай) и сертификат соответствия № RU CCN.АБ64.В.00019/19, выданный органом по сертификации ООО «Серттрон».

Между тем, судами не учтено следующее.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 135 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются:

- уплата ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с указанным Кодексом;

- уплата специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с указанным Кодексом.

Пунктом 1 статьи 136 ТК ЕАЭС установлено, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом декларации на товары.

Пунктами 1, 2 статьи 71 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при введении в Союзе мер защиты внутреннего рынка в виде специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин такие пошлины подлежат уплате в порядке, установленном указанным Кодексом.

Плательщиками специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, к которым применяется мера защиты внутреннего рынка посредством введения специальной, антидемпинговой или компенсационной пошлины, специальной квоты.

При этом, пунктом 1 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 № 154 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза» (далее – Решение № 154) введена антидемпинговая пошлина в размерах согласно приложению № 1 в отношении ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза грузовых шин, представляющих собой предназначенные для эксплуатации на различных осях грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, самосвалов, прицепов и полуприцепов шины и покрышки пневматические резиновые новые с посадочным диаметром от 17,5 до 24,5 дюйма включительно с нанесенными на них обозначениями категорий скорости в соответствии с обозначениями, указанными в таблице 5.1 раздела 5 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (за исключением обозначений V, W и Y), с индексом нагрузки более 115 (за исключением шин и покрышек пневматических резиновых новых по перечню согласно приложению № 2), происходящих из Китайской Народной Республики и классифицируемых кодами 4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно приложению № 1 к Решению № 154 в отношении товара, производителем которого является Triangle Tyre Co., Ltd. (No. 56, Qingdao Middle Road, Weihai City, Shandong Province, China), размер ставки антидемпинговой пошлины установлен 14,79 процентов от таможенной стоимости.

В таблице 5.1 раздела 5 приложения № 8 к ТР ТС 018/2011 приведены обозначения категории скорости шин в маркировке и соответствующие им максимально допускаемые скорости транспортного средства.

В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 108 ТК ЕАЭС, если в документах, указанных в пункте 1 статьи 108 Кодекса, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.

Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114 – 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Право таможенного органа на проведение таможенного контроля закреплено положениями статей 38, 112, 313, 325 ТК ЕАЭС. При этом, согласно пункту 21 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии», внесение изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, по форме согласно приложению № 1.

Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «СНГ Трейдинг» по спорным ДТ на таможенную территорию ЕАЭС были ввезены шины пневматические резиновые новые с цельнометаллическим кордом для грузовых автомобилей, не для дорог общего пользования, индекс нагрузки: 157/154, индекс скорости «Е» (до 70 км/ч), посадочный диаметр 22,5”, размер 315/80r22,5, тип протектора tr918, производитель triangle tyre co., ltd, товарный знак triangle, марка tr918, приобретенные у иностранного партнера компании CHINA NATIONAL CHEMICAL CONSTRUCTION QINGDAO TRADE CO, LTD.

Ввиду отсутствия в таблице 5.1 раздела 5 Приложения № 8 к ТР ТС 018/2011 шин с обозначением категории скорости «Е» антидемпинговая пошлина в отношении товаров не уплачена.

В обоснование решения от 20.08.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары в отношении шин, задекларированных по спорным ДТ, Владивостокская таможня ссылается на то, что шины с характеристиками TR918, размер 315/80R22.5, индекс нагрузки 157/154, 154/151 маркируются производителем под индексом скорости K/L.

Указанный вывод сделан на основе мониторинга данных, содержащихся на интернет-сайтах triangleshina.ru, triangle.su, poshk.ru, а также на основе информации, полученной ранее, при декларировании ООО «СНГ Трейдинг» аналогичных товаров по иным ДТ, в том числе на основании данных экспертиз.

Так, при проведении таможенной проверки ранее ввезенных по ДТ № 10702070/100919/0182367 товаров, заключением эксперта от 11.10.2019 № 12410007/0034471 установлен факт внесения изменений в маркировку шин в части обозначения индекса категории скорости путем механического удаления поверхностного слоя в средней части обозначений 157/154 ? 130 PSI (где ? – удаленный знак маркировки индекса категории скорости) и фиксации в данном месте индекса Е.

Поскольку установить, к какой категории скорости относится представленный на экспертизу образец, эксперту не удалось, Владивостокской таможней проведена аналитическая работа с использованием интернет-источников, в результате которой установлено, что спорные шины относятся к категории скорости K/L.

Рассматривая настоящий спор, суды обоснованно не приняли во внимание ссылки таможенного органа на заключение эксперта, которое относится к иным товарам, ввезенным обществом на территорию ЕАЭС в рамках иной поставки по другой таможенной декларации, поскольку результаты данной экспертизы распространяются только на исследованный образец товара, отобранный согласно акта отбора проб и образцов от партии товара, которая не является предметом спора по настоящему арбитражному делу, на что прямо указано в экспертном заключении.

Между тем, как следует из материалов дела, индекс скорости таможенным органом был установлен не по результатам таможенной экспертизы, а в ходе анализа доступных источников информации, которые таможенный орган вправе использовать в силу приведенных выше норм права.

Однако судами не дана оценка представленным Владивостокской таможней доказательствам в обоснование выводов о неверном указании декларантом индекса скорости, а именно данным официальных сайтов производителя triangleshina.ru, triangle.su, triangle.com.cn согласно которым характеристикам товара, заявленным декларантом (шины пневматические резиновые новые с цельнометаллическим кордом для грузовые автомобилей, не для дорог общего пользования, индекс нагрузки 157/154, посадочный диаметр 22,5, размер 315/80R22.5, тип протектора TR 918) соответствует индекс скорости «К».

Также таможенный орган ссылался на ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия», указывающий допустимый для спорной категории шин индекс скорости.

Ссылаясь на ответы представительства производителя в России – ЗАО «Трайангл Шина» (Китай), судами не принято во внимание наличие в них противоречивой информации в отношении указания индекса скорости, который может понижаться с учетом требований потребителя и заявленных им условий эксплуатации.

При этом, таможенный орган ссылается на наличие у представителя производителя коммерческого интереса при даче соответствующих разъяснений, а также наличие эксплуатационных требований и требований безопасности при разграничении индексов скорости, поскольку шины одной модели (артикула) с одинаковым индексом нагрузки и размером не могут иметь разные скоростные характеристики.

Судами также указано, что сертификат соответствия ЕАЭС N ЕАЭС RU C-CN.АБ64.В00019/19, выданный ООО «Серттрон» по заявлению ООО «СНГ Трейдинг» на продукцию Компоненты транспортных средств: Шины пневматические для грузовых автомобилей, торговой марки «TRIANGLE», модель TR918, размер 315/80R22.5 подтверждает индекс нагрузки и скорости 157/154Е. Между тем, данный документ свидетельствует о соответствии сертифицируемой продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011, который такого обозначения категории/индекса скорости как «Е» не содержит.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов о незаконности оспариваемого решения таможенного органа являются преждевременными, постановленными с нарушением норм процессуального права, что, согласно части 3 статьи 288 АПК РФ, является основанием для отмены судебных актов.

Поскольку суд кассационной инстанции на основании статьи 286 АПК РФ лишен возможности устанавливать факты и оценивать доказательства по делу, разрешить спор по существу в заседании суда кассационной инстанции не представляется возможным, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ, дело – направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Приморского края надлежит учесть изложенное в настоящем постановлении, дать правовую оценку всем доводам и возражениям сторон и представленным доказательствам в указанной части, в зависимости от установленного принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.

Руководствуясь статьями 284,286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.04.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2021 по делу № А51-15379/2020 Арбитражного суда Приморского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

Т.Н. Никитина