АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
19 декабря 2023 года № Ф03-5968/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2023 года19 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Меркуловой Н.В., Михайловой А.И.
от федерального государственного унитарного предприятия «Башмак»: представитель не явился;
от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия «Башмак»
на решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023
по делу № А73-7713/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Башмак»
к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
о признании недействительным предписания
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Башмак» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 679384, <...>; далее – заявитель, предприятие, ФГУП «Башмак») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>; далее – МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО) о признании недействительным предписания от 09.03.2022 № 1596.1-08.
Решением от 14.07.2023, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023, заявленное требование удовлетворено частично: суд признал недействительным предписание МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 09.03.2022 № 1596.1-08 в части пунктов 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
ФГУП «Башмак» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, требования заявителя удовлетворить в полном объеме. Приводит доводы о том, что у собственника имущества отсутствуют полномочия по направлению конкурсному управляющему властных предписаний относительно исполнения последним своих обязанностей; МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не представило надлежащих доказательств, свидетельствующих о заблаговременном уведомлении конкурсного управляющего о проведении выездной внеплановой проверки; полученное несвоевременно уведомление не содержит сведения о том, по какому адресу будет проведена проверка и точное время её начала; фактически проведена комплексная проверка по всем направлениям деятельности предприятия, что запрещено для внеплановой проверки; у конкурсного управляющего отсутствуют и ему не передавались правоустанавливающие документы на указанные неучтенные объекты недвижимости, в связи с чем требования пункта 2 предписания неисполнимы; ФГУП «Башмак» не подтверждает размещение крупного рогатого скота в коровнике № 5 по адресу: ЕАО, <...>, а также передачу коровника третьим лицам; возложение на ФГУП «Башмак» публично-правовой обязанности по регистрации прав на объекты федеральной собственности незаконно, равно как и возложение на заявителя обязанности по регистрации права хозяйственного ведения до регистрации права собственности Российской Федерации, по учету имущества; требование об исполнении пункта 2.9 акта (пункт 8 предписания) незаконно, поскольку противоречит пунктам 31 и 33 Постановления Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета и контроле за использованием федерального имущества»; предписание в части пункта 16 (пункт 2.17 акта) адресовано ненадлежащему лицу, не может быть исполнено ФГУП «Башмак» ввиду того, что предприятие помещения в аренду не передавало, соответствующие документы в распоряжении последнего отсутствуют. Также указывает, что правообладатель самостоятельно не вносит в реестр сведения в отношении объектов недвижимости, которым территориальный орган присвоил временные реестровые номера с целью присвоения постоянных реестровых номеров; в данном случае необходимо проведение территориальным органом, в частности МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО, соответствующих процедур, предусматривающих направление уведомления по каждому объекту учета и необходимых для учета документов; в акте проверки не указано, какие конкретно сведения должно внести ФГУП «Башмак» в отношении каждого объекта учета.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.07.2021 № МП-16/22505 в соответствии с распоряжением руководителя МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 23.09.2021 № 250 в отношении ФГУП «Башмак» в период с 28.09.2021 по 07.10.2021 проведена внеплановая выездная проверка порядка использования федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за предприятием, результаты которой отражены в акте от 08.10.2021 № 6В.
По результатам рассмотрения материалов проверки ФГУП «Башмак» 09.03.2022 выдано предписание № 1596.1-08 в срок до 03.04.2022 устранить выявленные нарушения.
Считая предписание принятым с нарушением норм закона, нарушающим законные интересы предприятия, ФГУП «Башмак» обратилось с заявлением о признании его незаконным.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, перечисленных в Положении.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.10.2011 № 598 утвержден Административный регламент по исполнению Росимуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности (далее – Административный регламент).
Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.5 Административного регламента Росимущество выполняет государственную функцию по проведению в пределах своей компетенции проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, в том числе по проведению проверок юридических лиц при осуществлении контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам. Предметом проведения проверок является соблюдение правообладателем (пользователем) обязательных требований, установленных законодательством для использования федерального имущества.
В пунктах 1.6, 3.3, 3.39, 3.40 Административного регламента установлено, что является основанием включения предмета проверки в план-график проверок, основанием для начала административной процедуры, какие документы и сведения вправе запрашивать и получать в полном объеме должностные лица, проводящие проверки, какие документы готовит и направляет структурное подразделение Росимущества, ответственное за проведение проверки, территориальный орган Росимущества по результатам проведения проверки в целях устранения выявленных нарушений.
Проверка наличия (либо отсутствия) нарушений в управлении, распоряжении, использовании по назначению и сохранности федерального имущества, переданного в пользование третьим лицам, является государственной функцией, исполняемой в целях определения эффективного использования и сохранности федерального имущества. По результатам исполнения данной функции в целях устранения выявленных нарушений составляется и направляется предписание, содержащее властные требования к правообладателю (пользователю) имущества.
Таким образом, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО как государственный орган, осуществляющий контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий, обладает полномочиями по выдаче предписаний об устранении нарушений требований, установленных законодательством для использования федерального имущества.
Как установлено судами, в отношении ФГУП «Башмак» в рамках дела № А16-130/2014 открыто конкурсное производство, сформирована конкурсная масса, определением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 10.03.2021 конкурсным управляющим утвержден ФИО1
Письмом от 23.09.2021 № 6630.1-08, направленным на электронный адрес, а также почтовой корреспонденцией, конкурсный управляющий предприятия уведомлен о проведении внеплановой выездной проверки. Так, в письме последнему было предложено обеспечить присутствие представителя предприятия на земельном участке и в целях подготовки акта проверки, представить до 28.09.2021 запрошенные документы. Также в письме указано, что проведение проверки запланировано с 28.09.2021 по 07.10.2021.
Помимо этого, конкурсный управляющий предприятия уведомлен о проведении проверки 27.09.2021 по телефону, что также следует из заявления последнего от 28.09.2021 № 56.
Согласно пункту 3.24 Административного регламента о проведении внеплановой проверки правообладатель (пользователь) уведомляется структурным подразделением Росимущества, территориального органа Росимущества, ответственным за проведение проверки, не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Аналогичные положения содержатся в части 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого предписания).
Таким образом, каких-либо нарушений в части соблюдения сроков уведомления предприятия МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО не допущено, ФГУП «Башмак» уведомлен о проведении внеплановой проверки надлежащим образом в установленный период.
В отношении предписания от 09.03.2022 № 1596.1-08 судами установлено следующее.
ФГУП «Башмак» является правопреемником Государственной организации научного обслуживания «Биробиджанская сельскохозяйственная опытная станция государственного научного учреждения – Дальневосточный ордена Трудового Красного знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук, созданной в соответствии с приказом Российской академии сельскохозяйственных наук от 07.12.2004 № 93.
На основании договора от 11.04.2005 № III.31.1. (далее - договор от 11.04.2005 № III.31.1.) Российская академия сельскохозяйственных наук закрепила за Государственной организацией научного обслуживания (далее – Организация) на праве хозяйственного ведения недвижимое и движимое имущество, отраженное в балансе организации по состоянию на 01.01.2005.
Согласно пункту 1 договора от 11.04.2005 № III.31.1 его действие распространяется и на имущество, произведенное и приобретенное организацией за счет бюджетных средств после заключения договора, с момента его зачисления на баланс организации.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности, содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положением об учете федерального имущества, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 (далее – Положение № 447).
В силу подпункта «б» пункта 6 Положения № 447 учет федерального имущества в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, осуществляется территориальным органом Росимущества по месту нахождения этого имущества.
Правообладатель для внесения в реестр сведений об имуществе, приобретенном им по договорам или на иных основаниях, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязан в 14-дневный срок со дня возникновения соответствующего права на объект учета направить в систему учета, в том числе: карты сведений об объектах учета; документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета (пункт 19 Положения № 447).
В соответствии с пунктом 20 Положения № 447 в отношении федерального имущества, принадлежащего правообладателю на праве хозяйственного ведения, постоянного (бессрочного) пользования, или в силу закона и не учтенного в реестре, правообладатель в 14-дневный срок со дня выявления такого имущества, в том числе выявленного на основании проведенной инвентаризации, обязан направить карты сведений об объекте учета и документы, указанные в пункте 19 Положения, в систему учета.
Пунктом 1 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.1 акта внеплановой проверки: представить правоустанавливающие документы в отношении неучтенных зданий и сооружений - водонапорная башня и объект капитального строительства кирпичный, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 79:03:1500003:116, по адресу: <...> здание 1.
При проведении проверки МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 79:03:1500003:116, который передан в пользование ФГУП «Башмак», расположен объект капитального строительства кирпичный (Фото № 14 - приложение к акту проверки), водонапорная башня (Фото № 13 - приложение к акту проверки).
При этом разрешительные документы по строительству, акт о приеме-передаче здания (сооружения), инвентарная карточка учета объекта основных средств, документы бухгалтерского учета, документы, свидетельствующие о понесенных затратах на строительство, договор строительного подряда в отношении выявленных объектов предприятием не представлены.
Оспаривая данный пункт предписания, ФГУП «Башмак» в обоснование требований указывает, что водонапорная башня и объект капитального строительства кирпичный, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 79:03:1500003:116, предприятию в хозяйственное ведение по договору от 11.04.2005 № III.31.1 не передавались, в связи с чем предписание в указанной части неисполнимо.
Вместе с тем ФГУП «Башмак» не учтено, что в соответствии с земельным законодательством правообладатель (пользователь) земельного участка осуществляет права и обязанности владения, пользования земельным участком наравне с собственником, в связи с чем строительство объектов и сооружений в границах предоставленного в пользование участка находится во введении лица, которому земельный участок предоставлен на соответствующем вещном праве.
Отсутствие в договоре от 11.04.2005 № III.31.1. указанного имущества, при условии, что действие договора распространяется и на имущество, произведенное и приобретенное предприятием после заключения договора, не освобождает ФГУП «Башмак» от обязанности в соответствии с пунктами 19, 20 Положения № 447 представлять в систему учета соответствующие документы: карты сведений об объектах учета; документы, подтверждающие приобретение объекта учета правообладателем и возникновение соответствующего права на объект учета, а также документы, подтверждающие сведения, содержащиеся в картах сведений об объекте учета, в том числе в отношении объектов, неучтенных в реестре федерального имущества.
В этой связи оснований для признания данного пункта предписания незаконным у судов не имелось.
Пунктом 2 предписания, на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.2 акта внеплановой проверки: представить правоустанавливающие документы, подтверждающие правовые основания размещения крупного рогатого скота, в коровнике № 5 по адресу: <...> здание 1.
Согласно акту внеплановой выездной проверки в коровнике № 5 размещен скот, смонтирована металлическая калитка. Размещение крупного рогатого скота также подтверждается материалами фотофиксации (Фото № 7 приложение к акту проверки).
При таких обстоятельствах с учетом требований пунктов 19, 20 Положения № 447 основания для признания незаконным пункта 2 предписания отсутствуют.
Пунктом 4 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.4 акта внеплановой проверки: провести мероприятия по регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Башмак» в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в отношении объектов недвижимости, учтенных в реестре федерального имущества.
При проведении проверки МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 79:03:1500003:116, 79:03:0600009:81, 79:03:0600009:80, 79:03:1500003:115, переданных в пользование ФГУП «Башмак», расположены объекты недвижимости, которые учтены в реестре федерального имущества, но при этом на них в соответствии с Законом № 218-ФЗ не зарегистрировано право хозяйственного ведения ФГУП «Башмак» (таблицы №№ 2, 5, 12, 14, 15 акта проверки):
- коровник № 3 (Лит. Г), площадью 996,1 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:172;
- коровник № 5 (Лит. Ж), площадью 830,4 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:173;
- скважина, расположенная по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:174;
- силосная траншея, площадью 971,1 кв. м, расположенная по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Башмак, кадастровый номер 79:03:1500003:175;
- силосная траншея, площадью 524,5 кв.м, расположенная по адресу: ЕАО, <...> кадастровый номер 79:03:1500003:176;
- коровник на 200 голов № 2 (Лит. В1), площадью 1 298,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:177;
- коровник № 4 (Лит. Д), площадью 998,5 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:184;
- коровник на 200 голов № 1 (Лит. В), площадью 1 537,5 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:185;
- кормоцех № 6 - конюшня (Лит. 3), площадью 243,2 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:196;
- продуктовый склад (Лит. Г), площадью 959,5 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:140;
- кукурузный завод (Лит. Е, Е1), площадью 1 392,9 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:141;
- линия по производству масла (Лит. Ж, Ж1, Ж2), площадью 1 021,3 кв. м, расположенная по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:142;
- картофельно-сортировочный пункт-25 (Лит. А), площадью 490,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:137;
- картофелехранилище (Лит. Б) площадью 1 360,6 кв. м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:138;
- картофелехранилище (Лит. В), площадью 611,1 кв.м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:139;
- здание науки, площадью 1 105,9 кв. м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:200;
- нагорный канал площадью 3 890,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, Даур, 18 км на северо-восток от с. Башмак, кадастровый номер 79:03:1500004:20.
Пунктом 5 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.5 акта внеплановой проверки: провести мероприятия по регистрации права хозяйственного ведения ФГУП «Башмак» в соответствии с Законом № 218-ФЗ, в отношении объектов недвижимости:
- зерновой склад (Лит. Д), с кадастровым номером 79:03:0600009:136, по адресу: Еврейская автономная область, Ленинский район, с Башмак, ул. Гаражная, д. 3;
- здание над скважиной (Лит. Е, Е1) с кадастровым номером 79:03:1500003:195, по адресу: <...> здание 1;
Согласно материалам дела при проведении проверки МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами 79:03:0600009:81, 79:03:1500003:116, которые переданы в пользование ФГУП «Башмак», расположены объекты недвижимости - зерновой склад (Лит. Д), с кадастровым номером 79:03:0600009:136; здание над скважиной (Лит. Е, Е1) с кадастровым номером 79:03:1500003:195.
Вместе с тем указанные объекты недвижимости не учтены в реестре федерального имущества, право собственности Российской Федерации, право хозяйственного ведения ФГУП «Башмак» в соответствии с Законом № 218-ФЗ не зарегистрированы (таблицы №№ 2, 5 акта проверки).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 06.12.2022 по делу № А16-1394/2022, которым установлены имеющие в силу части 2 статьи 69 АПК РФ обязательное значение для настоящего дела обстоятельства, исковые требований ФГУП «Башмак» к МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО о признании права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества за ФГУП «Башмак» удовлетворены в полном объеме.
Признано право собственности Российской Федерации, в том числе на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 79:03:0600009:136; 79:03:0600009:140; 79:03:0600009:141; 79:03:0600009:142; 79:03:1500004:20; 79:03:1500003:195.
За ФГУП «Башмак» признано право хозяйственного ведения, в том числе на объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами: 79:03:0600009:136; 79:03:0600009:140; 79:03:0600009:141; 79:03:0600009:142; 79:03:1500003:172; 79:03:1500003:173; 79:03:1500003:174; 79:03:1500003:176; 79:03:1500003:175; 79:03:1500003:177; 79:03:1500003:184; 79:03:1500003:185; 79:03:1500003:195; 79:03:1500003:196; 79:03:0600009:137; 79:03:0600009:138; 79:03:0600009:139; 79:03:1500003:200; 79:03:1500004:20.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Еврейской автономной области исходил из того, что спорное имущество из федеральной собственности не выбывало, находилось и по настоящее время находится на основании договора 11.04.2005 № III.31.1. во владении и пользовании ФГУП «Башмак», которое является правопреемником Государственного учреждения «Государственная Биробиджанская сельскохозяйственная опытная станция государственного научного учреждения - Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук. Кроме того, судом указано, что обращаться с требованиями о защите нарушенных прав может как сам собственник, так и лицо, которому имущество принадлежит на ином праве – праве хозяйственного ведения.
В связи с изложенным основания для признания незаконными пунктов 4, 5 предписания у судов также отсутствовали.
Пунктом 6 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.7 акта внеплановой проверки: внести изменения в реестр федерального имущества в соответствии с требованиями Положения № 447 в части отражения актуальных сведений в карте № 2.5.790000081 по состоянию на 3 квартал 2021 года.
Пунктом 7 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.8 акта внеплановой проверки: внести в реестр федерального имущества в соответствии с требованиями Положения № 447 движимое имущество, стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб., учтенных на бухгалтерском балансе ФГУП «Башмак».
В ходе анализа сведений реестра федерального имущества МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что предприятием учтена карта сведений подраздела 2.5. «Сведения об ином/особо ценном движимом имуществе, первоначальная стоимость единицы которого меньше 500/200 тыс. руб., и оборотных активах (независимо от их стоимости), учитываемых как единые объекты» в соответствии с требованиями Положения № 447 (карта сведений № 2.5.790000081).
При этом первоначальная стоимость движимого имущества, стоимостью менее 500 тыс. руб. составляет 25 545 000 руб., документы по остаточной стоимости движимого имущества по состоянию на 3 квартал 2021 г. предприятием не представлены.
Имущество, стоимость которого равна или превышает 500 тыс. руб., закрепленное на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Башмак», в реестре федерального имущества отсутствует.
В тоже время согласно инвентаризационной описи основных средств от 12.05.2019 № 2 на бухгалтерском балансе ФГУП «Башмак» числится и передано на ответственное хранение ООО «АгроСервис» движимое и недвижимое имущество, состоящее из 118 наименований, стоимость которого превышает 500 тыс. руб. (таблица б/н акта проверки).
При таких обстоятельствах с учетом требований пунктов 19, 20 Положения № 447 основания для признания незаконными пунктов 6, 7 предписания отсутствовали.
Пунктом 8 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.9 акта внеплановой проверки: в соответствии с Положением № 447 внести сведения в реестр федерального имущества в отношении объектов недвижимости, учтенных в реестре федерального имущества за ФГУП «Башмак», с целью присвоения постоянных реестровых номеров.
При проведении проверки МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО выявлено, что в реестре федерального имущества учтены объекты недвижимости с присвоением временных реестровых номеров (таблицы №№ 2, 8, 10, 12, 14, 15 акта проверки), а именно:
- коровник № 3 (Лит. Г), площадью 996,1 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:172;
- коровник № 5 (Лит. Ж), площадью 830,4 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:173;
- скважина, расположенная по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:174;
- силосная траншея, площадью 971,1 кв. м, расположенная по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Башмак, кадастровый номер 79:03:1500003:175;
- силосная траншея, площадью 524,5 кв. м, расположенная по адресу: ЕАО, <...> кадастровый номер 79:03:1500003:176;
- коровник на 200 голов № 2 (Лит. В1), площадью 1 298,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:177;
- коровник № 4 (Лит. Д), площадью 998,5 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:184;
- коровник на 200 голов № 1 (Лит. В), площадью 1 537,5 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:185;
- кормоцех № 6 - конюшня (Лит. 3), площадью 243,2 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:196;
- пункт весового контроля, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, с. Башмак, в 27 м по направлению на восток от здания по ул. Гаражная, 2;
- механическая мастерская (Лит. А), площадью 329,1 кв. м, расположенная по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500001:118;
- автогараж (Лит. Б), площадью 406,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500001:120;
- автогараж (Лит.Г), площадью 461,3 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500001:119;
- автогараж с пилорамой (Лит. В, В1), площадью 460,2 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500001:121;
- картофельно-сортировочный пункт-25 (Лит. А), площадью 490,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:137;
- картофелехранилище (Лит. Б), площадью 1 360,6 кв. м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:138;
- картофелехранилище (Лит. В), площадью 611,1 кв. м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:0600009:139;
- здание науки, площадью 1 105,9 кв. м, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, кадастровый номер 79:03:1500003:200;
- нагорный канал, площадью 3 890,0 кв. м, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район, Даур, 18 км на северо-восток от с. Башмак, кадастровый номер 79:03:1500004:20.
С учетом изложенного суды с учетом требований пунктов 19, 20 Положения № 447 правомерно не усмотрели оснований для признания незаконным пункта 8 предписания.
Пунктом 15 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.16 акта внеплановой проверки: представить правоустанавливающие документы, на основании которых объекты недвижимости, закрепленные на праве хозяйственного ведения ФГУП «Башмак» и земельные участки, переданы на ответственное хранение ООО «АгроСервис», по инвентаризационным описям основных средств от 12.05.2019 № 1, от 12.05.2019 № 2.
Пунктом 16 предписания на предприятие возложена обязанность исполнить пункт 2.17 акта внеплановой проверки: представить правоустанавливающие документы, на основании которых магазин «Ренат» использует функциональные помещения объекта недвижимости - здание науки, по адресу: <...>.
При проведении проверки МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что движимое и недвижимое имущество, состоящее из 118 наименований (таблица б/н акта проверки), числящееся на балансе предприятия, а также земельные участки с кадастровыми номерами 79:03:0800004:83, 79:03:0800004:81, 79:03:0600009:53, 79:03:0600009:54 (таблица № 17 акта проверки), переданные в пользование ФГУП «Башмак», согласно инвентаризационным описям основных средств от 12.05.2019 №№ 1, 2 находятся на ответственном хранении ООО «АгроСервис».
Помимо этого, МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО установлено, что в здании науки на первом этаже располагается магазин «Ренат».
При этом документы, подтверждающие законность передачи объектов движимого и недвижимого имущества на ответственное хранение ООО «АгроСервис», а также размещения магазина в здании науки предприятием не представлены.
При таких обстоятельствах с учетом требований пунктов 19, 20 Положения № 447 суды правомерно не выявили оснований для признания пунктов 15, 16 предписания незаконными.
Суды пришли к правомерным выводам о наличии оснований для признания недействительным предписания МТУ Росимущества в Хабаровском крае и ЕАО от 09.03.2022 № 1596.1-08 лишь в части пунктов 3, 9, 10, 11, 12, 13, 14.
Доводы заявителя кассационной жалобы повторяют утверждения, исследованные и правомерно отклоненные судами первой и апелляционной инстанций, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а основаны на неправильном толковании норм материального права, сводятся к несогласию с выводами судов обеих инстанций и направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных в статье 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
Неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2023 по делу № А73-7713/2022 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи Н.В. Меркулова
А.И. Михайлова