АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
января 2021 года № Ф03-6064/2020
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2021 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Меркуловой Н.В., Филимоновой Е.П.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ВДК»: ФИО1, представитель по доверенности от 23.12.2020 № 83;
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу: ФИО2, представитель по доверенности то 11.01.2021 № дов7-1;
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВДК»
на решение от 18.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020
по делу № А51-6310/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВДК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Фадеева, д. 32, пом. I, этаж № 02, пом. № 30, г. Владивосток, Приморский край, 690034)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Карла Маркса, д. 86, г. Хабаровск, Хабаровский край, 680000)
о признании незаконными и отмене постановления
установил: общество с ограниченной ответственностью «ВДК» (далее - заявитель, общество, ООО «ВДК», лицензиат) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее - административный орган, управление, Росалкогольрегулирование) от 11.03.2020 по делу об административном правонарушении № у7-ап49/06 и представления от 11.03.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.08.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. При этом апелляционный суд исключил из числа вмененных эпизодов действия общества по фиксации в ЕГАИС цены товара, отличающейся от цены, содержащейся в первичных бухгалтерских документах в части товарно-транспортных накладных от 02.07.2019 № В000009236, от 11.07.2019 № Н-000005813, в связи с устранением данного нарушения самим лицензиатом посредством представления заявления исх.№ 154 от 19.07.2019 (вх. от 22.07.2019).
В части эпизода о фиксации обществом в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 11.07.2019 № Н-000005813 после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика признано правильным выводы о наличии в указанных действиях лицензиата события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе общества полагающего, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, при не соответствии выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем общество просит их отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель жалобы приводит доводы о том, что необоснованно для установления состава правонарушения применять сведения об убытии транспортного средства с грузом (алкогольной продукцией) с территории общества только из раздела «погрузочно-разгрузочные операции» товарно-транспортной накладной от 11.07.2019 № Н-000005813, поскольку точные сведения об убытии транспортного средства содержатся в путевом листе. Оспаривает выводы судов о наличии в действиях общества события административного правонарушения.
Управление в письменном отзыве доводы кассационной жалобы оспорило, просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои правовые позиции и требования.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, а также правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица и имеет лицензию от 26.10.2017 № 25ЗАП0007137 сроком действия до 01.12.2020 на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
18.07.2019 управлением утверждено задание № 99/06 на проведение в срок с 18.07.2019 по 22.07.2019 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях выявления фактов оборота алкогольной продукции по цене, ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта, поставка (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов посредством анализа информации, содержащейся в федеральных государственных системах, в отношении общества.
По результатам наблюдения за соблюдением обязательных требований административным органом установлено, что общество осуществило продажу алкогольной продукции по цене, ниже установленной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.05.2016 № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» (далее – Приказ № 58н) по товарно-транспортным накладным от 02.07.2019 № В000009236, от 11.07.2019 № Н-000005813 и от 19.07.2019 № В-000010299.
Данные обстоятельства нашли отражение в отчете за период с 01.07.2019 по 19.07.2019 и послужили основанием для принятия мотивированного представления от 22.07.2019, в котором сделан вывод о необходимости проведения в отношении лицензиата внеплановой документарной проверки в целях подтверждения соответствия и достоверности информации, зафиксированной в ЕГАИС.
На основании приказа управления от 23.07.2019 № 224 в отношении общества в период с 25.07.2019 по 21.08.2019 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено занижение регулируемых государством цен, а именно осуществление оборота (поставки) алкогольной продукции (коньяка) по ценам, ниже установленных Приказом № 58н, в том числе: по товарно-транспортным накладным (далее - ТТН) от 02.07.2019 № В-000009236, от 11.07.2019 № Н-000005813 и от 19.07.2019 № В000010299 отгружена алкогольная продукция: российский коньяк пятилетний «Пять звездочек» 0,5 л 1 бутылка стоимостью 375 руб., российский коньяк трехлетний «Три звездочки» 0,5 1 бутылка стоимостью 368 руб., российский коньяк трехлетний «Кавказская крепость» 0,5 л 2 бутылки стоимостью 366,18 руб. и российский коньяк пятилетний «Пять звездочек» 0,5 л 1 бутылка стоимостью 366 руб., тогда как в ЕГАИС отражены сведения о цене указанной продукции в размере 337,5 руб., 331,2 руб., 329,56 руб. и 329,4 руб., соответственно.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 21.08.2019 № у7-а75/06.
При этом со своей стороны общество письмом от 19.07.2019 исх. № 154 (вх. от 22.07.2019) просило внести изменения в ЕГАИС по указанным выше ТТН в части цены реализации коньяка со ссылками на технический сбой в системе технических средств ЕГАИС, которое было рассмотрено управлением по завершению контрольных мероприятий с принятием решения о внесении изменений в информацию, содержащуюся в ЕГАИС.
Извещениями от 22.08.2019 и от 18.12.2019 общество было уведомлено о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.19 КоАП РФ.
28.01.2020 должностным лицом административного органа в отношении общества составлен протокол № у7-ап48/06 об административном правонарушении, в котором действия заявителя по фиксации в ЕГАИС цены товара, отличающейся от цены, содержащейся в первичных бухгалтерских документах в части товарно-транспортных накладных от 02.07.2019 № В000009236, от 11.07.2019 № Н-000005813, а также нарушение Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459 (далее – Правила № 1459), выразившееся в фиксации обществом в ЕГАИС информации о поставке алкогольной продукции по ТТН от 11.07.2019 № Н-000005813 после выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика, квалифицированы по статье 14.19 КоАП РФ.
Нарушения по ТТН от 19.07.2019 № В000010299, отраженные в акте проверки, в событие вменяемого административного правонарушения включены не были.
По результатам рассмотрения материалов административного дела управлением 11.03.2020 принято постановление № у7-ап495/106 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 150 000 руб.
Также обществу было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым лицензиату указано на необходимость надлежащим образом организовать работу по своевременной фиксации достоверных сведений в ЕГАИС с целью недопущения в будущем нарушения порядка учета алкогольной продукции.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Статья 14.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксацию информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1459.
Приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 № 149 утвержден Порядок представления в электронном виде заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, согласно Приложению 2.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Приложения № 5 к Приказу № 149 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции (далее - организации - поставщики продукции), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 1 и пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ, до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что до составления акта по результатам документарной проверки обществом в соответствии с пунктами 24, 25 Правил № 1459 было подано в управление заявление об уточнении информации, содержащейся в ЕГАИС, в части цены на алкогольную продукцию по товарно-транспортным накладным от 02.07.2019 № В000009236, от 11.07.2019 № Н-000005813, поступило в управление 22.07.2019, и было рассмотрено уполномоченным органом с принятием соответствующего решения о внесении уточненных сведений по спорным ТТН в ЕГАИС.
Принимая во внимание, что общество самостоятельно выявило нарушение и сообщило об этом в административный орган, о внесении изменений в ЕГАИС, до выявления нарушения административным органом, суд апелляционной инстанции с учетом положений пунктов 24, 15 Постановления Правительства РФ № 1459 от 29.12.2015 пришел к верному выводу, что рассматриваемые действия общества не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
В части наличия события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в действиях общества по внесению в ЕГАИС недостоверных сведений об отгруженной по ТТН от 11.07.2019 № Н-000005813 продукции (после выезда транспортного средства с территории организации – поставщика) суды признали выводы административного органа обоснованными в силу следующего.
В разделе «Погрузочно-разгрузочные операции» товарно-транспортной накладной от 11.07.2019 № Н-000005813 отражено, что транспортное средство под погрузку прибыло на территорию заявителя 11.07.2019 в 9:00 час., убыло 11.07.2019 в 10:00 час. Дата и время прибытия транспортного средства под разгрузку на территории организации – покупателя алкогольной продукции ООО «Вояж» отражены в указанном первичном документе как 11.07.2019 в 17:00 час. и 11.07.2019 в 18:00 час. соответственно.
В тоже время отчет информации по оптовой продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции и информация по накладной, содержащиеся в ЕГАИС, содержат сведения о фиксации данной отгрузки в ЕГАИС только в 11.07.2019 в 09:06 час. по московскому времени или в 16:06 час. по местному времени Приморского края, то есть после выезда транспортного средства с территории организации – поставщика, что противоречит Правилам № 1459 и приложению № 5 к Приказу № 149.
Довод кассационной жалобы об обратном, мотивированный необходимостью учитывать дату и время выезда транспортного средства с территории организации – поставщика по путевому листу, а не по товарно-транспортной накладной, подлежит отклонению в силу прямого указания подпункта 18 пункта 6 Правил № 1459 о внесении в ЕГАИС достоверных и реальных сведений, содержащихся в товарно-транспортной накладной, а не сведений, содержащихся в путевом листе.
При этом требования по применению и составлению товарно-транспортной накладной по унифицированной форме № 1-Т утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Согласно указанному Постановлению товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предназначена для учета работ в автомобильном транспорте, для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом и в качестве обязательных реквизитов содержит дату составления, дату отпуска груза (товарный раздел) и дату и время прибытия/убытия транспортного средства (транспортный раздел).
В графе «Дата, время прибытия, убытия» записываются дата и время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания. Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот или контрольно-пропускного пункта либо лицу, ответственному за отгрузку товара организации-грузоотправителя. Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю лицом, ответственным за отгрузку товара. После доставки груза грузополучателю водитель-экспедитор три экземпляра ТТН сдает представителю организации-грузополучателя, ответственному за приемку груза. Грузополучателем аналогичным способом заполняется строка «Разгрузка» подраздела «Погрузочно-разгрузочные операции».
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о необоснованном сравнении сведений спорной ТТН от 11.07.2019 № Н000005813 по прибытию/убытию транспортного средства с моментом фиксации данных об отгрузке алкогольной продукции в ЕГАИС подлежат отклонению, как противоречащие нормам материального права.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы об отсутствии оценки судом апелляционной инстанции путевого листа от 11.07.2019 № ше192 в постановлении апелляционного суда содержится верное правовое обоснование отклонения довода общества о надлежащих сведениях путевого листа, подтверждающих сведения о времени погрузочно-разгрузочных операций или времени убытия транспортного средства с территории общества, включенных в ЕГАИС.
Названные обстоятельства в совокупности с имеющимися в деле доказательствами опровергают доводы общества о своевременной фиксации спорной отгрузки в ЕГАИС и фактически подтверждают выводы административного органа о совершении отгрузки без её предварительного и своевременного отражения в ЕГАИС, то есть с нарушением установленных правил.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о наличии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в действиях Росалкогольрегулирования при составлении протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении судами не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, управлением не пропущен.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, а также положений статей 4.1.1, 3.4 КоАП РФ судами не установлены.
Размер административного штрафа определен исходя из минимальной санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Что касается требования общества о признании незаконным представления управления от 11.03.2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, то суды обоснованно исходили их права должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», суды правомерно рассмотрели требования об оспаривании представления, внесенного по обстоятельствам, отраженным в постановлении по делу об административном правонарушении в части нарушения обществом установленных сроков фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции.
Принимая во внимание, что указанное представление носит производный характер от принятого управлением постановления по делу об административном правонарушении от 11.03.2020 №у7-ап49/06, законность и обоснованность которого в части указанного выше эпизода нарушений нашла подтверждение материалами дела, суды признали обоснованным внесение административным органом обществу оспариваемого представления.
Выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии с главой 7 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы предметом проверки и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции с учетом мотивировочной части постановления в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.08.2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу № А51-6310/2020 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Н.В. Меркулова
Е.П. Филимонова