ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6071/2023 от 30.01.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

31 января 2024 года № Ф03-6071/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Захаренко Е.Н.

судей Лесненко С.Ю., Падина Э.Э.

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление»

на решение от 14.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023

по делу № А80-195/2022 Арбитражного суда Чукотского автономного округа

по иску акционерного общества «Чукотэнерго»

к обществу с ограниченной ответственностью «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление»

третьи лица:общество с ограниченной ответственностью Артель Старателей «Сияние», общество с ограниченной ответственностью «Север 22», общество с ограниченной ответственностью Золото-добывающая компания «Купол»

о взыскании задолженности и неустойки

по встречному иску общества с ограниченной ответственностью «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление»

к акционерному обществу «Чукотэнерго»

о применении критериев определения потребителей и признании акта разграничения балансовой принадлежности недействительным

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Чукотэнерго» (далее – АО «Чукотэнерго, истец) обратилось в арбитражный суд с требованием к обществу с ограниченной ответственностью «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – ООО «БДРСУ», общество, ответчик) о взыскании задолженности по договору энергоснабжения от 24.04.2014 № 64 в размере 4 533 398 руб. 86 коп. за период с 01.01.2022 по 31.03.2022, пени 293 198 руб. 64 коп. за период просрочки с 19.02.2022 по 03.06.2022, начисленные в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), с продолжением их начисления до момента фактического исполнения денежного обязательства.

Определением суда от 07.10.2022 для совместного рассмотрения принят встречный иск ООО «БДРСУ» к АО «Чукотэнерго» о применении критериев, установленных Постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2062 «О критериях определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного Федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» (далее – Постановление № 2062), по пунктам: 4 («субъекты малого предпринимательства»); 6 («финансируемые за счет бюджетных средств потребители»); 7 («организации жилищно-коммунального хозяйства»); о признании приложение № 3 к договору («Акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон») недействительным (с учетом принятых судом уточнений в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

Определением суда от 14.11.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью Артель Старателей «Сияние», общество с ограниченной ответственностью «Север 22», общество с ограниченной ответственностью Золото-добывающая компания «Купол».

Истцом по первоначальному иску неоднократно уточнялся размер требований. В последнем уточнении АО «Чукотэнерго» просило принять отказ от требований в размере 1 000 000 руб., взыскать с ООО «БДРСУ» долг с 01.04.2022 по 31.05.2022 и с 01.09.2022 по 31.12.2022 в сумме 6 775 756 руб. 29 коп., пени с 19.02.2022 по 02.05.2023 в сумме 1 241 393 руб. 42 коп., с продолжением начисления пени на сумму долга 6 775 756 руб. 29 коп. до момента фактического исполнения обязательств.

Решением от 14.05.2023 суд принял отказ от иска в части взыскания задолженности по договору энергоснабжения от 24.04.2014 № 64 за период с 01.04.2022 по 30.04.2022 в размере 1 000 000 руб. (производство по делу в указанной части прекращено); с ООО «БДРСУ» в пользу АО «Чукотэнерго» взыскана задолженность по договору в размере 6 775 756 руб. 29 коп. , пени с 19.02.2022 по 31.03.2022, с 02.10.2022 по 05.05.2023 в размере 1 254 103 руб. 81 коп., с продолжением начисления пени на сумму долга 6 775 756 руб. 29 коп. с 06.05.2023 до момента фактической оплаты основного долга. В удовлетворении встречного иска отказано.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми судебными акта, ООО «БДРСУ» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречного иска, признав общество льготным потребителем по пунктам 4 и 6 утвержденных Постановлением № 2062 критериев.

Кассатор указал на то, что суды при разрешении спора не учли положения статей 6 и 20 Закона об электроэнергетике, предписывающих соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), являющимися одними из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политике в сфере электроэнергетике. ООО «БДРСУ» необоснованно подвергается повышенной имущественной нагрузке, имея основания для оплаты ресурса по льготной категории. Сослался на отнесение общества к льготным потребителям, подпадающим под 4 и 6 Критериев, указанных в Постановлении № 2062. Возможность применения пункта 6 Постановления № 2062 («финансируемые за счет бюджетных средств потребители») обусловлено тем, что 100 % участников общества выступает Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского Автономного Округа, а основным источником финансирования являются оплата работ по государственным контрактам в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению кассатора, суды при анализе по пункту 6 критерия ошибочно не применили абзац 47 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), где под «получателем средств бюджета» принимается юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Также общество считает, что фактически является субъектом малого предпринимательства, поэтому к нему мог быть применен пункт 4 Постановления № 2062 («субъекты малого предпринимательства»).

В отзыве на кассационную жалобу АО «Чукотэнерго» признано доводы кассатора не состоятельными, просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения.

Иные участники отзывы на кассационную жалобу не направили.

Стороны и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Дальневосточного округа, явку представителей не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Заявителем судебные акты обжалуются в части первоначального и встречного исков относительно возможности отнесения общества к льготным потребителям, подпадающим под 4 и 6 Критериев, указанных в Постановлении № 2062, поэтому суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемых решения и постановления в пределах доводов кассатора (часть 1 статьи 286 АПК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судами, между АО «Чукотэнерго» (энергоснабжающая организация) и ООО «БДРСУ» (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 24.04.20214 № 64 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого, энергоснабжающая организация обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощность), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Договорный объем потребления электроэнергии и величины заявленной мощности с помесячной детализацией (детализацией на расчетный период) указаны в Приложении № 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора. Договорный объем потребления электрической энергии (мощности) на каждый следующий год с помесячной и пообъектной детализацией заявляется потребителем энергоснабжающей организации не позднее 15 марта текущего года по каждой точке присоединения по форме Приложений № 7,8 к настоящему договору (пункт 1.2 Договора).

Потребитель обязан своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и полученные услуги на условиях, предусмотренных настоящим договором (пункт 3.1.1); обеспечивать в течение всего срока действия настоящего договора эксплуатацию установленных и допущенных в эксплуатацию приборов учета, принадлежащих потребителю; сохранность и целостность приборов учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля; снятие и хранение показаний приборов учета; своевременную замену прибора учета (пункт 3.1.4 Договора).

Потребитель имеет право с согласия энергоснабжающей организации передавать электрическую энергию (мощность) другим лицам (субабонентам) (пункт 3.2.6), получать в течение срока действия настоящего договора, после направления письменной заявки в энергоснабжающую организацию: разъяснения о порядке и методике определения объемов электрической энергии (мощности), предъявляемых к оплате; технические условия на организацию коммерческого учета электрической энергии (мощности), (пункт 3.2.7).

Определение объема потребленной электрической энергии (мощности) осуществляется по приборам учета, указанным в Приложении № 2 к настоящему договору, или путем применения расчетных способов в порядке и в случаях, предусмотренных настоящим договором и Основными положениями (пункт 4.1 договора).

В случае если прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины потерь электрической энергии (пункт 4.2 договора).

Стоимость фактически потребленной электрической энергии (мощности) Потребителем определяется энергоснабжающей организацией, исходя из фактического объема потребления и тарифов на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлениями Комитета для соответствующей группы Потребителя (пункт 5.1 договора).

Расчетным периодом является один календарный месяц (с 01 числа каждого месяца по последнее число текущего месяца) (пункт 6.1 договора).

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору, в случаях и порядке, определенных законодательством РФ и настоящим договором, в том числе за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Энергоснабжающая организация несет ответственность за нарушение условий поставки, в том числе надежности электроснабжения и качества электрической энергии. Потребитель несет ответственность за нарушение порядка оплаты. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить другой причиненный реальный ущерб (пункт 8.1 договора).

Приложением № 2 согласован перечень точек поставок и измерительных комплексов, по которым производится расчет за потребленную электрическую энергию (мощность):

1) промбаза г. Билибино, питающий центр Л-6 кВ N 5 ПС "Прима", место установки прибора учета ТП 6/0,4 кВ N 116, уровень напряжения - среднее второе;

2) г. Билибино, ул. Шоссе горняков 8, офис, питающий центр ТП 6/0,4 кВ N 148, место установки прибора учета в здании офиса, уровень напряжения - низкое.

Актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3) установлено, что на балансе потребителя находятся: отпайка от опоры 17/2 ВЛ-6кВ N 54 до ТП 6/0,4 кВ № 116; ТП 6/0,4 кВ № 116. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации заканчивается на отпаечных зажимах опоры 17/2 ВЛ-6 кВ N 54 в сторону ТП 6/0,4 кВ № 116. Граница балансовой принадлежности по объекту «Административное здание» Ш-Горняков, 8 установлена между энергоснабжающей организацией и МПБ «Билибиноснаб».

Дополнительным соглашением от 01.01.2015 стороны изложили Приложение № 1 (Договорной объем отпуска и потребления электрической энергии и величины заявленной мощности) в новой редакции.

Дополнительным соглашением от 15.06.2016 стороны приняли пункт 8.2 Договора в новой редакции.

Истцом выставлены счета-фактуры на общую сумму 14 376 594 руб. 05 коп.(31.01.2022 № 000097/327-64 (42722+2194 кВт.ч) на сумму 1 869 505 руб. 59 коп.; 28.02.2022 № 000665/327-64 (55924+604 кВт.ч) на сумму 2428769 руб. 91 коп.; 31.03.2022 № 000811/327-64 (42244+301 кВт.ч) с учетом корректировочного счета-фактуры от 31.10.2022 № 003170/327-64 на 1 833 386 руб. 70 коп.; от 30.04.2022 № 001100/327-64 (36746+ 345 кВт.ч) с учетом корректировочного счета-фактуры от 31.10.2022 № 003171/327-64 на 1 595 450 руб. 58 коп.; от 31.05.2022 № 001586/327-64 (20119+292 кВт.ч) с учетом корректировочного счета-фактуры от 31.10.2022 № 003172/327-64 на 847 372 руб. 61 коп.; от 30.09.2022 № 002840/327-64 (2628+250 кВт.ч) с учетом корректировочного счета-фактуры от 31.10.2022 № 003176/327-64 на 120 455 руб. 46 коп.; от 31.10.2022 № 003195/327-64 (22179+262 кВт.ч) на сумму 1 001 549 руб. 30 коп.; от 30.11.2022 № 004091/327-64 (48749+282 кВт.ч) на 2 198 994 руб. 49 коп.; от 31.12.2022 № 004504/327-64 (54448+298 кВт.ч) на 2 454 109 руб. 41 коп.

В адрес потребителя направлены соответствующие акты приемки-передачи, оставленные последним без подписания.

В ходе судебного разбирательства АО «Чукотэнерго» скорректировало расчет объема потребленной электрической энергии, выставило корректировочные акты приема передачи: от 31.10.2022 № 003170/327-64, сторнировав за март 2022 года 14 кВт на сумму 606 руб. 78 коп.; от 31.10.2022 № 003171/327-64, сторнировав за апрель 2022 года 24 кВт на сумму 1 040 руб. 21 коп.; от 31.10.2022 № 003172/327-64, сторнировав за май 2022 года 17 кВт на сумму 736 руб. 81 коп.; от 31.10.2022 № 003176/327-64, сторнировав за сентябрь 2022 года 38 кВт на сумму 1 712 руб. 34 коп.

Счета-фактуры и акты приемки-передачи с января по май 2022 года направлены в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением от 17.05.2022 № 20/27-0-1762, получены последним 18.05.2022; корректировочные счета-фактуры и акты приемки-передачи с января по сентябрь 2022 года направлены в адрес ответчика письмом от 03.11.2022 № 20/27-09-3613, получены последним 03.11.2022; счета-фактуры и акты приемки-передачи с октября по декабрь 2022 года направлены в адрес ответчика письмом от 27.12.2022 № 20/27-09-4116, получены последним 28.12.2022.

В связи с не поступившей оплатой истцом направлены в адрес ответчика претензии от 11.05.2022 № 20/27-09-1741 и от 22.06.2022 № 20/27-09-2199.

ООО «БДРСУ» частично погасило задолженность на сумму 7 600 837 руб. 76 коп.

Отсутствие оплаты за поставленную электроэнергию в полном объеме, послужило поводом к обращению АО «Чукотэнерго» с иском в суд.

Не согласие с суммой, предъявленной к оплате, явилось основанием для предъявления ООО «БДРСУ» встречного иска к АО «Чукотэнерго».

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 307, 424, 539 ГК РФ, Законом об электроэнергетике, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Постановлением № 2062 и условиями заключенного договора. Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, отклонил доводы ООО «БДРСУ» о завышении объема потребления, поскольку объем определен путем вычитания из показаний основного прибора учета (ООО «БДРСУ») объема потребления опосредованно присоединенных потребителей, а потери распределены пропорционально объему потребления каждого потребителя. Суд не выявил оснований для применения к ООО «БДРСУ» Критериев, установленных пунктами 3, 4, 6, 7 Постановления № 2062, и для признания недействительным Акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3) к договору энергоснабжения от 24.04.2014 № 64. Обоснованным счел начисление платы по офисному зданию (г. Билибино, ул. Шоссе горняков 8) с применением тарифа 6,78 руб. за кВтч, по промбазе г. Билибино – с применением тарифа 36,1183 руб./кВтч и 37,5512 руб./кВтч. Суд поддержал расчет задолженности по первоначальному иску и отклонил доводы истца в указанной части по встречному иску. Удовлетворяя уточненные требования по первоначальному иску, признал верным расчет пени, с возможностью ее дальнейшего начисления до момента фактического погашения долга, не установив оснований для снижения гражданско-правовой ответственности с применением положений статьи 333 ГК РФ.

Судебная коллегия апелляционной инстанции в полной мере поддержала выводы суда первой инстанции.

При обращении в суд округа кассатор приводит доводы только о несогласии с применением тарифов при расчете платы по объекту промбаза.

Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).

На основании статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

По общему правилу установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за исключением отдельных случаев, когда такое регулирование отнесено в полномочиям Правительства Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

Стороны, как субъекты электроэнергетики, не вправе игнорировать принятые уполномоченными органами тарифные решения и определять стоимость электроэнергии иным образом.

В соответствии с абзацем пятьдесят третьим пункта 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации устанавливает критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). При установлении указанных в настоящем абзаце критериев учитывается, что доведение на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляется с учетом поэтапного в течение пяти лет сокращения разницы между ценами (тарифами) на электрическую энергию (мощность) и базовыми уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в отношении организаций, финансирование деятельности которых осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, а также организаций жилищно-коммунального хозяйства, и с учетом поэтапного в течение трех лет сокращения указанной разницы для организаций, осуществляющих деятельность в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, и организаций топливно-энергетического комплекса.

Постановлением № 2062 утверждены Критерии определения потребителей электрической энергии (мощности), не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, в отношении которых на территориях Дальневосточного федерального округа осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (далее – Критерии).

Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 28.12.2021 № 30-э/10 установлены с 01 января 2022 года по 30 ноября 2022 года тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «Чукотэнерго» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, в том числе:

- экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей: на I полугодие - 34,8442 руб./кВт.ч, 34,8442 руб./кВт.ч, 36,1183 руб./кВт.ч, 36,1183 руб./кВт.ч; на II полугодие - 36,2325 руб./кВт.ч, 36,2325 руб./кВт.ч, 37,5512 руб./кВт.ч, 37,5512 руб./кВт.ч (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения соответственно);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 3 Критериев определения потребителей: на I полугодие - 5,75 руб./кВт.ч; (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 4 Критериев определения потребителей: на I полугодие - 5,75 руб./кВт.ч; (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 6 Критериев определения потребителей: на I полугодие – 7,20 руб./кВт.ч.; 7,27 руб. руб./кВт.ч.; 8, 25 руб./кВт.ч.; на II полугодие – 7,27 руб./кВт.ч.; 7,34 руб./кВт.ч.; 8,32 руб./кВт.ч. (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 7 Критериев определения потребителей: на I полугодие – 7,20 руб./кВт.ч.; 7,27 руб. руб./кВт.ч.; 8, 25 руб./кВт.ч.;на II полугодие – 7,27 руб./кВт.ч.; 7,34 руб./кВт.ч.; 8,32 руб./кВт.ч. (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения).

Постановлением Комитета государственного регулирования цен и тарифов Чукотского автономного округа от 28.11.2022 № 26-э/2 установлены с 01.12.2022 по 31.12.2023 на электрическую энергию (мощность), поставляемую АО «Чукотэнерго» покупателям на розничном рынке Чукотского автономного округа, в том числе:

- экономически обоснованные тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и приравненным к нему категориям потребителей: для объектов на высоком, среднем первом напряжении 36,08 руб./кВт.ч; среднем втором, низком уровнях 37,52 руб./кВт.ч.

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 3 Критериев определения потребителей: - 6,27 руб./кВт.ч; (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 4 Критериев определения потребителей: - 6,27 руб./кВт.ч; (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения);

- тарифы на электрическую энергию (мощность) для потребителей, предусмотренных пунктом 6 и 7 Критериев определения потребителей:– 13,42 руб./кВт.ч.; 13,77 руб. руб./кВт.ч.; 14,62 руб./кВт.ч.; (для объектов на высоком, среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения).

По мнению кассатора, общество может быть отнесено к льготной категории потребителей, подпадающим под 4 и 6 Критериев, указанных в Постановлении № 2062, к которым АО «Чукотэнерго» вправе применить более низкие тарифы.

К льготной категории потребителей электроэнергии по Критерию пункта 4 Постановления № 2062 отнесены субъекты малого и среднего предпринимательства, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых к электрическим сетям осуществлено на среднем первом и (или) среднем втором уровнях напряжения, за исключением потребителей электрической энергии (мощности), предусмотренных пунктами 1 - 3 настоящих критериев, - с 1 января 2022 года до 1 января 2028 года.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях отнесения хозяйственных обществ (акционерных обществ) к субъектам малого и среднего предпринимательства установлены ограничения по субъектному составу участников (часть 1.1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1.1. статьи 4 Закона № 209-ФЗ условием отнесения общества к субъекту малого и среднего предпринимательства является ограничение участия публично-правовых образований менее чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества.

Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Федерального закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.

Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте ФНС России https://rmsp.Nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506).

В отсутствие соответствующей регистрационной записи об отнесении ООО «БДРСУ» к категории малого (среднего) бизнеса, суды первой и апелляционной инстанций не установили оснований для применения к лицу 4 Критерия по Постановлению № 2062.

Суд округа, поддерживая вывод судов, дополнительно исходит из того, что общество по субъектному составу участников не могло получить статус субъекта малого и среднего предпринимательства (100 % участником общества выступает Департамент финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского Автономного Округа).

К Критерии 6 Постановления № 2062 отнесены потребители электрической энергии (мощности), финансирование деятельности которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в отношении которых поэтапно в течение 5 лет сокращается разница между ценами (тарифами) на электрическую энергию (мощность) и базовыми уровнями цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), - с 1 января 2022 до 1 января 2027.

Организационно-правовая форма общества свидетельствует о том, что юридическое лицо является коммерческим, следовательно, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

В соответствии со статьей 6 БК РФ: получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; получателем средств из бюджета является юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с настоящим Кодексом.

Как верно установлено судами, внесение 100% уставного капитала Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, не свидетельствует о финансировании деятельности общества, так как данный источник направлен на обеспечение имущественных прав и обязанностей юридического лица и не подлежит расходованию. Не является финансированием деятельности наличие заключенных с ООО «БДРСУ» государственных и муниципальных контрактов, в которых общество выступает исполнителем, получающим вознаграждение за оказанные услуги, выполненные работы.

Вопреки доводам кассатора, перечень участников бюджетного процесса, получателей бюджетных средств (государственные и муниципальные учреждения) дан в статье 152 БК РФ. К получателям средств бюджета, согласно статье 6 БК РФ, относятся юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, получающих средства из бюджета на основании контрактов, поэтому общество не может быть признано финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В указанной связи, судами обоснованно не признано ООО «БДРСУ» льготным потребителем по Критерию 6 Постановления № 2062.

Учитывая вышеизложенное, отсутствовали основания для применения к ООО «БДРСУ» льготного тарифа как по 4, так и 6 Категорию, поэтому расчет платы АО «Чукотэнерго» по объекту промбаза верно произведен с использованием общего экономически обоснованного тарифа.

Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 АПК РФ.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).

Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

Из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не установлены в решении или постановлении либо отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ, пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.05.2023, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2023 по делу № А80-195/2022 Арбитражного суда Чукотского автономного округа оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.Н. Захаренко

Судьи С.Ю. Лесненко

Э.Э. Падин