АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
07 декабря 2021 года № Ф03-6096/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи С.Н. Новиковой
судей М.Ю. Бурловой-Ульяновой, В.А. Гребенщиковой
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО»: ФИО1, доверенность от 10.11.2021 № 23.
от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области: ФИО2, доверенность от 28.01.2021 № 4юр/7.535.1-08 (до перерыва).
от акционерного общества «Хабаровский аэропорт»: ФИО3, доверенность от 22.07.2021 № 55.
от публичного акционерного общества «ННК-Хабаровскнефтепродукт»: ФИО4, доверенность от 01.01.2021 № 13-34.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области
на решение от 23.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021
по делу № А73-20953/2020 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680031, <...>, лит. Б)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
о признании недействительным распоряжения
третьи лица: акционерное общество «Хабаровский аэропорт» (ОГРН <***>, ИНН <***> , адрес: 680031, <...>), министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>), публичное акционерное общество «ННК-Хабаровскнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680017, <...>)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ТЗК-АЭРО» (далее – общество, ООО «ТЗК-АЭРО») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным распоряжения межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и Еврейской автономной области (далее – управление, МТУ Росимущества) от 11.12.2020 № 239 об условиях приватизации сооружения «керосинопровод», протяженностью 1350 м, кадастровый № 27:23:0000000:6119, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта.
Решением от 23.04.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Заявитель ссылается, что спорное имущество включено в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества; приватизация имущества осуществляется без земельного участка согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р. Полагает, что при наличии распоряжения № 3260-р у истца отсутствует возможность принятия самостоятельного решения в отношении земельного участка. Кроме того, со ссылкой на постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 указывает, что формирование земельного участка, занятого подземным сооружением, не требуется. Приводит доводы о том, что в отношении спорного объекта имеется договор на содержание объектов государственной собственности от 30.01.1996 № 35, заключенный с АООТ «Хабаровскнефтепродукт», который носит безвозмездный характер, поэтому на основании пункта 2 статьи 700 ГК РФ при переходе прав собственности на объект к новому собственнику переходят права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования и такой договор не дает преимущественного права на выкуп спорного имущества.
В отзывах на кассационную жалобу министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, ООО «ТЗК-АЭРО», АО «Хабаровский аэропорт» приводят свои возражения против ее доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее, дав суду пояснения.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых актов исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оснований для их отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником сооружения - керосинопровод, протяженностью 13500 м, кадастровый номер 27:23:0000000:6119, расположенного по адресу: Хабаровский край, г. Хабаровск, от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта (далее - имущество), что подтверждается выпиской из ЕГРН, сформированной по состоянию на 23.04.2020.
Распоряжением МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области от 11.12.2020 № 239 приняты условия о приватизации указанного сооружения, кадастровый номер 27:23:0000000:6119, путем его продажи посредством публичного предложения в электронной форме с открытой формой подачи предложений о цене; утверждена документация о продаже имущества в электронной форме: информационное сообщение, форма заявки на участие в торгах, образец типового договора купли-продажи имущества определены в приложениях № 1, 2, 3 к распоряжению; установлена цена первоначального предложения продажи указанного имущества в размере 58 041 600 руб. с учетом НДС согласно стоимости имущества, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № Н-369-20Х, выполненном ООО «Профи Оценка», в экспертном заключении саморегулируемой межрегиональной ассоциации оценщиков от 06.08.2020г. № 15/07-161/33/77/76/3; установлена минимальная цена предложения (цена отсечения), по которой может быть продано имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения, в размере 29 020 800 руб. с учетом НДС; установлены: дата начала приема заявок на участие в продаже посредством публичного предложения - 12.12.2020; дата окончания подачи заявок на участие в продаже посредством публичного предложения - 17.01.2021; дата определения участников продажи посредством публичного предложения - 19.01.2021; дата проведения процедуры продажи посредством публичного предложения - 21.01.2021; задаток - 11 608 320 руб.; шаг понижения (величина снижения цены первоначального предложения) - 5 804 160 руб.; шаг аукциона (величина повышения начальной цены) - 2 902 080 руб.
Продажа имущества посредством публичного предложения проводится в электронной форме на электронной площадке организатора торгов АО «Сбербанк-ACT». Место подачи заявок httpsJ/www.sberbank- ast.ru/.
Во исполнение данного распоряжения № 239 организатором торгов – АО «Сбербанк-АСТ» опубликовано извещение о проведении процедуры продажи №111220/0023417/04 (продажа посредством публичного предложения), лот №1.
ООО «ТЗК-АЭРО», ссылаясь на то, что документация о продаже имущества утверждена в нарушение действующего законодательства, в частности отсутствуют права на земельный участок, занятый наземной частью сооружения; отсутствуют сведения о местонахождении сооружения, об охранной зоне сооружения как опасного производственного объекта; не раскрыта информация об обременении сооружения правами третьего лица и, как следствие, полагая незаконным распоряжение № 239, нарушающим права общества, как единственного оператора по обеспечению авиатопливом воздушных судов в аэропорту г. Хабаровска «Новый», обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения по отчуждению государственного и муниципального имущества подлежат регулированию, в частности Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ (далее – Закон № 178-ФЗ), предусматривающим, что приватизация федерального имущества осуществляется на основании прогнозного плана (программы), утверждаемого Правительством РФ на срок от одного года до трех лет и принимаемого в соответствии с таким планом решения об условиях приватизации федерального имущества (пункт 1 статьи 7, пункт 1 статьи 14).
Пунктом 2 статьи 14 Закона № 178-ФЗ установлены сведения, которые должны содержаться в решении об условиях приватизации. В частности, наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества); способ приватизации имущества; начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
К одной из особенности приватизации федерального имущества – зданий, строений и сооружений относится его отчуждение одновременно с земельными участками, занимаемыми таким имуществом и необходимыми для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом (пункт 1 статьи 28 Закона № 178-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 35 ЗК РФ одним из условий одновременного отчуждения здания, сооружения с земельным участком является их принадлежность одному лицу, за исключением перечисленных в названной норме права случаях.
Кроме того, в соответствии со статьей 554 ГК РФ в договоре купли-продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При разрешении спора суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующего.
Как указано выше, спорным распоряжением утверждены условия приватизации в отношении сооружения – керосинопровод, протяженностью 13500 м, предназначенное для транспортировки нефтепродуктов (авиационного керосина) от нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта.
Согласно техническому паспорту на сооружение, керосинопровод, 1981 года постройки имеет бесканальную протяженность подземной прокладки 13,5 км и включает 6 смотровых колодцев – ТК1, ТК2, ТК3, ТК4, ТК5, ТК6.
В паспорте отражена схема расположения листов керосинопровода, всего 8.
Сведений о земельных участках, в границах которых проложено сооружение, их принадлежность и правообладателей земельных участков спорное распоряжение, а также технический паспорт сооружения, выписка из ЕГРН на сооружение, не содержат.
В дело представлено заключение от 20.03.2021 кадастрового инженера ФИО5 о расположении сооружения на земельном участке, в котором по результатам геодезических работ в отношении 6 смотровых колодцев выявлено: технологический колодец ТК 1 расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 27:23:0040406:259, находящегося в собственности АО «Хабаровский аэропорт»; технологический колодец ТКЗ располагается в пределах земельного участка 27:17:0329001:3538, находящегося в пользовании ФИО6 на основании договора аренды земельного участка 192/16-Т от 27.12.2016; технологический колодец ТК6 располагается в пределах границ земельного участка 27:23:0020223:282, принадлежащего муниципальному образованию «Городской округ «Город Хабаровск»; технологические колодцы ТК2, ТК4, ТК5 располагаются вне границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков.
Кроме того, кадастровым инженером выявлено, что керосинопровод имеет как подземную, так и наземные части.
Таким образом, условия приватизации не содержат идентифицирующих признаков керосинопровода, отсутствует информация о его местоположении на земельных участках и охранных зонах, необходимость установления которых в силу пункта 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 № 9, обязательна с целью исключения возможности повреждения трубопровода (при любом виде прокладки).
Далее установлено, что сооружение – керосинопровод ХНПЗ – Аэропорт, длиной 14 км, диаметр 219х9, 1981 года ввода в эксплуатацию, в составе иного имущества (здание насосной керосинопровода, кабельной линии керосинопровода) передано собственником государственного имущества на содержание АООТ «Хабаровскнефтепродукт» (ныне – ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт») по договору на содержание объектов государственной собственности от 30.01.1995 № 35 (№07-38).
Обстоятельства того, что керосинопровод находится на балансе ПАО «ННК-Хабаровскнефтепродукт» сторонами не опровергается. При этом на последнее возложена обязанность по содержанию, обслуживанию в целях надлежащей эксплуатации и обеспечения сохранности переданного имущества. При этом эксплуатация указанного объекта осуществляется с привлечением иного лица - ООО «ТЗК-АЭРО» в рамках договора от 10.10.2012 № Т8-225/12 на оказание услуг по транспортировке (перекачке) топлива для реактивных двигателей.
Согласно статье 1 Закона № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
В силу пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 31 этого закона при отчуждении государственного или муниципального имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено ограничениями, предусмотренными настоящим Законом или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. Ограничениями могут являться иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.
По общему правилу пункта 1 статьи 460 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случаев, когда покупатель соглашается принять товар, обремененный правами третьих лиц.
С учетом приведенных норм суды правомерно указали на отсутствие в оспариваемом распоряжении информации о действующих договорах от 30.01.1995 № 35 (№07-38), от 10.10.2012 № Т8-225/12, в рамках которых осуществляется эксплуатация керосинопровода, по сути, свидетельствующей, что планируемое к приватизации имущество является несвободным от прав третьих лиц.
Кроме того, судами установлено, что по своему функциональному назначению керосинопровод предназначен исключительно для транспортировки топлива (авиационного керосина) от Хабаровского нефтеперерабатывающего завода до склада ГСМ малого аэропорта, необходимого для обеспечения воздушных судов в аэропорту г. Хабаровска.
Несмотря на то, что в отношении керосинопровода имеется государственная регистрация права собственности Российской Федерации как отдельного объекта недвижимости, его производственное использование возможно только при технологическом присоединении к оборудованию нефтеперерабатывающего завода, в частности, к зданию насосной керосинопровода, право собственности на которую зарегистрировано за ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» (ныне - АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод»), а также к складу ГСМ, владельцем которого является ООО «ТЗК-АЭРО».
Указанные обстоятельства также не нашли своего отражения в оспариваемом распоряжении.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, суды, установив, что оспариваемое распоряжение от 11.12.2020 № 239 не содержит полной информации в отношении сооружения – керосинопровод, подлежащего приватизации, в том числе информации позволяющей его индивидуализировать как самостоятельный объект недвижимости, не отвечает принципам приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленным в пункте 1 статьи 2 Закона № 178-ФЗ, нарушает права заявителя, как лица получающего топливо посредством использования спорного сооружения, руководствуясь вышеприведенными нормами права, обоснованно признали оспариваемое распоряжение недействительным.
Вместе с тем суд округа считает ошибочным вывод судебных инстанций о том, что система керосинопровода является единым техническим сооружением, поскольку, как указано выше, объекты, технологически присоединяемые к спорному сооружению находятся в частной собственности разных юридических лиц; права на все объекты зарегистрированы в установленном порядке и не оспорены; судами вопрос о составе технического сооружения не обсуждался и не мог быть рассмотрен в рамках настоящего спора. При этом допущенная судами ошибка не привела к принятию неправильного итогового судебного акта.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Кассационная инстанция считает, что судами правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем обжалуемые судебные акты в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.04.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу № А73-20953/2020 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья С.Н. Новикова
Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова
В.А. Гребенщикова