ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6110/2021 от 01.12.2021 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

07 декабря 2021 года № Ф03-6110/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от акционерного общества «Лермонтовское»: Кушнир Т.В., представитель по доверенности от 22.10.2021;

от Министерства имущества Хабаровского края: Леонова Н.В., представитель по доверенности от 12.11.2021 № 1-06-8686;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края

на решение от 15.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021

по делу № А73-5766/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Лермонтовское» (ОГРН 1102713000664, ИНН 2707005293, адрес: 682990, Хабаровский край, Бикинский р-н, с. Лермонтовка, ул. Центральная, д. 18)

к Министерству имущественных отношений Хабаровского края (ОГРН 1152721001542, ИНН 2721215327, адрес: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 76)

о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Лермонтовское» (далее - АО «Лермонтовское», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Хабаровского края (переименовано в Министерство имущества Хабаровского края; далее - министерство) в заключении договоров аренды земельных участков на новый срок, выраженного в письме от 06.04.2021 № 1-11-2545, в части предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264; обязании министерства принять решение о предоставлении земельных участков в аренду в соответствии с поданным заявлением сроком на 10 лет.

Решением суда от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе министерство и его представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела. Полагают, что суды безосновательно не применили положения пунктов 1, 5 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс). Заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду за пределами срока действия договоров аренды; на земельных участках с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15 расположены объекты недвижимости (осушительные системы «Шивки», «Бирушка», «Добролюбово», «Дальний Восток»), находящиеся в собственности Хабаровского края. Считает ошибочными выводы судов о том, что осушительные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельные участки, на которых они расположены, переданы в пользование обществу и до настоящего времени продолжают им использоваться вместе с арендованными земельными участками. По мнению министерства, суды неправомерно обязали его принять решение о предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, АО «Лермонтовское» является сельскохозяйственной организацией, использующей находящиеся в собственности Хабаровского края и расположенные в Бикинском районе 38 земельных участков сельскохозяйственного назначения, в том числе, с кадастровыми номерами: 27:03:0000000:29, 27:03:0011204:74, 27:03:0011109:15, 27:03:0011102:264, на основании договоров аренды от 21.05.2007 № 164, от 01.02.2010 № 534, от 01.02.2010 № 535, от 01.02.2010 № 536 (далее – договоры аренды).

Указанные договоры, в связи с истечением предусмотренного в них срока аренды, на основании пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) и пунктов 2.3 договоров, считались возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок.

18.11.2020 министерство направило обществу уведомление (получено 04.12.2020) об одностороннем отказе по истечении 30 дней с момента его получения от договоров аренды всех 38 земельных участков.

До истечения указанного в уведомлении срока, 08.12.2020 общество обратилось в министерство с заявлением (получено 15.12.2020) о предоставлении тех же земельных участков в аренду сроком на 10 лет.

12.03.2021 в общество поступило письмо министерства, датированное 19.02.2021 (фактически отправленное согласно почтовому штампу на конверте 27.02.2021), в котором указывалось о возвращении заявления о предоставлении земельных участков без рассмотрения в связи с отсутствием в заявлении оснований предоставления земельных участков без проведения торгов и цели использования земельных участков. При этом само заявление от 08.12.2020 фактически обществу не возвращено, к письму министерства не прилагалось.

Полагая неправомерным оставление заявления без рассмотрения, АО «Лермонтовское» обратилось в прокуратуру Хабаровского края, признавшую допущенное министерством нарушение срока рассмотрения заявления.

16.03.2021 общество направило в министерство письмо с изложением информации о неправомерном оставлении без рассмотрения ранее направленного заявления о предоставлении земельных участков, и предложением вернуться к его рассмотрению.

Письмом от 06.04.2021 № 1-11-2545 (поступившим в общество 13.04.2021) министерство отказало в предоставлении испрашиваемых земельных участков, ссылаясь на пункты 1, 5 и 14 статьи 39.16 Земельного кодекса, указав следующее:

- ранее заключенные договоры аренды в связи с направленным и полученным обществом 04.12.2020 уведомлением министерства считаются расторгнутыми с 11.01.2021, а заявление о предоставлении земельных участков подано после дня истечения действия договоров аренды;

- вид разрешенного использования части испрашиваемых в аренду земельных участков для использования под сети электроснабжения, размещения объектов электроэнергетики, что не соответствует цели использования земельных участков, указанной в заявлении (сельскохозяйственное использование (производство);

- в границах пяти земельных участков расположены объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности Хабаровского края.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения АО «Лермонтовское» в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суды правомерно руководствовались следующим.

Согласно пункту 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 12); предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка (подпункт 31).

В силу пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона № 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Признавая несостоятельным указание в оспариваемом письме на подачу заявления о предоставлении земельных участков после дня истечения действия договоров аренды, суды правомерно исходили из того, что пропуск срока явился прямым следствием допущенного министерством нарушения срока рассмотрения первичного заявления, направленного обществом с соблюдением срока 08.12.2020 (получено министерством 15.12.2020). Ответ на заявление направлен министерством только 19.02.2021, что, в том числе, послужило основанием для внесения Прокуратурой Хабаровского края в адрес Правительства Хабаровского края соответствующего представления. Указанное заявление было фактически рассмотрено министерством только 06.04.2021.

Судами установлено и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, что первичное заявление общества о заключении новых договоров аренды, направлено до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, то есть с соблюдением требований подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Также суды обоснованно не согласились с доводом министерства о несоответствии вида разрешенного использования земельных участков целям их использования, указанным в заявлении.

Земельные участки с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011109:15, 27:03:0011204:74, 27:03:0011102:264 в соответствии с условиями ранее заключенных с АО «Лермонтовское» договоров аренды имеют цель использования - для сельскохозяйственного производства. Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости указанные земельные участки имеют следующие виды разрешенного использования: 27:03:0000000:29 - для сельскохозяйственных угодий, для сельскохозяйственного производства; 27:03:0011109:15, 27:03:0011204:74, 27:03:0011102:264 - для сельскохозяйственного использования; для сельскохозяйственного производства, что соответствует испрашиваемой цели дальнейшего планируемого использования обществом данных земельных участков.

Суды, принимая во внимание правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 4777/08, пункте 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2018 № 309-КГ17-23675, пришли к обоснованному выводу о неправомерности ссылок в отказе министерства в заключении договоров аренды земельных участков на расположение в границах земельных участков объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности Хабаровского края.

Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 27:03:0011102:264 такие объекты отсутствуют, а расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 27:03:0011109:15, 27:03:0000000:29 и 27:03:0011204:74, принадлежащие Хабаровскому краю сооружения - осушительные системы «Шивки», «Добролюбово», «Дальний Восток», «Лончаково» и «Бирушка», не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только данные земельные участки, являются их неотъемлемой частью. Таким образом, спорные объекты в соответствии со статьей 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе земельного участка, на котором они расположены.

Делая данные выводы, суды учли, что осушительные системы «Шивки», «Добролюбово», «Дальний Восток», «Лончаково» и «Бирушка» находились на праве хозяйственного ведения у правопредшественника общества - КГУСП «Лермонтовское», в ходе приватизации в 2010 году путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Хабаровского края от 26.02.2010 № 163 «Об условиях приватизации краевого государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Лермонтовское», переданы обществу в пользование (пункт 2.2 раздела 2 приложения № 2 к распоряжению) и до настоящего времени продолжают использоваться им вместе с арендованными земельными участками.

С учетом установленных фактических обстоятельств суды правомерно сочли, что наличие на испрашиваемых земельных участках данных сооружений не может являться препятствием для предоставления обществу арендуемых земельных участков на новый срок.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив вышеназванные положения законодательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ министерства в предоставлении обществу земельных участков с кадастровыми номерами 27:03:0000000:29, 27:03:0011109:15, 27:03:0011204:74, 27:03:0011102:264 в аренду на новый срок противоречит требованиям Земельного и Гражданского кодексов, Федерального закона № 101-ФЗ, а также нарушает права общества и правомерно удовлетворили заявленные требования.

Способ восстановления нарушенного права избран судами правильно, соответствует требованиям части 4 статьи 201 АПК РФ и земельного законодательства.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не влияют на правильность выводов судов и не опровергают их, свидетельствуют о несогласии министерства с той оценкой, которую суды двух инстанций дали фактическим обстоятельствам, и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2021 по делу № А73-5766/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Н.В. Меркулова

Л.М. Черняк