ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6129/19 от 18.03.2020 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2020 года                                                                      № Ф03-6129/2019

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2020 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2020 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Лесненко С.Ю., Никитиной Т.Н.

при участии:

от Акционерного общества «Почта России»: ФИО1, представитель по доверенности от 07.10.2019 № 27АА 1477706; ФИО2, представитель по доверенности от 07.10.2019 № 27АА 1477694;

от Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска: ФИО3, представитель по доверенности от 05.03.2020 № 08-29/2646 (до перерыва); ФИО4, представитель по доверенности от 10.03.2020 № 05-13/2821;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска

на решение от 27.05.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019

по делу №   А73-6460/2019 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлениюФедерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:                            131000, <...>) в лице филиала УФПС Хабаровского края

кДепартаменту муниципальной собственности Администрации города Хабаровска (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес:                                680000, <...>)

опризнании недействительным предписания

   УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – ДМС г. Хабаровска, департамент) от 20.03.2019 № 03-74/12-07 о демонтаже информационных конструкций.

Решением суда от 27.05.2019, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019,  требования ФГУП «Почта России»  удовлетворены: оспариваемое предписание признано недействительным.

В кассационной жалобе ДМС г. Хабаровска, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя жалобы являются неправомерными выводы судебных инстанций о нарушении им порядка выдачи предписания в вязи с тем, что мониторинг самовольно размещенных информационных конструкций не охватывается регулированием статьей 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), поскольку проведенная проверка не является муниципальным контролем.

ФГУП «Почта России» в представленном отзыве просило оставить решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы отказать.

Судебное разбирательство по кассационной жалобе ДМС г. Хабаровска определениями от 19.12.2019, 17.01.2020, 12.02.2020 откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) до 17.01.2020, до 12.02.2020, затем до 11.03.2020.

В судебном заседании, проведенном 11.03.2020, объявлялся перерыв до 18.03.2020.

В судебном заседании представители заявителя жалобы доводы, в ней изложенные, подержали. Представители ФГУП «Почта России» в судебном заседании с жалобой не согласились, просили оставить судебные акты без изменения.

Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, Арбитражный суд Дальневосточного округа приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 20.03.2019 главным специалистом отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций ДМС г. Хабаровска установлено, что размещенная ФГУП «Почта России» на фасаде здания многоквартирного дома № 143 по ул. Карла Маркса г. Хабаровска информационная конструкция с изображением «Почта России, Почта Банк» не имеет регистрации на территории Городского округа «Город Хабаровск», что является нарушением пунктов 2.6.4, 2.6.6 Решения Хабаровской Городской Думы от 17.10.2017 № 677 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа «Город Хабаровск».

20.03.2019 департаментом выдано предписание № 03-74/12-07, в соответствии с которым предприятию в срок до 20.04.2019 указано демонтировать информационную конструкцию.

Не согласившись с предписанием, ФГУП «Почта России» обратилось в суд с требованием о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в отношении предприятия проверка в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, не назначалась и не проводилась, в связи с чем признал предписание недействительным.

Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.

Между тем, судами не учтено следующее.

Подпунктом 25 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений.

Во исполнение указанной нормы решением Хабаровской городской Думы от 17.10.2017 № 677 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила благоустройства), в соответствии с пунктом 2.6.4 которых размещение информационных конструкций (за исключением вывесок) на территории города Хабаровска допускается при условии их регистрации в администрации города Хабаровска. Установка и эксплуатация информационных конструкций на территории города Хабаровска без их регистрации в администрации города Хабаровска (самовольная установка) не допускается (пункт 2.6.6 Правил благоустройства). Информационные конструкции, самовольно установленные на территории города Хабаровска либо эксплуатируемые после окончания срока регистрации или досрочного прекращения регистрации такой информационной конструкции, подлежат демонтажу (пункт 2.6.7 Правил благоустройства).

Также, в соответствии с Законом № 131-ФЗ и Уставом городского округа «Город Хабаровск» решением Хабаровской городской Думы от 29.11.2016 № 452 утверждено Положение о Департаменте муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее – Положение          № 452).

Пунктом 1.2 Положения № 452 определено, что Департамент муниципальной собственности создан на основании муниципального правового акта с целью осуществления в пределах своих полномочий управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (за исключением муниципального жилищного фонда, водных объектов, находящихся в муниципальной собственности), от имени городского округа «Город Хабаровск», а также земельными участками, являющимися муниципальной собственностью, и земельными участками на территории города, государственная собственность на которые не разграничена.

Полномочия департамента в области информации определены в пункте 2.4.2 Положения № 452. Так, согласно подпункту «б» пункта 2.4.2 указанного положения департамент осуществляет согласование размещения информационных конструкций на имуществе города и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена; принимает решения о регистрации информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и прекращении регистрации информационных конструкций, а также регистрирует информационные конструкции (за исключением вывесок), размещаемые на территории городского округа «Город Хабаровск» (подпункт «в»); заключает договоры на размещение информационных конструкций на имуществе города, находящемся в казне, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «г»); осуществляет мероприятия по выявлению самовольно установленных информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» и информационных конструкций, срок действия регистрации которых истек (подпункт «ж»); выдает предписания о демонтаже информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт «з»).

Как видно из материалов дела, ФГУП «Почта России» без согласования с департаментом размещена информационная конструкция на территории городского округа «Город Хабаровск».

В связи с выявлением указанного факта ДМС г. Хабаровска, реализуя предоставленные ему Положением № 452, выдал предприятию предписание о демонтаже информационной конструкции, не имеющей регистрации на территории городского округа «Город Хабаровск».

Ссылки ФГУП «Почта России» на то, что спорная конструкция не является информационной, а относится к вывескам, не могут быть приняты судом во  внимание, поскольку данная конструкция не отвечает предъявляемым к вывескам статьей 9 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» требованиям.

Кроме того, оспаривая данное предписание, предприятие ссылается на нарушение департаментом порядка проведения проверки, установленного Законом № 294-ФЗ.

Соглашаясь с указанными доводами заявителя, судебные инстанции не учли следующего.

Согласно статье 1 Закона № 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Пунктом 4 статьи 2 указанного закона установлено, что муниципальный контроль это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Постановлением Администрации города Хабаровска от 08.11.2018      № 3905 утвержден порядок организации и осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок № 3905).

Пунктом 1.3 Порядка № 3905 установлено, что органом муниципального контроля городского округа «Город Хабаровск», уполномоченным на осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа «Город Хабаровск», является администрация города Хабаровска в лице управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска.

Муниципальный контроль осуществляется на основании административного регламента осуществления муниципального контроля за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 31.10.2013 № 4293 (пункт 7.1 Порядка № 3905).

Пунктом 2.1 Порядка № 3905 определено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в форме проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проведения мероприятий по профилактике нарушений требований, установленных муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территорий городского округа «Город Хабаровск». Под проверкой в настоящем Порядке понимается совокупность проводимых органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) требованиям, установленным муниципальными правовыми актами в сфере благоустройства территорий городского округа «Город Хабаровск». Мероприятия по контролю осуществляются посредством проведения плановых и внеплановых проверок, мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа муниципального контроля с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка № 3905 плановая и внеплановая проверка проводится в форме документарной и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Таким образом, указанной нормой установлены порядок, основания проведения и орган, уполномоченный на проведение муниципального контроля с соблюдением требований закона № 294-ФЗ, которым является администрация города Хабаровска в лице управления административно-технического контроля администрации города Хабаровска.

В данной ситуации ДМС г. Хабаровска не осуществлял муниципальный контроль в порядке, установленном Законом № 294-ФЗ, а реализовывал свои полномочия в области управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, предоставленные ему подпунктом «ж» пункта 2.4.2 Положения № 452, а именно осуществлял мероприятия по выявлению самовольно установленных информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» от имени городского округа «Город Хабаровск».

При этом, выдача лицу спорного предписания носит уведомительный характер и не влечет наступление административной ответственности в порядке, содержащемся в Законе № 294-ФЗ.

На основании изложенного выводы судов о нарушении ДМС                  г. Хабаровска порядка выдачи предписания являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций верно, однако ими допущена ошибка в применении норм материального права (часть 2 статьи 288 АПК РФ), суд округа считает возможным отменить обжалуемые судебные акты и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных по делу требований.

Поскольку судебная коллегия не располагает сведениями об исполнении отмененных судебных актов в части взыскания с ДМС г. Хабаровска государственной пошлины, вопрос о повороте их исполнения при необходимости может быть разрешен судом первой инстанции в порядке части 2 статьи 326 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 284, 286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.05.2019, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2019 по делу № А73-6460/2019 Арбитражного суда Хабаровского края отменить.

В удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о признании недействительным предписания Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска от 20.03.2019 № 03-74/12-07 о демонтаже информационных конструкций, отказать.

Поворот исполнения решения суда от 27.05.2019 по данному делу в части взыскания с Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска в пользу Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. за рассмотрение дела в суде первой инстанции произвести Арбитражному суду Хабаровского края.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                           А.И. Михайлова                    

Судьи                                                                                     С.Ю. Лесненко         

                                                                                         Т.Н. Никитина