ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6296/2021 от 25.11.2021 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

01 декабря 2021 года № Ф03-6296/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Михайловой А.И.

судей Луговой И.М., Ширяева И.В.

при участии:

от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу: представитель не явился;

индивидуальный предприниматель Улыбышев Сергей Викторович: Улыбышев С.В., - лично; Капустин С.Ю., представитель по доверенности от 20.07.2021 № 41АА 0779716;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Улыбышева Сергея Викторовича

на решение от 17.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021

по делу № А24-5903/2020

Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (ОГРН 1104101006954, ИНН 4101141774, адрес: 683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Королева, д. 58)

к индивидуальному предпринимателю Улыбышеву Сергею Викторовичу (ОГРН 316410100056700, ИНН 410100782292)

о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу (далее – Управление Россельхознадзора, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Улыбышева Сергея Викторовича к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением суда от 17.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021, индивидуальный предприниматель Улыбышев С.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб., а товары, изъятые из оборота согласно протоколу изъятия предметов и документов от 22.09.2020 направлены на уничтожение после вступления решения в законную силу.

Не согласившись с принятыми судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В судебном заседании индивидуальный предприниматель Улыбышев С.В. и его представитель доводы жалобы поддержали.

Управление Россельхознадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку своего представителя в суд не обеспечило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не явилось препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

Из материалов дела судами установлено, что 25.09.2020 в Управление Россельхознадзора поступил материал (исх. № 21/705/34/5-1861 от 23.09.2020) федерального казенного учреждения «Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по восточному арктическому району» (далее – ПУ ФСБ России, Пограничное управление), из которого следует, что 22.09.2020 в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ) проведено обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в нежилых помещениях на территории частного домовладения, находящегося по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Двуречье, ул. Садовая, д. 10, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Улыбышеву С.В.

В ходе обследования рефрижераторного пятитонного контейнера, находящегося на указанной территории, обнаружено и изъято 129 мест белых пластиковых куботейнеров, в которых находилась икра лососевых видов рыб, общим объемом 2860 кг брутто, что отражено в протоколе обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 22.09.2020.

На обнаруженных в ходе осмотра куботейнерах с икорной продукцией частично отсутствует маркировка завода-изготовителя, срок годности продукции, а также документы, подтверждающие ее качество и безопасность.

Протоколом изъятия предметов и документов от 22.09.2020 указанная продукция сотрудниками Пограничного управления изъята из оборота и помещена в рефрижераторный контейнер, находящийся по адресу: Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Архангельская, д. 21. Каждый куботейнер опечатан пластиковой пломбой в целях обеспечения сохранности и изъятая продукция передана 22.09.2020 по акту приема- передачи изъятого имущества на ответственное хранение в ООО «Край Камчатки».

Определением Управления Россельхознадзора от 29.09.2020 АА № 4100278 в отношении индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Указанное определение направлено в адрес предпринимателя почтовой связью и получено адресатом 29.10.2020. На определение административного органа от 13.10.2020 об истребовании сведений представителем предпринимателя Капустиным С.Ю. 11.11.2020 представлен пакет документов.

В целях установления фактов, имеющих значение для рассмотрения административного дела об административном правонарушении 16.11.2020 сотрудниками Управления Россельхознадзора произведен осмотр 40-футового рефрижераторного контейнера, расположенного на территории ООО «Край Камчатки» по адресу: Камчатский край, Елизовский район, г. Елизово, ул. Архангельская, в который помещена изъятая продукция, что отражено в протоколе от 16.11.2020 № АА 4100021 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.

В ходе осмотра изъятой продукции установлено, что из 129 мест – 78 мест (куботейнеров) из них емкостью 25 л – 2 шт., емкостью 23 л. – 51 шт., емкостью 18 л. – 20 шт., емкостью 12 л. – 5 шт. не имеют маркировки завода изготовителя или имеют нечитаемую маркировку, на которой невозможно установить, изготовителя, даты изготовления, срок годности; 19 мест (куботейнеров) имеют маркировку не наступивших дат изготовления (дата выработки 29.09.2020, 30.09.2020); 16 мест емкостью 23 л. из них с датой выработки: 25.08.2020 – 1 шт., 28.08.2020 – 2 шт., 29.08.2020 – 1 шт., 30.08.2020 – 4 шт., 09.09.2020 – 3 шт., 10.09.2020 – 2 шт., 22.09.2020 – 1 шт., 15 мест емкостью 18 л., из них с датой выработки: 17.06.2020 – 2 шт., 18.06.2020 – 5 шт., 02.08.2020 – 4 шт., 14.08.2020 – 2 шт., 25.08.2020 – 2 шт., 1 место емкостью 12 л. с установленной датой выработки 09.08.2020.

Вся осмотренная продукция в количестве 129 мест не имеет ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность, характеризующих территориальное и видовое происхождение, эпизоотическое состояние места выхода продукции и позволяющих данную продукцию идентифицировать.

Также в ходе проведения административного расследования, в результате мониторинга компонента ФГИС «ВетИС» – «Меркурий» должностным лицом установлено, что в период с 01.06.2020 по 30.09.2020 ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на перевозку (перемещение) продукции икры лососевых видов рыб в адрес по месту обнаружения изъятой продукции индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В., а именно: Камчатский край, Елизовский район, п. Двуречье, ул. Садовая, д. 10, не оформлялись.

Индивидуальным предпринимателем Улыбышевым С.В. представлены следующие ветеринарные сопроводительные документы формы № 2 (ВСД) в статусе «погашено»:

– ветеринарное свидетельство от 12.09.2020 № 6795384304 (икра лососевых рыб соленая кеты 500 кг.), отправитель продукции общество с ограниченной ответственностью «Камчадалочка», получатель индивидуальный предприниматель Улыбышев Сергей Викторович ИНН 410100782292, индивидуальный предприниматель Елизаров Борис Робертович ИНН 410500409448 Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, ул. Набережная, д. 1;

– ветеринарное свидетельство от 13.09.2020 № 6806230229 (икра лососевых рыб соленая нерка 500 кг.) получатель индивидуальный предприниматель Улыбышев Сергей Викторович ИНН 410100782292, индивидуальный предприниматель Елизаров Борис Робертович ИНН 410500409448 Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, ул. Набережная, д. 1;

– ветеринарное свидетельство от 15.09.2020 № 6825697380 (икра лососевых рыб соленая кеты 500 кг.), отправитель продукции общество с ограниченной ответственностью «Камчадалочка», получатель индивидуальный предприниматель Улыбышев Сергей Викторович ИНН 410100782292, индивидуальный предприниматель Елизаров Борис Робертович ИНН 410500409448 Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, ул. Набережная, д. 1;

– ветеринарное свидетельство от 19.09.2020 №6882054722 (икра лососевых рыб соленая кеты 425 кг.), отправитель продукции общество с ограниченной ответственностью «Камчадалочка», получатель индивидуальный предприниматель Улыбышев Сергей Викторович ИНН 410100782292, индивидуальный предприниматель Елизаров Борис Робертович ИНН 410500409448 Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, ул. Набережная, д. 1.

Согласно ФГИС «ВетИС» – «Меркурий» по состоянию на 22.09.2020 икорная продукция в соответствии с представленными ветеринарно- сопроводительными документами находится на хранении по адресу: Камчатский край, Елизовский район, с. Коряки, ул. Набережная, д. 1, у индивидуального предпринимателя Елизарова Бориса Робертовича.

Идентифицировать изъятую по протоколу изъятия предметов и документов от 22.09.2020 продукцию у индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В. с представленными им ветеринарными сопроводительными документами не представляется возможным.

Управлением Россельхознадзора установлено, что 22.09.2020 в ходе обследования нежилых помещений на территории частного домовладения, находящегося по адресу: Камчатский край, Елизовский район, п. Двуречье, ул. Садовая, д. 10, предприниматель осуществлял хранение пищевой (икорной) продукции в нарушение требовании технических регламентов без маркировки, срока годности и условий хранения, а именно: пункта 1 статьи 10, статьи 39 ТР ТС 021/2011, пунктов 1, 7 части 4.12 статьи 4ТР ТС 022/2011; пунктов 12, 54, 72-73 ТР ЕАЭС 040/2016.

01.12.2020 по данному факту должностным лицом Управления Россельхознадзора составлен протокол № 41 0007491 об административном правонарушении, действия предпринимателя квалифицированы по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В. к административной ответственности, материалы административного дела в соответствии с положениями главы 25 АПК РФ направлены в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, установив в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и не найдя оснований для применения положений статей 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ, привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 руб. Также суд решил товары, изъятые из оборота согласно протоколу изъятия предметов и документов от 22.09.2020, направить на уничтожение после вступления решения суда в законную силу

Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.

Суд округа соглашается с судами обеих инстанций, которые обоснованно исходили из следующего.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.

Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм. Для признания лица субъектом ответственности необходимо исходить из того, обязано ли данное лицо соблюдать требования указанных технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности (определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 № 304-АД17-7163, от 13.11.2017 № 308-АД17-8224).

Согласно примечанию к указанной статье КоАП РФ под подлежащими применению со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в указанной статье, понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ).

Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ).

Из части 2 статьи 3Закона № 29-ФЗ следует, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности или сроки годности которых истекли, не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 162 принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (далее – ТР ЕАЭС 040/2016), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на территории Евразийского экономического союза требования безопасности пищевой рыбной продукции, выпускаемой в обращение на территории Союза, и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.

Объектами технического регулирования названного технического регламента являются: пищевая рыбная продукция, полученная из уловов водных биологических ресурсов и объектов аквакультуры, растительного и животного происхождения, в переработанном или непереработанном виде; процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции (пункт 2 ТР ЕАЭС 040/2016).

Пищевая рыбная продукция растительного происхождения, находящаяся в обращении, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость такой продукции. Каждая партия пищевой рыбной продукции животного происхождения, подконтрольная ветеринарному контролю (надзору), ввозится на территорию Союза при наличии ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления (пункт 9 ТР ЕАЭС 040/2016).

В силу пункта 13 ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция должна соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим разделом, требованиям безопасности согласно приложениям № 1 – 6, а также требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

В целях защиты жизни и здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и защиты окружающей среды Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (далее – ТР ТС 021/2011).

В силу статьей 39 ТР ТС 021/2011 маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).

Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» утвержден «ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки» (далее – ТР ТС 022/2011).

В соответствии с пунктом 1 части 4.2 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии); наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.

В соответствии с пунктом 12 ТР ЕАЭС 040/2016 пищевая рыбная продукция, не соответствующая требованиям названного технического регламента и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая рыбная продукция с истекшим сроком годности, а также пищевая рыбная продукция, собственник которой не может подтвердить происхождение пищевой рыбной продукции для обеспечения ее прослеживаемости, подлежит изъятию из обращения собственником пищевой рыбной продукции самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена.

Исходя из пункта 53 ТР ЕАЭС 040/2016 изготовители обязаны осуществлять процессы хранения, перевозки и реализации пищевой рыбной продукции таким образом, чтобы эта продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется.

Согласно пункту 54 ТР ЕАЭС 040/2016 процессы хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента и требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

В соответствии с пунктом 73 ТР ЕАЭС 040/2016 маркировка упакованной пищевой рыбной продукции должна содержать следующие сведения:

а) наименование пищевой рыбной продукции, которое включает в себя: наименование вида пищевой рыбной продукции (например, «рыбный кулинарный полуфабрикат», «рыбные консервы»); зоологическое наименование вида водного биологического ресурса или объекта аквакультуры (например, «палтус черный гренландский»); вид разделки пищевой рыбной продукции (например, «филе трески», «спинка минтая», «тушка сельди»); вид обработки (например, «пастеризованная», «маринованная», «восстановленная»). Для имитированной пищевой рыбной продукции информация об имитации указывается в наименовании или через тире от наименования шрифтом, не отличающимся от шрифта, использованного для наименования продукта, включая размер этого шрифта;

б) для непереработанной пищевой рыбной продукции - информация о принадлежности к району добычи, извлечения (вылова) или к объектам аквакультуры;

в) информация о составе пищевой рыбной продукции;

г) наименование и место нахождения изготовителя или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-изготовителя, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица (при наличии), наименование и место нахождения импортера;

д) дата производства пищевой рыбной продукции (для продукции, упакованной не в месте изготовления, дополнительно указывают дату упаковывания). Маркировка пищевой рыбной продукции, упакованной не в месте изготовления этой продукции (за исключением случаев упаковывания пищевой рыбной продукции в потребительскую упаковку организациями розничной торговли), должна содержать информацию об изготовителе и юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющих упаковывание пищевой рыбной продукции не в месте ее изготовления для ее последующей реализации или по заказу другого юридического лица или индивидуального предпринимателя;

е) срок годности пищевой рыбной продукции (кроме живой рыбы и живых водных беспозвоночных);

ж) условия хранения пищевой рыбной продукции;

з) масса нетто (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции – массса нетто мороженой пищевой рыбной продукции без глазури);

и) информация об использовании ионизирующего излучения (при использовании);

к) состав модифицированной газовой среды в потребительской упаковке пищевой рыбной продукции (при использовании);

л) наличие вакуума, кроме рыбных консервов (при использовании);

м) рекомендации по использованию (в том числе по приготовлению) пищевой рыбной продукции в случае, если ее использование без таких рекомендаций затруднено либо может причинить вред здоровью потребителей, привести к снижению или утрате вкусовых свойств этой пищевой рыбной продукции;

н) использование рыбы с нерестовыми изменениями при производстве пищевой рыбной продукции (при производстве рыбных консервов);

о) информация о замораживании (охлаждении) пищевой рыбной продукции;

п) массовая доля глазури в процентах (для мороженой глазированной пищевой рыбной продукции);

р) показатели пищевой ценности (для переработанной пищевой рыбной продукции);

с) сведения о наличии в пищевой рыбной продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов;

т) единый знак обращения продукции на рынке Союза.

Согласно подпункту «в» пункта 82 ТР ЕАЭС 040/2016 оценка соответствия пищевой рыбной продукции, за исключением продукции, указанной в пункте 84 названного Технического регламента, требованиям названного Технического регламента и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, проводится в форме ветеринарно-санитарной экспертизы непереработанной пищевой рыбной продукции животного происхождения, живой рыбы и живых водных беспозвоночных.

Нарушение вышеприведенных требований законодательства является основанием для привлечения к административной ответственности, установленной пунктом 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Суды по материалам дела установили, что Управлением Россельхознадзора в ходе обследования нежилых помещений на территории частного домовладения индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В. в рефрижераторном пятитонном контейнере обнаружена продукция в количестве 129 мест, которая не имеет маркировки завода изготовителя или с нечитаемой маркировкой, не имеет ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих ее качество и безопасность, характеризующих территориальное и видовое происхождение, эпизоотическое состояние места выхода продукции и позволяющих данную продукцию идентифицировать.

При установленных обстоятельствах, факт наличия вменяемых нарушений требований пункта 1 статьи 10, статьи 39 ТР ТС 021/2011, пунктов 1, 7 части 4.12 статьи 4ТР ТС 022/2011, пунктов 12, 54, 72-73 ТР ЕАЭС 040/2016, выразившихся в нарушении требований технических регламентов в отношении маркировки тары, в которой расфасована икорная продукция, и отсутствие действующих ветеринарных сопроводительных документов, по верным выводам судов, образует состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются материалами по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В., в частности: протоколом об административном правонарушении от 01.12.2020 № 41 0007491, протоколом от 22.09.2020 обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; протоколом от 16.11.2020 АА № 4100021 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; протоколом изъятия вещей и документов от 22.09.2020, фототаблицами, материалами видеосъёмки и другими материалами.

Применительно к диспозиции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ индивидуальный предприниматель является субъектом ответственности по данной норме, так как является лицом, осуществляющим хранение данной продукции на принадлежащей ему территории без маркировки и наличия на нее документов.

Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как верно отмечено судами, вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о техническом регулировании и безопасности пищевой продукции, индивидуальный предприниматель Улыбышев С.В. должен был не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что индивидуальный предприниматель принял все возможные меры для соблюдения требований технических регламентов и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у индивидуального предпринимателя реальной возможности соблюсти требования технических регламентов, в материалах дела не имеется.

Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности Управлением Россельхознадзора события и состава вменяемого вмененного администрации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также вины в его совершении.

Существенных нарушений процедуры привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности судами не выявлено.

Индивидуальный предприниматель Улыбышев С.В. привлечен к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности – 1 год.

Оснований для применения положений статьи 2.9, статьи 4.1.1 КоАП РФ судами не установлено.

Административное наказание назначено с учетом установленных обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.

Доводы жалобы о том, что индивидуальный предприниматель Улыбышев С.В. не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения противоречат материалам дела, напротив, наличие у индивидуального предпринимателя ВСД в статусе «погашено», представленных в ходе проверки, противоречат его доводам о том, что изъятая продукция изначально предназначалась для использования в личных целях.

Доводы заявителя жалобы о том, что в решении суда отсутствует указание на участие в процессе адвоката индивидуального предпринимателя, правомерно признаны судом апелляционной инстанции необоснованными, поскольку предприниматель присутствовал лично в судебном заседании, его полномочный представитель либо адвокат в судебном заседании участия не принимал, замечаний в порядке части 7 статьи 155 АПК РФ на протокол судебного заседания индивидуальным предпринимателем не заявлено.

Ссылка заявителя жалобы на составление протокола об административном правонарушении через два месяца после обнаружения правонарушени, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в материалах дела имеется протокол от 16.11.2020 № АА 4100021 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, составленный старшим госинспектором Управления Россельхознадзора в присутствии двух понятых в соответствии с требованиями статьи 27.6 КоАП РФ. В последующем, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 01.12.2020 № 41 0007491, соответствующий требованиям, предусмотренным статей 28.2 КоАП РФ.

Доводы о фальсификации доказательств являлись предметом исследований судов первой и апелляционной инстанции и не нашли своего подтверждения материалами дела, возражения в указанной части направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных на основании произведенной судами оценки имеющихся в деле доказательств, которая не входит в круг определенных статьями 286, 287 АПК РФ полномочий арбитражного суда кассационной инстанции.

Ссылка заявителя жалобы на распространение действия технических регламентов только на производителя продукции ошибочна и не свидетельствует об отсутствии события вменяемого административного правонарушения, поскольку в данном случае ответственность наступает не только при изготовлении, но и при продаже пищевой рыбной продукции с нарушениями требований технических регламентов.

При изложенном, суд первой инстанции обоснованно привлек индивидуального предпринимателя Улыбышева С.В. к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют законные основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Поскольку в соответствии со статьей 203 АПК РФ и статей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за заявления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена, учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», уплаченная индивидуальным предпринимателем Улыбышевым Сергеем Викторовичем по чеку-ордеру от 11.10.2021 № 4972 государственная пошлина в сумме 3000 руб. за подачу кассационной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2021 по делу № А24-5903/2020 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Улыбышеву Сергею Викторовичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 рублей, ошибочно уплаченную по чеку-ордеру от 11.10.2021 № 4972.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья А.И. Михайлова

Судьи И.М. Луговая

И.В. Ширяев