АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
16 февраля 2022 года № Ф03-6342/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Луговой И.М., Никитиной Т.Н.
при участии:
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»: представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю: представитель не явился;
от третьих лиц – общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс»:представитель не явился;
от акционерного общества «Единая электронная торговая площадка»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»
на решение от 30.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021
по делу № А24-1901/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 683000, <...>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 111141, г. Москва, Муниципальный округ Перово вн.тер.г., ул. Перовская, д. 31, эт. 2, пом. V/14/3), акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 115114, <...>)
о признании недействительным решения от 30.03.2021, предписания от 25.03.2021 по делу № 041/07/3-109/2021
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России, антимонопольный орган) от 30.03.2021, предписания от 25.03.2021 по делу № 041/07/3-109/2021.
Определением суда от 01.06.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Зевс» (далее – ООО «ТД «Зевс»), акционерное общество «Единая электронная торговая площадка».
Решением суда от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой на предмет их отмены и удовлетворения заявленных требований.
В представленных отзывах Камчатское УФАС России и ООО «ТД «Зевс» просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить судебные акты без изменения.
Рассмотрение кассационной жалобы, назначенное на 25.11.2021, откладывалось на 23.12.2021, на 19.01.2022, затем на 10.02.2022.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами из материалов дела установлено, что о 02.03.2021 ПАО «Камчатскэнерго» в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov разместило извещение и документацию о закупке – запрос предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 (ГКПЗ № 54200-ТПИР ОТМ-2021-КамчЭн) «Закупка сопутствующего оборудования для оснащения приборами учета электрического», начальная (максимальная) ценой договора (цена лота) 18 141 425 руб. 83 коп.
В пункте 20 извещения указано, что победителем закупки признается участник, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия договора на основании установленных критериев оценки согласно документации о закупке.
Согласно пункту 6.3 Технических требований в составе заявки участник закупки должен представить (обязательные требования Заказчика):
- 6.3.1 на товар по п/п №№ 4-5 спецификации названных Технических требований для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ 31946-2012:
отсканированные копии ТУ в соответствии с которыми выпускается продукция;
протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик провода СИП-4 согласно требованиями ГОСТ 31946-2012 (п. 7.4), при этом дата окончания периодических испытаний должна быть не более года до момента окончания подачи заявки Участником. Лаборатория, проводившая испытания провода, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/на момент испытаний;
документы о качестве (паспорт качества или протокол приемосдаточных испытаний) на произведенную не ранее 2020 года партию провода СИП-4;
сертификат соответствия Технического регламента Таможенного союза 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (далее – ТР ТС 004/2011) на провод СИП-4, а также документы, на основании которых был выдан сертификат. Сертификат соответствия ТР ТС 004/2011 должен присутствовать в реестре сертификатов/деклараций о соответствии федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/;
- 6.3.2 на товар по п/п №№ 6-10 спецификации названных Технических требований для подтверждения качества, заявленных характеристик, конструктива и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ Р 51177-2017:
сертификаты соответствия, протоколы испытаний с положительным результатом, проведенных аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центре) или заключение об аттестации в ПАО «Россети». Лаборатория, проводившая испытания, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/ на момент испытаний;
каталоги всех производителей предлагаемой продукции;
- 6.3.3 на товар по п/п №№11-26 спецификации настоящих Технических требований для подтверждения качества, заявленных характеристик и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ 7746-2015:
сертификат соответствия ТР ТС 004/2011, и Технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств» на трансформаторы Т-0,66 с обязательным предоставлением документов на основании которых выданы представленные документы. Сертификат должны присутствовать в реестре сертификатов/деклараций о соответствии федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/;
копию паспорта на произведенные не ранее 2020 года трансформаторы Т-0,66;
свидетельство об утверждении типа средств измерений с приложением к свидетельству описания типа средств измерений;
- 6.3.4 на товар по п/п №№ 28-30 спецификации названных Технических требований для подтверждения качества, заявленных характеристик и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ 31996-2012:
протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик кабеля ВВГнг(А)-LS, АВВГ согласно требованиями ГОСТ 31996-2012 (п. 7.4), при этом дата окончания периодических испытаний должна быть не более года до момента окончания подачи заявки Участником. Лаборатория, проводившая испытания провода, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/ на момент испытаний;
документы о качестве (паспорт качества или протокол приемосдаточных испытаний) на произведенную не ранее 2020 партию кабеля ВВГнг(А)-LS, АВВГ;
сертификат о соответствии ТР ТС 004/2011 на кабель ВВГнг(А)-LS, АВВГ, а также документы, на основании которых был выдан сертификат. Сертификат о соответствии должен присутствовать в реестре сертификатов/деклараций о соответствии федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/;
- 6.3.5 на товар по п/п №№ 31-32 спецификации настоящих Технических требований для подтверждения качества, заявленных характеристик и соответствия предлагаемой продукции ГОСТ 31947-2012:
протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик провода ПуВнг(А) LS согласно требованиями ГОСТ 31947-2012 (п. 7.4), при этом дата окончания периодических испытаний должна быть не более года до момента окончания подачи заявки Участником. Лаборатория, проводившая испытания провода, должна присутствовать в реестре аккредитованных лиц федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/ на момент испытаний;
документы о качестве (паспорт качества или протокол приемосдаточных испытаний) на произведенную не ранее 2020 года партию провода ПуВнг(А) LS;
сертификат соответствия ТТ ТС 004/2011 на провод ПуВнг(А) LS, а также предоставить документы, на основании которых был выдан сертификат. Сертификат о соответствии должен присутствовать в реестре сертификатов/деклараций о соответствии федеральной службы аккредитации Росакредитация https:fsa.gov.ru/.
Полагая, что указанные требования, изложенные в документации, ограничивают конкуренцию, участник закупки – ООО «ТД «Зевс» обратился с жалобой в Камчатское УФАС России.
Рассмотрев жалобу, антимонопольный орган вынес решение от 30.03.2021 (резолютивная часть решения оглашена 25.03.2021) по делу № 041/07/3-109/2021, которым установил в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), поскольку требования документации о закупке ограничивают количество участников закупки.
Антимонопольный орган указал, что требования заказчика о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие предлагаемого товара (сертификат/декларацию соответствия, паспорт качества, технические условия и т.д.), а также документов, подтверждающих результаты испытания соответствующих товаров (протоколы испытаний, заключения, подтверждающие свойства товаров, и т.д.), качество иных партий товара, не являющихся предметом поставки, обременяют участника закупки заблаговременно приобрести (произвести) товар.
Предписанием от 25.03.2021 обществу предложено устранить в срок до 09.04.2021 допущенные нарушения: отменить протоколы, составленные в ходе осуществления закупки (пункт 1.1), внести изменения в документацию о закупке в соответствии с решением от 30.03.2021 (пункт 1.2), продлить срок подачи заявок на участие в закупке и завершить процедуру закупки согласно условиям документации о закупке и нормам Закона о закупках.
Полагая, что решение и предписание, вынесенные антимонопольным органом, не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, ПАО «Камчатскэнерго» обратилось в арбитражный суд с требованием о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении требований, суды обеих инстанций согласились с выводами антимонопольного органа о том, что при установлении заказчиком в извещении о закупке требований к участниками закупки заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать на момент подачи заявки, не приобретая соответствующего товара, в силу требований пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.). Также суды указали на то, что предоставление товарно-сопроводительных документов приобретаемого товара на стадии заявок само по себе не может гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке товара. В этой связи включение указанного требования в закупочную документацию имеет признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Между тем, судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для обеспечения указанных целей статьей 3 данного закона установлены принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках, осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме аукциона и конкурса, так и иными способами.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика является положение о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Таким образом, как верно указано судами, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.
Данное право согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленного, в первую очередь, на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 № 305-ЭС20-24221, от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, от 20.07.2017 № 305-КГ17-3423).
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках закреплено, что в документации о закупке заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, Закон о закупках не содержит закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам и предмету закупки, либо прямого запрета на применение к ним какого-либо требования. Заказчик должен определять их в соответствии с основными целями Закона о закупках, создавая условия для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, из содержания указанных норм следует, что заказчик имеет право устанавливать дополнительные требования к участникам закупки в зависимости от особенностей осуществления своей деятельности, перечень которых Законом о закупках не ограничен. Вместе с тем, такие требования должны быть обоснованными и реально исполнимыми участниками.
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен запрет на совершение действий при проведении торгов, запросе котировок цен на товары, запросе предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как видно из материалов дела, ПАО «Камчатскэнерго», определяя условия спорной закупки, предложило участникам закупки предоставить в составе заявки копии технических условий на закупаемую продукцию, документы о качестве (паспорт качества или протокол приемосдаточных испытаний), т.е. документы, являющиеся товаросопроводительными по отношению к приобретаемому товару. Также предложено представить сертификаты соответствия продукции требованиям ТР ТС, которые должны присутствовать в реестре сертификатов/деклараций о соответствии федеральной службы аккредитации Росакредитация, протоколы периодических испытаний на соответствие заявленных характеристик поставляемого товара требованиям ГОСТов, проведенные аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центре) или заключение об аттестации в ПАО «Россети».
Признавая действия заказчика обременяющими участника, который может не являться производителем закупаемого товара, заблаговременно приобрести такой товар, антимонопольный орган, с которым согласились суды, сослался на статью 456 ГК РФ, а также указал на то, что отсутствие у участника закупки соответствующих материально-технических ресурсов не является подтверждением невозможности исполнения им своих обязанностей по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.
Действительно, Закон о закупке не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Вместе с тем, Верховный Суд Российской Федерации в определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243 разъяснил, что включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, безусловно, сужает круг потенциальных участников проводимых закупок. Однако, такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации указала, что требования к участникам закупки могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если антимонопольный орган докажет, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
В обоснование необходимости включения спорных условий в закупочную документацию, ПАО «Камчатскэнерго» ссылалось на осуществление им деятельности по производству и распределению электроэнергии, одним из принципов государственной политики в сфере которой является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса потребителей, надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики (статья 6 Федерального закона от 26.02.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»), а также на пункт 5 статьи 37 указанного закона, которым установлена обязанность гарантирующих поставщиков в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также последующую их эксплуатацию.
При этом ПАО «Камчатскэнерго», оспаривая принятое антимонопольным органом решение, дало пояснения о необходимости включения в закупочную документацию спорных требований.
Так, в отношении требования о предоставлении Технических условий на провод СИП (пункт 6.3.1) общество указало, что ТУ является единственным документом, позволяющим подтвердить, что жила провода изготовлена из алюминиевого сплава, что соответствует ГОСТу 31946-2012.
Также общество ссылалось на то, что на указанный провод СИП и на кабель ВВГнг(А)-LS, кабель АВВГ, провод ПуВнг(А)-LS действуют определенные ГОСТы, на соответствие которым, при серийном изготовлении, проводятся периодические испытания не реже 1 раза в год. При этом требованиями закупочной документации предусмотрено представление именно протокола периодических испытаний, а не протокола испытаний конкретной партии товара. Отсутствие указанных протоколов для серийно выпускаемой продукции, а также предложение к поставке не серийно выпускаемой кабельно-проводниковой продукции, не будет гарантировать качество и надежность поставляемого товара и несет риски для заказчика при его эксплуатации.
В отношении требования о предоставлении паспортов качества на любую произведенную до 2020 года продукцию, а не на конкретную партию товара, заявитель также ссылается на то, что предоставление данных документов будет являться подтверждением ее соответствия стандартам и требованиям безопасности.
Документы о соответствии товара требованиям ТР ТС «О безопасности низковольтного оборудования» и «Электромагнитная совместимость технических средств» обосновываются заказчиком необходимостью проверки по электромагнитной совместимости технических средств, а также тем, что без данной сертификации товар не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Исключение данных документов, по мнению заявителя, ведет к невозможности оценить продукцию по техническим характеристикам и возможности применения ее на объектах ПАО «Камчатскэнерго».
Также заявителем приводятся доводы об обязательности в силу закона подтверждения соответствия (в форме принятия декларации) в отношении такой продукции, как трансформаторы, о необходимости представления свидетельства об утверждении типа средств измерений, об альтернативности установленного им требования об аттестации испытательной лаборатории и другие доводы.
Между тем, указанные доводы судами, в нарушение части 1 статьи 71 АПК РФ, не рассмотрены, оценка им не дана.
При этом, антимонопольным органом в оспоренном предписании указано на исключение из закупочной документации фактически всех указанных в ней требований, что противоречит положениям Закона о закупке о праве заказчика устанавливать дополнительные требования к участникам закупки.
В этой связи для правильного разрешения спора судам необходимо оценить дополнительные требования к закупочной документации на предмет их относимости к предмету закупки, обоснованности, либо избыточности применительно к данному случаю закупки.
Также судам следует проверить возможность представления участниками указанных заказчиком документов исходя из того, что договор купли-продажи по своей природе является консенсуальным договором, заключение которого ставится в зависимость от согласования всех существенных условий договора, а не от факта реальной передачи товара. При этом, по обычаям делового оборота, изъявляющий намерение приобрести оборудование у поставщика покупатель имеет право на получение достоверной и полной информации об оборудовании, а также получить соответствующие документы о товаре для ознакомления, в том числе протоколы испытаний, раскрывающие специфику поставляемого товара.
Также, с учетом разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в определении от 31.07.2017 № 305-КГ17-2243, следует проверить каким образом действия заказчика привели к необоснованному ограничению конкуренции, либо обеспечению победы конкретному хозяйствующему субъекту, в нарушение целей и потребностей заказчика.
В этой связи выводы судов о законности решения и предписания антимонопольного органа сделаны преждевременно, без учета всех обстоятельств дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и направить дело на новое рассмотрение. Основаниями для отмены решения и постановления суда первой и апелляционной инстанций являются, в том числе, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, а также неправильное применение норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, постановления (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
На основании изложенного суд округа приходит к выводу о том, что обжалованные судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение по существу в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует, с учетом приведенных норм права дать полную и всестороннюю оценку доводам ПАО «Камчатскэнерго» в отношении необходимости включения в закупочную документацию спорных требований и принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 289 АПК РФ суду первой инстанции разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 284,286-289Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2021 по делу № А24-1901/2021 Арбитражного суда Камчатского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи И.М. Луговая
Т.Н. Никитина