ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-63/19 от 20.02.2019 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

февраля 2019 года                                                                   № Ф03-63/2019

Резолютивная часть постановления объявлена февраля 2019 года .

Полный текст постановления изготовлен февраля 2019 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: Е.П. Филимоновой

Судей: И.М. Луговой, Л.М. Черняк

при участии:

от администрации Петропавловск-Камчатского городского округа:              Тихонов А.М., представитель по доверенности от 28.12.2018                                 № 01-01-01/2695/2018;

от Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа: Тюрин Д.А., представитель по доверенности от 14.01.2019 № 03; Тарасик Э.П., представитель по доверенности от 14.01.2019 № 02;

от третьих лиц: представители не явились;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа

на решение от 08.08.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018

по делу №   А24-1810/2018 Арбитражного суда Камчатского края

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.Ю. Лебедева; в суде апелляционной инстанции судьи: Л.А. Бессчасная, Е.Л. Сидорович,                   Т.А. Солохина

по заявлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН  4101036106, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14)

кКонтрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1064101072200, ИНН 4101113537, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, пр-кт Карла Маркса, 29/1)

третьи лица:автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет»; автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения»; Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции»; некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки»; Камчатская краевая общественная молодежная организация «Полуостров»; Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа»; Камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа»; родовая община малочисленных народов «Камчатское море»; территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА»; родовая община малочисленных народов Севера «Род Удинкан»

о признании недействительным представления

Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - контрольно-счетная палата) от 16.01.2018 № 1.

Определениями суда от 16.05.2018 и от 13.06.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет»; автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения»; Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции»; некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки»; Камчатская краевая общественная молодежная организация «Полуостров»; Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов; местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа»; Камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа»; родовая община малочисленных народов «Камчатское море»; территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА»; родовая община малочисленных народов Севера «Род Удинкан»  (далее - третьи лица).

Решением суда от 08.08.2018, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе администрация и ее представитель в судебном заседании просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение. Полагают, что выводы судов об использовании выделенных средств не в полном объеме и не на установленные цели, противоречат нормам материального права, а также условиям заключенных соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям. По мнению заявителя кассационной жалобы, перераспределение расходов в рамках сметы, представленной одновременно с заявлением на получение субсидии, не является нарушением целевого расходования средств субсидии и не свидетельствует о ее недоиспользовании. Администрация ссылается на несоответствие  размера неиспользованной субсидии, указанного в представлении, размеру, содержащемуся в акте от 28.07.2017 № 01-06/08/9-3.3. Приводит доводы о том, что к традиционной хозяйственной деятельности отнесено как рыболовство, так и реализация водных биологических ресурсов; спорные общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока зарегистрированы в Петропавловск-Камчатском городском округе и распределение (реализация) водных биологических ресурсов осуществлялась ими на территории указанного муниципального образования.

Контрольно-счетная палата в отзыве на кассационную жалобу и ее представители против доводов администрации возражали,  просили принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Судебное заседание суда кассационной инстанции проведено в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Камчатского края.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей администрации и контрольно-счетной палаты, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в период с 26.04.2017 по 24.07.2017 контрольно-счетной палатой в отношении администрации проведено контрольное мероприятие по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

В ходе проверки установлено, что в 2013-2014 годах недоиспользование части субсидии, подлежащей возврату в бюджет некоммерческими организациями, составило 375,4 тыс. руб., в том числе: 40,0 тыс. руб. (автономная некоммерческая организация «Военно-спортивный центр «Кадет»); 2,8 тыс. руб. (автономная некоммерческая организация «Центр Культуры и Просвещения»); 27,4 тыс. руб. (Камчатская региональная общественная организация «Камчатско-Курильские экспедиции»); 115,0 тыс. руб. (некоммерческое партнерство «Автомобильный союз Камчатки»); 13,6 тыс. руб. (Камчатская краевая общественная молодежная организация «Полуостров»);  96,0 тыс. руб. (Камчатское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов); 41,6 тыс. руб. (общественная организация Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов); 29,7 тыс. руб. (местная общественная организация «Народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа»); 9,3 тыс. руб. (камчатская краевая экологическая общественная организация «КамЧа»).

Кроме того, в проверяемом периоде  (2013-2014 годы) администрацией предоставлены субсидии общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на общую сумму 815,7 тыс. руб., в том числе: 216,0 тыс. руб. родовой общине малочисленных народов «Камчатское море» (2013 год); 155,1 тыс. руб. территориально-соседской общине коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» (2013 год); 47,7 тыс. руб. общине коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа (2013 год); 396,7 тыс. руб. родовой общине малочисленных народов «Удинкан» (2014 год).

В ходе контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой установлено, что при регистрации вышеназванных общин в                                      г. Петропавловске-Камчатском фактическую деятельность они осуществляли за пределами городского округа, в связи с чем предоставление им субсидии из бюджета городского округа является нарушением пункта 1.2 постановления администрации от 03.10.2013 № 2847 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета городского округа в 2013 году» (далее - Порядок № 2847) и  пункта 1.2 постановления администрации от 21.07.2014 № 1809 «О порядке определения объема и предоставления субсидии некоммерческим организациями - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа в 2014 году» (далее - Порядок № 1809).

Результаты проверки зафиксированы в акте от 28.07.2017 № 01-06/08/9-3.3. Установленные в ходе проверки обстоятельства также отражены в отчете аудитора контрольно-счетной палаты от 26.12.2017 о результатах проверки целевого и эффективного использования средств, выделенных на субсидии некоммерческим организациям (за исключением муниципальных учреждений), физическим лицам в 2013-2016 годах.

16.01.2018 контрольно-счетной палатой выдано представление № 1, в соответствии с которым администрации предложено: 1. Принять меры по устранению причин и условий, повлекших выявленные нарушения, и меры по недопущению их в будущем. 2. Принять меры по возврату в бюджет городского округа: - неиспользованной части субсидии; - средств субсидий, выделенных общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в нарушение условий и порядка ее предоставления. О принятии по настоящему представлению мер и решений по его реализации необходимо уведомить контрольно-счетную палату в срок до 01.06.2018.

Администрация, не согласившись с указанным представлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.

Согласно абзацам 2, 3 пункта 2 статьи 78. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Во исполнение вышеуказанной правовой нормы администрацией приняты: постановление от 04.04.2013 № 942 «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2013 году из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Порядок № 942), постановление от 19.09.2013 № 2722 «О порядке предоставления субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных и муниципальных учреждений) в 2013 году из бюджета Петропавловск- Камчатского городского округа на реализацию мероприятий по созданию добровольных формирований по охране общественного порядка» (далее – Порядок № 2722), постановление от 10.02.2014 № 282 «О порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, в 2014 году из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Порядок № 282).

Согласно статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании Порядка № 942 между администрацией и некоммерческими организациями заключены соглашения, по условиям пункта 5.2 которых получатель субсидии обязан обеспечить расходование средств субсидии в соответствии с соглашением и сметой расходов, предоставленной получателем субсидии, строго по целевому назначению.

Между тем, согласно материалам проверки контрольно-счетной палаты:

-  в отношении автономной некоммерческой организации «Военно-спортивный центр «Кадет» (соглашение от 19.06.2013 № 52-с на сумму 360 тыс. руб.) заявленное в смете расходов «туристическое оборудование» на сумму 40 тыс. руб. фактически не закупалось, денежные средства израсходованы на иные цели;

- в отношении  автономной некоммерческой организации «Центр Культуры и Просвещения» (соглашение от 19.06.2013 № 50-с на сумму 500 тыс. руб.) в смете расходов к приобретению заявлен «объектив к фотоаппарату» в количестве 2 шт. на общую сумму 40 тыс. руб., фактически потрачено 37, 19 тыс. руб.;

- в отношении Камчатской региональной общественной организации «Камчатско-Курильские экспедиции»  (соглашение от 05.06.2013 № 36-с на сумму 500 тыс. руб.) в смете расходов заявлено «приобретение оборудования» на общую сумму 315 тыс. руб., фактически к зачету в счет субсидии принято 287, 6 тыс. руб.;

- в отношении некоммерческого партнерства «Автомобильный союз Камчатки» (соглашение от 19.06.2013 № 51-с на сумму 300 тыс. руб.) в смете расходов заявлено «лицензионное программное обеспечение»  на общую сумму 150 тыс. руб. и «многофункциональный принтер с функциями сканера и копира» на общую сумму 15 тыс. руб., фактически к зачету в счет освоения субсидии принято 36,2 тыс. руб. и 13.8 тыс. руб. соответственно. При этом  на закупку компьютеров направлено на 115 тыс. руб. больше чем предусмотрено сметой расходов;

- в отношении Камчатской краевой общественной молодежной организации «Полуостров» (соглашение от 19.06.2013 № 53-с на сумму 117 тыс. руб.) в смете расходов заявлено  «услуги полиграфии», «изготовление баннера» и «ламинирование плакатов» на общую сумму 107 тыс. руб., фактически к зачету в счет освоения субсидии принято 93, 4 тыс. руб. При этом на расходы на разработку дизайна плакатов социального содержания направлено на 13,6 тыс. руб. больше чем предусмотрено сметой расходов;

- в отношении Камчатского краевого отделения Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (соглашение от 19.06.2013 № 49-с на сумму 150 тыс. руб.) в пункте 6 заявления о предоставлении субсидии определен перечень планируемых затрат на сумму 150 тыс. руб., в том числе: расходы, связанные с проведением социально-культурных мероприятий (поздравление юбиляров, посещение больных ветеранов больнице и на дому, поощрение активистов, закупка продуктов для мероприятий, траурные расходы (венки, цветы), фото, полиграфические услуги) - 96 тыс. руб., расходы на оплату труда по договорам - 54 тыс. руб. При этом фактически вся сумма субсидии (150 тыс. руб.) направлена на оплату труда по договорам подряда на проведение консультирования ветеранов ВОВ по юридическим и социальным вопросам;

- в отношении общественной организации Петропавловск-Камчатского городского совета ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (соглашение от 19.06.2013 № 48-с на сумму 300 тыс. руб.) в пункте 6 заявления о предоставлении субсидии определен перечень планируемых затрат на сумму 300 тыс. руб., в том числе поздравление ветеранов - 236 тыс. руб.; организация выезда на отдых в п. Паратунка, Озерки, Малкинские источники и др. - 25 тыс. руб.; фотографирование и оформление стендов из проводимых торжественных мероприятий в музее городского Совета, на торжествах, проводимых администрацией Краевого Совета ветеранов ВОВ - 12,0 тыс. руб.; поминальные мероприятия при похоронах ветеранов войны - 27,0 тыс. руб. При этом фактически выездов на природу не осуществлялось (25 тыс. руб.), на фотографирование и оформление стендов было затрачено 9,9 тыс. руб. (недоиспользованная субсидия составляет 2,1 тыс. руб.), на поминальные мероприятия потрачено 12,5 тыс. руб. (недоиспользованная субсидия составляет 14,4 тыс. руб.).

На основании Порядка № 2722  между администрацией и местной общественной организацией «Добровольная народная дружина Петропавловск-Камчатского городского округа» заключено соглашение от 06.11.2013 №88-с на общую сумму 637,5 тыс. руб. При проверке первичных документов, приложенных к отчету, установлено, что в ряде случаев чеки на покупку товаров не читаемы (проездные билеты; оргтехника, инвентарь и хозяйственные принадлежности; топливо), а справки о совершении нотариальных действий не несут в себе информацию о принадлежности к регистрации именно данной некоммерческой организации. Также сумма недоиспользованной субсидии составила 29,7 тыс. руб., а именно: 3,5 тыс. руб. - проездные билеты; 15,1 тыс. руб. - канцтовары; 8,0 тыс. руб. - программное обеспечение; 1,5 тыс. руб. - антивирусный продукт; 0,6 тыс. руб. - топливо; 0,9 тыс. руб. - почтовые расходы.

На основании Порядка № 282 между администрацией и Камчатской краевой экологической общественной организацией «КамЧа» заключено соглашение от 03.07.2014 № 55-с на сумму 153,1 тыс. руб. Вместе с тем, недоиспользована субсидия в сумме 9,3 тыс. руб., а именно: 3,8 тыс. руб. - организация питания; 5,5 тыс. руб. - полиграфические услуги.

Также во исполнение абзаца 3 пункта 2 статьи 78.1 БК РФ администрацией приняты Порядок № 2847 и Порядок № 1809.

Согласно пункту 1.2 Порядка № 2847 и пункту 1.2 Порядка № 1809 субсидии предоставляются некоммерческим организациям - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью, проживающим и зарегистрированным на территории Петропавловск-Камчатского городского округа в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленным законодательством Российской Федерации, деятельность которых осуществляется на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.

Исходя из толкования положений пунктов 1.2 вышеназванных Порядков, суды верно указали, что субсидии предоставляются некоммерческим организациям  - общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которые не только проживают и зарегистрированы в Петропавловск-Камчатском городском округе, но и осуществляют традиционную хозяйственную деятельность на его территории.

Как установлено судебными инстанциями по материалам дела, администрацией заключены соглашения от 11.11.2013 № 89-с с родовой общиной малочисленных народов «Камчатское море»  на сумму 216 тыс. руб.,   от 11.11.2013 № 90-с с  территориально-соседской общиной коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА» на сумму 155,3 тыс. руб., от 11.11.2013 № 91-с с общиной коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа на сумму 47,7 тыс. руб. и от 29.10.2014 № 86-с с родовой общиной малочисленных народов Севера «Род Удинкан» на сумму 396,7 тыс. руб.

При этом доказательств того, что родовая община малочисленных народов «Камчатское море», территориально-соседская община коренных малочисленных народов Камчатского края «ДЕТИ СЕВЕРА», община коренных малочисленных народов Севера Петропавловск-Камчатского городского округа и родовая община малочисленных народов Севера «Род Удинкан» осуществляли традиционную хозяйственную деятельность на территории Петропавловск-Камчатского городского округа ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения настоящего дела представлено не было.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 78.1, 270.2 БК РФ, статей 1, 10, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 38 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что контрольно-счетная палата, установив  к ходе контрольных мероприятий факт несоблюдения условий предоставления субсидий согласно Порядкам № 942, № 2722 и № 282, использования выделенных субсидий не в строгом соответствии с представленными сметами расходов, а также несоответствие вышеназванных общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока условиям, предусмотренным для получателей субсидий  пунктом 1.2 Порядка № 2847 и пунктом 1.2 Порядка № 1809 (поскольку они не осуществляли традиционную хозяйственною деятельности на территории Петропавловск-Камчатского городского округа), правомерно в пределах предоставленных ей полномочий вынесла оспариваемое  представление.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, свидетельствуют о несогласии администрации с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.

Выводы судов в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2019, подлежат отмене на основании положений главы 8 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.08.2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2018 по делу №  А24-1810/2018 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.01.2019                             № Ф03-63/2019.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                                       Е.П. Филимонова                        

Судьи                                                                                 И.М. Луговая              

                                                                                     Л.М. Черняк