АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
07 декабря 2021 года № Ф03-6525/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Ширяева И.В.
судей Луговой И.М., Михайловой А.И.
при участии:
от акционерного общества «Теплоэнергетическая компания»: Борзова Ю.В., генеральный директор – лично;
от Прокуратуры Приморского края в лице Большекаменской межрайонной прокуратуры: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Теплоэнергетическая компания»
на решение от 16.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021
по делу № А51-23961/2019
Арбитражного суда Приморского края
по заявлению акционерного общества «Теплоэнергетическая компания»
к Прокуратуре Приморского края в лице Большекаменской межрайонной прокуратуры
о признании незаконным и отмене представления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Теплоэнергетическая компания» (ОГРН 1072503000778, ИНН 2503025767, адрес: 692802, Приморский край, г. Большой Камень, ул. им. В.А. Маслакова, д. 10; далее – заявитель, АО «Теплоком», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Прокуратуре Приморского края в лице Большекаменской межрайонной прокуратуры (ОГРН 1022501289535, ИНН 2536042415, адрес: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 51; далее – прокуратура) о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений закона от 07.11.2019 № 7-1-209/4415.
Решением суда от 16.06.2021, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, АО «Теплоком» обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылаясь на положения части 1 статьи 539, части 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ, главы II Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, выражает несогласие с выводом судов о том, что смена теплоснабжающей организации приводит к обязанности оплаты коммунального ресурса равномерно по 1/12 с момента смены такой организации. Считает противоречащим требованиям действующего законодательства вывод судов о необходимости произвести корректировку платы по отоплению согласно объемам поставленной тепловой энергии при смене исполнителя коммунальной услуги.
Прокуратура в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель АО «Теплоком» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, дав по ним пояснения.
Прокуратура, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила.
Проверив законность принятых судебных актов с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) оснований для их отмены.
Постановлением Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 24.12.2014 № 1565 ОАО «Теплоэнергетическая компания» (в настоящее время – АО «Теплоком») наделено статусом единой теплоснабжающей организации.
Постановлениями Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 10.10.2018 № 1212, от 06.05.2019 № 543 отопительный сезон на период 2018-2019 годы установлен с 10.10.2018 по 06.05.2019.
Постановлением Администрации городского округа ЗАТО Большой Камень от 05.06.2019 № 696 статус теплоснабжающей организации присвоен МУП «Городское хозяйство».
Департаментом по тарифам Приморского края для МУП «Городское хозяйство» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность); установлены тарифы на 2019-2021 годы на тепловую энергию, горячее водоснабжение (постановления от 24.07.2019 № 29/1, от 24.07.2019 № 29/2).
Межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования и тарифного регулирования за услуги теплоснабжения, в ходе которой выявлен факт выставления обществом в октябре 2019 года квитанций на оплату услуг теплоснабжения за сентябрь 2019 года.
07.11.2019 Большекаменской межрайонной прокуратурой в АО ««Теплоком» внесено представление № 7-1-2019/4415 об устранении нарушений жилищных прав граждан, выразившихся в неправомерном выставлении счетов на оплату коммунальных услуг, непроведении перерасчета и невозврате излишне уплаченных потребителями денежных средств, а также причин и условий, способствующих названным нарушениям.
Не согласившись с внесенным представлением, считая его незаконным и нарушающим права общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее –Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу положений пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре надзор за исполнением законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки (пункты 2, 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).
По смыслу статьи 21 Закона о прокуратуре, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, помимо прочего, нормами статей 22, 24 Закона о прокуратуре, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, вносить соответствующее представление.
Представление прокурора в силу статьи 22 Закона о прокуратуре является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, внесение оспариваемого представления обусловлено необходимостью исключения случаев выставления в 2019 году населению городского округа Большой Камень двойных квитанций на оплату теплоснабжения, а именно одновременного выставления счетов и взимания платы за отопление АО «Теплоком» и МУП «Городское хозяйство».
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за тепловую энергию.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 1, пункта 1 части 2 статьи 5, части 3 статьи 7, пункта 4 части 1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, подлежит регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО «Теплоком», являясь единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа Большой Камень, осуществляла в период с 2009 по май 2019 деятельность по предоставлению услуг горячего водоснабжения и отопления населению городского округа Большой Камень. Постановлением администрации городского округа Большой Камень от 06.05.2019 № 544 АО «Теплоком» лишено статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации постановлением от 05.06.2019 № 696 присвоен МУП «Городское хозяйство». Постановление департамента от 28.11.2018 № 63/4 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую акционерным обществом «Теплоэнергетическая компания» на период с 2019 по 2023 годы», признано утратившим силу со дня официального опубликования постановления департамента от 24.07.2019 № 29/1. Постановление департамента от 24.07.2019 № 29/1 вступило в законную силу 29.07.2019 (размещено на официальном интернет-портале правовой информации 29.07.2019).
При установленном суды обоснованно заключили, что АО «Теплоком» не вправе выставлять счета потребителям на оплату услуг за тепловую энергию в спорный период.
В этой связи оспариваемое представление, направленное на предотвращение неправомерного (двойного) выставления теплоснабжающими организациями счетов потребителям, внесено при наличии к тому законных оснований, в признании его незаконным судами отказано правомерно.
Оценивая приведенные в кассационной жалобе доводы, суд кассационной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законных и обоснованных судебных актов при рассмотрении заявленных требований по существу, в связи с чем указанные доводы кассационной жалобы судом округа признаются несостоятельными.
Поскольку пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ), оснований для отмены или изменения решения суда первой и постановления суда апелляционной инстанций не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.06.2021, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2021 по делу № А51-23961/2019 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.В. Ширяев
Судьи И.М. Луговая
А.И. Михайлова