ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6609/2023 от 24.01.2024 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

30 января 2024 года № Ф03-6609/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2024 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Филимоновой Е.П.

судей Меркуловой Н.В., Черняк Л.М.

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Интеллект-Инжиниринг»: Горяный А.В., представитель по доверенности от 01.06.2022 № 8;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю: Цицилина И.А., представитель по доверенности от 12.12.2023, Берецки К.В., представитель по доверенности от 03.07.2023;

рассмотрев в проведенном с использованием систем видеоконференц-связи судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Интеллект-Инжиниринг»

на решение от 31.07.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023

по делу № А51-8406/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Интеллект-Инжиниринг» (ОГРН 1152543005801, ИНН 2543067322, адрес: 690039, Приморский край, г. Владивосток, ул. Енисейская, д. 23Б)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (ОГРН 1122539000011, ИНН 2543000014, адрес: 690039, Приморский край, г. Владивосток, ул. Русская, д. 19)

о признании незаконным решения от 09.11.2022 № 6935 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» с учетом изменений, внесённых решением от 20.06.2023 № 6

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Интеллект-Инжиниринг» (далее – ООО «Интеллект-Инжиниринг», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Приморскому краю (далее – межрайонная инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 09.11.2022 № 6935 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учётом изменений, внесенных решением от 20.06.2023 № 6 в части исключения периода начисления пени с 01.04.2022 по 30.09.2022 и уменьшения ее размера на общую сумму 132 033,12 руб.

Решением суда от 31.07.2023, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, ООО «Интеллект-Инжиниринг» обратилось с кассационной жалобой, поддержанной представителем в суде кассационной инстанции, в которой просит их отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, считая, что они вынесены с неправильным применением норм материального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; содержат выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Заявитель ссылается на неверное толкование судами нижестоящих инстанций пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Указывает, что в рассматриваемой норме отсутствует запрет на проведение «налоговой реконструкции» налогового обязательства, а также на неприменение к налоговым правоотношениям при определении налоговых обязательств положений главы 21 Налогового кодекса. Полагает, что при рассмотрении данного дела суд первой инстанции необоснованно отклонил довод общества о необходимости определения действительных налоговых обязательств. Выражает несогласие с выводом судов обеих инстанций о соблюдении налоговым органом порядка начисления пеней и отсутствии возражений по порядку их начисления заявителем. Приводит доводы о существенных процессуальных нарушениях, допущенных налоговым органом при вынесении оспариваемого решения, ссылаясь на длительность проведения проверки, обусловленную проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, которые, в свою очередь, в период с 07.04.2022 по 05.08.2022 налоговым органом не проводились. По мнению общества, решение по результатам камеральной налоговой проверке должно быть принято не позднее 11.07.2022. Таким образом, налоговым органом в нарушение статьи 101 Налогового кодекса в период с 11.07.2022 по 09.11.2022 (на протяжении 4-х месяцев) не было вынесено решение по результатам проведенной проверки, что в силу пункта 14 указанной статьи является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и служит основанием для отмены данного решения. Обращает внимание на то, что названное нарушение повлекло дополнительное начисление пеней за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость (далее – НДС) за период с 11.07.2022.

Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу, а также его представители в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Пятого арбитражного апелляционного суда, против доводов жалобы возражают, просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда как законные и обоснованные оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей общества и налогового органа, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и, исходя из доводов кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела и установлено судами, межрайонной инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной 26.10.2021 ООО «Интеллект-Инжиниринг» уточненной (корректировка № 3) налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года, в ходе которой установлено необоснованное предъявление к вычету НДС в общей сумме 1 943 092 руб. на основании документов, оформленных от имени ООО «Аркадия» и ООО «Тельмар», что отражено в акте проверки от 09.02.2022 № 1158.

Рассмотрение указанного акта, иных материалов камеральной налоговой проверки состоялось 05.08.2022, о чем составлен протокол №7451.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых налоговым органом принято решение от 05.08.2022 № 17 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» в срок до 05.09.2022.

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией составлено дополнение от 26.09.2022 № 24 к вышеназванному акту налоговой проверки.

Рассмотрение указанного акта, иных материалов камеральной налоговой проверки (включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля) состоялось 28.10.2022, о чем составлен протокол № 10489.

09.11.2022 межрайонной инспекцией принято решение № 6935 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в сумме 194 309 руб. Этим же решением ООО «Интеллект-Инжиниринг» доначислен НДС в сумме 1 943 092 руб., исчислены пени в сумме 553 457,36 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю от 16.02.2023 № 13-09/06194@, вынесенным в порядке статьи 140 Налогового кодекса, обществу в удовлетворении апелляционной жалобы отказало.

Полагая, что решение налогового органа от 09.11.2022 № 6935 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «Интеллект-Инжиниринг», последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Признавая решение налогового органа законным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, руководствуясь положениями статей 23, 52, 54.1, 146, 166, 169, 171, 172 Налогового кодекса, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», с учетом разъяснений, изложенных в пункте 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 № 93-0 и пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – постановление Пленума ВАС РФ № 53), пришли к выводу о создании налогоплательщиком фиктивного документооборота с целью занижения налоговых обязательств по НДС; совокупность доказательств, в том числе представленных ООО «Аркадия», ООО «Тельмар» налоговому органу документов, налоговых деклараций и банковских выписок данных организаций, свидетельствуют об отсутствии реального исполнения обществом и ООО «Аркадия», ООО «Тельмар» обязательств по спорным сделкам, их формальности, направленности не на осуществление реальной финансово-хозяйственной деятельности, а на получение налоговой экономии в виде завышения налоговых вычетов по НДС без фактического осуществления участниками сделок соответствующих хозяйственных операций, посредством фиктивного оформления первичных документов, которые содержат недостоверные сведения, следовательно, обществом не выполнено условие пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса.

В указанной части доводов в кассационной жалобе не приведено, судебные акты первой и апелляционной инстанций не обжалованы.

Довод общества о необходимости определения его действительных налоговых обязательств (проведения налоговой реконструкции) являлся предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен, со ссылкой на непредставление налогоплательщиком ни в ходе налоговой проверки, ни в ходе судебного разбирательства доказательств, подтверждающих реальность финансово-хозяйственных операций по спорным сделкам.

В целом, доводы кассационной жалобы общества сводятся к процессуальным нарушениям, допущенным налоговым органом при принятии оспариваемого решения.

Суды обеих инстанций, отклоняя доводы общества о существенном нарушении, допущенном межрайонной инспекцией и выразившемся в необоснованной длительности принятия итогового решения, правомерно руководствовались положениями статей 88, 100, 101 НК РФ.

При разрешении спора судами установлено, что выявленное нарушение отражено в акте налоговой проверки от 09.02.2022 № 1158, который 17.02.2022 направлен в адрес общества в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получен 04.03.2022.

Извещением от 25.03.2022 № 1778, направленным 25.03.2022 и полученным 10.04.2022, ООО «Интеллект-Инжиниринг» уведомлено о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 06.04.2022.

Согласно протоколу № 4685 рассмотрение указанного акта, иных материалов камеральной налоговой проверки состоялось 06.04.2022 в отсутствие должным образом извещенного налогоплательщика.

Извещением от 27.07.2022 № 4506, направленным обществу 27.07.2022 в электронном виде по ТКС, ООО «Интеллект-Инжиниринг» уведомлено о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 05.08.2022, от получения которого общество уклонилось и было повторно уведомлено телефонограммой от 04.08.2022 № 27, принятой директором общества Логвиным Евгением Сергеевичем.

Рассмотрение указанного акта, иных материалов камеральной налоговой проверки состоялось 05.08.2022, о чем составлен протокол № 7451. Письменные возражения на акт налоговой проверки налогоплательщиком не представлены. Налоговым органом принято решение от 05.08.2022 № 17 «О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля» в срок до 05.09.2022.

В рамках осуществления дополнительных мероприятий межрайонной инспекцией проверяемому лицу, а также его контрагентам и иным лицам, располагающим документами (информацией), касающихся деятельности ООО «Интеллект-Инжиниринг», направлены требования о представлении документов (информации) от 18.08.2022 № 3395, от 19.08.2022 № 3401, от 17.08.2022 № 13815, от 24.08.2022 № 09- 05/13169, от 17.08.2022 № 13790, от 17.08.2022 № 13783, от 17.08.2022 № 13789, от 17.08.2022 № 13762, от 17.08.2022 № 13757, от 17.08.2022 № 13761, а также поручения об истребовании документов (информации) от 16.08.2022 № 6663, от 17.08.2022 № 6676, от 17.08.2022 № 6679, принимались решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов от 29.08.2022 № 281, от 29.08.2022 № 282.

В ответ на указанные требования в адрес налогового органа ООО «Тельмар» и ООО «Аркадия», а также плательщиком по договору подряда от 17.04.2020 № 28/20 НО «ФППК» направлены запрошенные документы, которые надлежащим образом исследованы и оценены налоговым органом.

По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля межрайонной инспекцией составлено дополнение от 26.09.2022 № 24 к вышеназванному акту налоговой проверки, которое 03.10.2022 направлено в адрес общества в электронном виде по ТКС и получено им 04.10.2022.

Извещением от 13.10.2022 № 7043, направленным заявителю 17.10.2022 в электронном виде по ТКС и полученным 21.10.2022, ООО «Интеллект-Инжиниринг» уведомлено о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки назначено на 28.10.2022.

Рассмотрение указанного акта, иных материалов камеральной налоговой проверки (включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля) состоялось 28.10.2022 в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика (или представителя), о чем составлен протокол №10489. Возражения на дополнение к акту налоговой проверки налогоплательщиком не представлены.

09.11.2022 межрайонной инспекцией принято оспариваемое решение.

Исходя из установленных обстоятельств, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что длительность принятия итогового решения была обусловлена неявкой налогоплательщика в налоговый орган в целях рассмотрения материалов проверки, а также необходимостью проведения дополнительных мероприятий налогового контроля с целью объективного и правильного установления всех обстоятельств относительно соблюдения налогоплательщиком норм налогового законодательства.

При этом, как верно отметили суды, руководствуясь пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 20.04.2017 № 790-О, безусловным основанием для отмены решения, принятого по итогам налоговой проверки, является необеспечение налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения.

Сроки для принятия налоговым органом итогового решения по проверке не являются пресекательными и их истечение не препятствует выявлению налоговым органом фактов неуплаты налога.

При рассмотрении настоящего дела судами не установлено нарушений налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, являющихся безусловным основанием для отмены решения налогового органа, либо иных нарушений, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения; возможность реализации права налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки, на обжалование решения в апелляционном порядке налоговым органом ограничена не была.

Рассматривая довод общества о том, что длительное проведение проверки в отношении ООО «Интеллект-Инжиниринг» привело к увеличению суммы пени, суды обеих инстанций, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 №44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом того, что решением от 20.06.2023 № 6 налоговый орган внес изменения в принятое ранее решение в части периода начисления пени, исключив из него указанный период введения моратория, тем самым уменьшив общую сумму начисленной пени на 132 033,12 руб., пришли к правомерному выводу о том, что длительное проведение проверки не привело к увеличению суммы пени, исчисленной за несвоевременную уплату налога, заниженного в связи с необоснованным применением налоговых вычетов и уменьшением суммы подлежащего уплате НДС.

Суды, оценив в совокупности и взаимосвязи установленные по делу обстоятельства, доводы и доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, пришли к правильному выводу о том, что решение межрайонной инспекции соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому обоснованно отказали в признании его недействительным.

Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и тщательного рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. При этом судебными инстанциями со ссылкой на имеющиеся в деле документы подробным образом аргументированы сделанные выводы.

Суд округа отмечает, что приведенные в кассационной жалобе доводы заявлены без учета компетенции суда кассационной инстанции, поскольку переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции, определенные главой 35 АПК РФ.

Принимая во внимание, что доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 288 АПК РФ, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 31.07.2023, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу № А51-8406/2023 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Е.П. Филимонова

Судьи Н.В. Меркулова

Л.М. Черняк