АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
марта 2019 года № Ф03-680/2019
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2019 года .
Полный текст постановления изготовлен марта 2019 года .
Председательствующего судьи: Луговой И.М.
Судей: Михайловой А.И., Ширяева И.В.
при участии:
от заявителя: АО «Дальневосточная генерирующая компания» - ФИО1, представитель по доверенности от 12.01.2018 № 51/11;
от Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края – представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания»
на решение от 24.09.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018
по делу № А73-9805/2018 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассмотрели: в суде первой инстанции судья Руденко Р.А.; в суде апелляционной инстанции судьи: Вертопрахова Е.В., Харьковская Е.Г., Тищенко А.П.
по заявлению Акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным и отмене предписания
Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - заявитель, АО «ДГК», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Комитету регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, уполномоченный орган, административный орган) о признании недействительным и отмене предписания от 03.05.2018 №П2018-02-00264.
Решением суда от 24.09.2018, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами общество, обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, поддержанной его представителем в судебном заседании суда кассационной инстанции, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов жалобы общество указывает, что судами не принят во внимание факт того, что АО «ДГК» по отношению к потребителям не является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Следовательно, общество не является надлежащим лицом, к которому должно быть предъявлено к исполнению предписание административного органа. Также указывает, что предписанием Комитет незаконно обязывает общество исполнить заведомо невыполнимые действия, поскольку в отсутствие установленного норматива расхода потребления горячей воды определить объем (количество) тепловой энергии, используемый на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период иным способом, кроме как по показаниям приборов учета тепловой энергии, невозможно.
Комитет отзыв на кассационную жалобу не представил, извещенный в установленном порядке о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований к отмене принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившим обращением, Комитетом на основании распоряжения от 23.03.2018 №652-р в отношении АО «ДГК» проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения обществом обязательных требований к порядку определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, потребленную в жилом помещении №74 МКД в период с июня 2016 года по ноябрь 2016, с июня 2017 по ноябрь 2017 года включительно.
В ходе данной проверки установлено, следующее: МКД по адресу: <...> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение), который принят и допущен к расчетам; общество при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с июня 2016 года по ноябрь 2016 года, а также с июня 2017 года по ноябрь 2017 года включительно использует фактические показания общедомовых приборов учета (далее – ОДПУ), высчитывая при этом в процентном соотношении количество потребленной тепловой энергии, затраченной на подогрев холодной воды в многоквартирном жилом доме, что не соответствует установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 порядку расчета размера платы за коммунальную услугу; в каждом расчетном периоде начисление платы за горячее водоснабжение производится АО «ДГК» за несколько дней текущего месяца, а в графе «перерасчет» производится доначисление за оставшееся количество дней предыдущего месяца.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 03.05.2018 №П2018-02-00264, и в тот же день обществу выдано предписание №П2018-02-00264 об устранении выявленных нарушений в срок до 18.06.2018.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта уполномоченного органа. Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
Суд округа находит, что суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства.
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 38 Правил № 354 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 №129), установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075.
Согласно пункту 42 Правил №354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам №354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Разделом VII Приложения 2 Правил № 354 определен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду, в соответствии с пунктом 26 которого размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении; указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению; аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 Приложения № 2.
Таким образом, выводы судов о том, что в силу Правил №354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома, являются верными.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2018 по делу №305-ЭС18-3486, от 18.07.2018 по делу № 308-ЭС18-3663, от 15.08.2017 по делу №305-ЭС17-8232, от 25.04.2018 по делу №305-ЭС17-22548 (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 №1670 срок утверждения указанного норматива продлен до 01.01.2020.
В рассматриваемый судами спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории субъекта уполномоченным органом не утвержден.
Однако в соответствии с приведенным выше правовым подходом данное обстоятельство оснований для иного, чем установлено законом порядка расчета, изменить не могло.
Вместе с этим из материалов дела усматривается и обществом не отрицалось, что Приказом Федеральной службы по тарифам от 14.06.2013 № 770-д признан экономически обоснованным и подлежащим учету при установлении тарифов в сфере горячего водоснабжения именно для ОАО «ДГК» норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев 1 кубического метра воды: по г. Хабаровску - 0,0526 Гкал/куб. м
Данный показатель количества тепловой энергии, необходимой для приготовления 1 куб. м горячей воды, учитывался Комитетом при формировании и утверждении тарифов на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения), отпускаемую АО «ДГК» потребителям Хабаровского края на определенный период.
Учитывая положения законодательства в данной сфере, подтвержденный документами факт проведения обществом расчетов не в соответствии с Правилами № 354, отсутствие установленного в спорные периоды норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не исключает возможность применения ранее установленного уполномоченным на это органом норматива.
Таким образом, выданное обществу предписание в оспариваемой части правомерно признано обоснованными и законными, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований общества у судов двух инстанции не имелось.
При этом судами верно отмечено, что орган контроля не ограничил заявителя в праве использовать любые законные способы устранения нарушения, которые общество вправе определить самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и правильном установлении всех фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
Суждения суда первой инстанции относительно замечаний проверяющих по порядку пересчета платы за горячее водоснабжение, являются взаимосвязанными с выводами о расчетах общества не в соответствии с Правилами № 354, и их отражение в решении при согласии заявителя с этой частью предписания, не привели к принятию незаконного решения, и поэтому основанием для отмены судебных актов являться не могут.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судебных инстанций, а лишь свидетельствуют о несогласии общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам. Полномочий для переоценки представленных в дело доказательств, кассационной инстанции согласно положениям статьи 286 АПК РФ, не предоставлено.
Руководствуясь статьями 104,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.09.2018, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018по делу № А73-9805/2018 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Возвратить АО «Дальневосточная генерирующая компания» из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 19.12.2018 №56627.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
И.В. Ширяев