ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6909/2021 от 02.02.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

03 февраля 2022 года № Ф03-6909/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Н.Ю.,

судей Камалиевой Г.А., Серги Д.Г.

при участии:

от истца: ФИО1 по доверенности от 01.12.2021 № 26,

от ответчика: ФИО2по доверенности от 02.09.2020 № ДВОСТНЮ-124/Д,

от третьего лица: не явились,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение от 18.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021

по делу № А73-2055/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по иску акционерного общества «Находкинский морской рыбный порт» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 692900, <...>)

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, г. Москва, м.о. Басманный, вн. тер. города, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)

о взыскании 407 614 руб. 92 коп.

третье лицо: закрытое акционерное общество «Контранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 143131, Московская область, г. Руза, <...>)

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Находкинский морской рыбный порт» (АО «НМРП») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») о взыскании пени в размере 407 614,92 руб. за просрочку доставки груза по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭД 944587, ЭД 926843, ЭД 248387, ЭЕ 242623, ЭЕ 849494, ЭЕ 376376, ЭЕ 839081, ЭЕ 839916, ЭН 570248, ЭН 266517.

Определением суда от 26.03.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Контранс» (ЗАО «Контранс»).

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021, иск удовлетворен.

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты в части и отказать в удовлетворении иска по накладным №№ ЭД 944587, ЭД 926843, ЭД 248387, ЭЕ 242623.

В жалобе приводит доводы о задержке вагонов на промежуточной станции по причине исправления коммерческой неисправности, возникшей не по вине перевозчика. Погрузка контейнера на вагон осуществлена средствами отправителя, вагон не принадлежит перевозчику, ответственность за коммерческую неисправность несет грузоотправитель, а не перевозчик, что подтверждается определением Верховного Суда РФ от 03.10.2017 № 305-ЭС17-13970. Факт устранения неисправности и в этой связи увеличения срока доставки на 7 суток подтверждается материалами дела. Судом первой инстанции необоснованно применен пункт 6.3 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 № 245 (далее - Правила № 245). Возражения ответчика сводились к применению пункта 6.2 Правил № 245.

АО «НМРП» и ЗАО «Контранс» в отзывах оспорили доводы кассационной жалобы, просили судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда округа представители сторон поддержали свои доводы и возражения, дав по ним объяснения.

Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам, Арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что отсутствуют основания для их отмены.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по накладным №№ ЭД 944587, ЭД 926843, ЭД 248387, ЭЕ 242623, ЭЕ 849494, ЭЕ 376376, ЭЕ 839081, ЭЕ 839916, ЭН 570248, ЭН 266517 ЗАО «Контранс» (грузоотправитель) направило груз в адрес АО «НМРП» (грузополучатель).

Груз прибыл на станцию назначения с просрочкой от 1 до 9 суток, в связи с чем АО «НМРП» начислило ОАО «РЖД» неустойку за просрочку доставки груза и направило в его адрес претензию с требованием об оплате.

Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения АО «НМРП» с иском в арбитражный суд.

При рассмотрении дела суды, верно квалифицировав правоотношение сторон, руководствовались нормами ГК РФ о договоре перевозки, положениями Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ).

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (статья 792 ГК РФ).

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 ГК РФ).

В соответствии со статьей 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставлять грузы в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. За несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере, указанном в статье 97 УЖТ РФ.

За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью 1 статьи 29 УЖТ РФ обстоятельств (статья 97 УЖТ РФ в редакции от 02.08.2019).

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться соответствующими правилами исчисления сроков доставки грузов.

Сроки доставки грузов, правила исчисления таких сроков, порядок оформления утверждены в Правилах № 245.

В пункте 6 Правил № 245 приведены основания для увеличения сроков доставки грузов на все время задержки.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды признали доказанным факт просрочки доставки груза.

Проверив возражения ответчика о задержке вагонов по накладным №№ ЭД 944587, ЭД 926843, ЭД 248387, ЭЕ 242623 в пути следования по причине исправления коммерческой неисправности, суды не нашли оснований для увеличения срока доставки груза, поскольку вагоны приняты к перевозке без возражений со стороны перевозчика, в связи с чем, не установив оснований для снижения пени на основании статьи 333 ГК РФ, удовлетворили иск.

Доводы кассационной жалобы о том, что судом первой инстанции необоснованно применен пункт 6.3 Правил № 245, тогда как возражения ответчика сводились к применению пункта 6.2 Правил № 245, отклоняются судом округа, поскольку данное нарушение устранено судом апелляционной инстанции, который в постановлении указал, что суд первой инстанции не привел в решении нормы Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 № 374 (далее - Правила № 374) и пункт 6.2 Правил № 245.

В силу пункта 6.2 Правил № 245 сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки в случаях задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов или устранения коммерческих неисправностей вагонов, контейнеров, допущенных грузоотправителем.

В статье 20 УЖТ РФ установлено, что пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении: вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им; контейнеров - грузоотправителями.

Согласно пункту 80.2 Правил № 374 прием к перевозке грузов в вагонах открытого типа (за исключением контейнеров) производится перевозчиком путем проведения визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения грузов, а также соблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

Установив, что груз по спорным накладным размещен и закреплен грузоотправителем на универсальных платформах (на открытом подвижном составе), вагоны по накладным №№ ЭД 944587, ЭД 926843, ЭД 248387, ЭЕ 242623 приняты к перевозке без возражений со стороны перевозчика, что, по оценке апелляционного суда, подтверждает соблюдение грузоотправителем ЗАО «Контранс» Технических условий от 27.05.2003 № ЦМ-943, суд не установил оснований для продления срока доставки груза применительно к пункту 6.2 Правил № 245.

Суд округа не усматривает оснований для несогласия с выводами судов по доводам жалобы.

Грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность (статья 18 УЖТ РФ, пункт 18 Правил № 374).

Согласно пункту 23 Правил № 374 погрузка, размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах должны обеспечивать безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, возможность механизации погрузочно-разгрузочных работ, сохранность грузов, вагонов, контейнеров. Размещение и крепление грузов в вагонах, контейнерах производится в соответствии с техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, а также требованиями Правил № 374.

В случае, если в момент фактической передачи вагонов с грузами перевозчиком будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о коммерческой неисправности вагонов или повреждения груза, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственности грузоотправителя (пункт 87 Правил № 374).

Таким образом, на перевозчика возложена обязанность по проверке соблюдения грузоотправителем технических условий размещения и крепления грузов при приемке грузов к перевозке, что обоснованно учтено судом апелляционной инстанции.

Как установлено апелляционным судом, груз перевозился в открытом подвижном составе, вагоны приняты перевозчиком без претензий к креплению; неисправность обнаружена в пути следования после приема перевозчиком груза к перевозке.

Отклоняя довод жалобы о том, что факт устранения неисправности и в этой связи увеличения срока доставки на 7 суток подтверждается материалами дела, суд округа исходит из того, что данные документы констатируют факт обнаружения коммерческой неисправности, но не свидетельствуют о том, что грузоотправитель ненадлежащим образом исполнил обязанность по креплению груза, поскольку при передаче вагона для перевозке сдающая сторона (ЗАО «Контранс») разместила груз на открытой платформе в соответствии с утвержденными ТЦФТО Московской жд НТУ № 17-00-362 схемой размещения груза. Приняв к перевозке груз без претензий к креплению и погрузке, ответчик подтвердил соблюдение грузоотправителем требований НТУ, Технических условий и отсутствие нарушений в креплении.

Кроме того, судом апелляционной инстанции учтены акты общей формы от 23.06.2020 № 5939, от 29.06.2020 № 6134, на которые ссылался перевозчик и которые, по его мнению, свидетельствуют о ненадлежащем креплении груза грузоотправителем, поскольку груз был со всех сторон обшит жестью; на обшивке частично отсутствовали заклепки; листы жести отгибались; деревянные подкладки под грузом продавлены на 10 %; ярусы между собой скреплены болтами; болты частично отсутствовали; гайки наполовину раскручены в нарушение ТУ; грузоотправителем не применены стопорные шайбы, контргайки; элементы крепления груза развернуты, не закреплены; растяжки установлены без второго двойного обвода.

Доказательств того, что перечисленные недостатки в креплении не могли быть обнаружены ответчиком при осмотре и приемке груза к перевозке, в материалах дела отсутствуют.

Что касается судебной практики, на наличие которой ссылается податель жалобы, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что судебные акты приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела, не являющимися тождественными настоящему спору. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.

Доводы жалобы не содержат фактов, которые опровергали бы выводы судов, свидетельствовали о незаконности и необоснованности судебных актов.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 по делу № А73-2055/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Н.Ю. Мельникова

Судьи Г.А. Камалиева

Д.Г. Серга