ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-6925/2021 от 07.02.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

07 февраля 2022 года № Ф03-6925/2021

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе

судьи Яшкиной Е.К.,

рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Спецэкомаш»

на решение от 09.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021

по делу № А04-3429/2021 Арбитражного суда Амурской области

по иску общества с ограниченной ответственностью «Премиум ДВ» (ОГРН 1162801060377, ИНН 2815016091, адрес: 676244, Амурская Область, г. Зея, мкр-н Светлый, д. 53/1)

к обществу с ограниченной ответственностью «Спецэкомаш» (ОГРН 1185476011181, ИНН 5448951953, адрес: 676244, Амурская область, г. Зея мкр. Светлый, д. 55)

о взыскании 528961,34 руб. долга по договору от 15.02.2021 № ЗП-2121 за оказание услуг по приему и размещению отходов за январь – февраль 2021 года

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Премиум ДВ» обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Спецэкомаш» о взыскании долга по договору от 15.02.2021 № ЗП-2121 на оказание услуг по приему и размещению отходов за январь – февраль 2021 года в размере 528 961,34 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.

Решением от 09.07.2021 (резолютивная часть от 06.07.2021), оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021, иск удовлетворен в заявленном размере.

Не согласившись с решением и апелляционным постановлением, ответчик подал кассационную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, неправильное применение норм права, просит их отменить и отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о фактическом согласовании в заключенном договоре плотности отходов, которая в том числе установлена действующей Территориальной схемой обращения с отходами на территории Амурской области на период 2019-2030 г.г. и составляет 0,25 т/куб.м. Данный показатель, по мнению заявителя, необоснованно не учтен судами при проверке расчета истца. Обращает внимание суда округа на то, что по расчету истца максимальная масса загружаемых отходов в один мусоровоз превышает максимальную грузоподьемность транспортных средств, что недопустимо. Кроме того, заявитель настаивает на неправильном применении истцом максимально допустимого коэффициента сжатия отходов, установленного технической документацией на транспортное средство. Полагает, что такой коэффициент должен определяться с учетом коэффициента плотности отходов, который не был учтен и не применен истцом.

В отзыве на кассационную жалобу истец оспорил доводы, изложенные в ней, настаивая на законности состоявшихся судебных актов, полагает, что его расчет в полной мере соответствует подпункту «б» пункта 11 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505)

Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса и в пределах доводов кассатора согласно части 1 статьи 286 АПК РФ.

Как установлено судами из материалов дела, ООО «Спецэкомаш» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.01.2019, на основании соглашения от 20.08.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер № 1 (г. Зея, г. Тында, Сковородинский район, Зейский район, Магдагачинский район, Тындинский район)» Амурской области, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО «Спецэкомаш» (региональный оператор).

ООО «Премиум» по договору аренды от 15.12.2017 является арендатором земельного участка с кадастровым номером 28:03:030004:23, расположенного по адресу: Амурская область, г. Зея, юго-восточная часть кадастрового квартала (район 3 км а/дороги Зея - Золотая Гора).

15.02.2021 между региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) ООО «Спецэкомаш» (заказчик) и ООО «Премиум ДВ» (исполнитель) заключён договор № ЗП-2121 на оказание услуг по приему и размещению отходов.

Согласно пунктов 1.1, 1.2 договора, в соответствии с действующей Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Амурской области, исполнитель принимает, а заказчик передает исполнителю самостоятельно или через третье лицо для размещения на полигоне твердых бытовых отходов (далее – ТБО, полигон), расположенном но адресу: Амурская область, г. Зея, юго-восточная часть кадастрового квартала (район 3 км а/дороги Зея-Золотая Гора), кадастровый № 28:03:030004:23 ТКО, на условиях, предусмотренных настоящим договором. Заказчик обязуется в течение срока действия договора передать на полигон, принятые от потребителей и транспортируемые с мест (площадок) накопления ТКО, и оплатить услуги исполнителя по цене, установленной настоящим договором.

Стороны определили осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с пунктом «б» пункта 5 Правил № 505, а в случае отсутствия (выхода из строя) средств измерения в соответствии с пунктом 11 Правил № 505 (пункт 2.1.2 договора).

Пунктом 2.1.7 установлено, что исполнитель обязан вести учет ТКО, принимаемых на полигоне для размещения, посредством заполнения журнала регистрации их поступления (согласно Приложению № 1, являющемуся неотъемлемой частью договора), который должен быть прошит, пронумерован и скреплен печатью. Заказчик обязан своевременно и в полном объеме оплатить услуги исполнителя по цене, указанной в разделе 3 настоящего договора. Доставлять на полигон ТКО только специализированным автотранспортом (перечень транспорта предоставляется исполнителю заблаговременно). В случае изменения автотранспорта, заказчик обязуется незамедлительно уведомить об этом исполнителя (пункты 2.3.1, 2.3.2 договора).

Стоимость услуг за приём и размещение отходов составляет (без НДС) 77,17 руб. за 1 куб. м, 308,68 руб. за 1 тн (пункт 3.1 договора).

Основанием для расчетов являются выставленные исполнителем счет и акт об оказании услуг с приложением копий отчетных документов (согласно Приложению № 1). Заказчик обязан рассмотреть и подписать акт об оказании услуг в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его получения и направить второй экземпляр исполнителю. В случае возражений заказчик направляет в адрес исполнителя в срок, установленный для подписания акта об оказании услуг, мотивированный отказ от подписания акта. В случае не подписания акта оказания услуг в течение указанного срока и отсутствия мотивированного отказа со стороны заказчика, акт об оказании услуг считается подписанным сторонами.

Расчет с исполнителем за оказанные услуги по договору осуществляется заказчиком в течение 15-ти рабочих дней с момента подписания заказчиком акта оказанных услуг (пункты 3.3, 3.4 договора). Договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, и действует до 31.12.2021.

Истец, как исполнитель, оказывал деятельность по вывозу ТКО от мест первичного сбора и накопления ответчика, в адрес ответчика направлялись универсальные передаточные документы (УПД), счета-фактуры на объемы оказанных услуг, счета на оплату (счета №№ 7, 8 для оплаты оказанных услуг за январь-февраль 2021 года на общую сумму 869 181,14 руб., указанные счета-фактуры №№ 7, 8 подписаны сторонами).

Ответчик оплату услуг произвел частично в сумме 340 219,80 руб. и в досудебном порядке спор урегулирован не был, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования истца в заявленном размере, суды, признав установленным факт оказания истцом услуг, пришли к выводу о правомерности расчета стоимости услуг, произведенного ООО «Премиум ДВ», в отсутствие согласованного сторонами коэффициента уплотнения отходов исходя из максимального допустимого коэффициента сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Такие выводы судов нельзя признать соответствующими нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам спора.

Разрешая спор, суды правомерно руководствовались нормами главы 39 ГК РФ, регулирующей правоотношения по возмездному оказанию услуг, а также нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Правилами № 505, регулирующими обращение с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Правилами № 505.

Пунктом 5 Правил № 505 установлено, что коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердымикоммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил (пункт 9 Правил № 505).

В силу пункта 10 Правил № 505 владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 11 Правил № 505, в случае если объект не оборудован средством измерения или средство измерения вышло из строя (неисправно), коммерческий учет массы твердых коммунальных отходов осуществляется исходя из средней плотности твердых коммунальных отходов и объема твердых коммунальных отходов, определяемого:

а) в течение 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) - исходя из установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство;

б) по истечении 30 дней после установления факта выхода средства измерения из строя (неисправности) или при отсутствии средства измерения - исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства с учетом коэффициента максимально допустимого сжатия отходов (при наличии такого коэффициента) в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

В рассматриваемом случае, поскольку полигон, эксплуатируемый истцом, средствами измерения массы поступающих отходов в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке не оборудован, суды верно определили, что коммерческий учет массы ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 11 Правил № 505, что в том числе согласуется с условиями заключенного сторонами договора.

Соответственно расчет производится исходя из уменьшенной вдвое установленной вместимости кузова транспортного средства, коэффициента максимального сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство, определяемого с учетом средней плотности твердых коммунальных отходов.

При таком расчетном способе средняя плотность ТКО является обязательной составляющей формулы расчета объема ТКО.

Таким образом, расчет объемов принятых ТКО в исковой период, произведенный истцом без учета одной из составляющей формулы расчета (средней плотности ТКО), безосновательно признан судами соответствующим пункту 11 Правил № 505.

Согласно пункту 4 Правил № 505 средняя плотность ТКО определяется в целях сопоставления объема и массы ТКО и рассчитывается как отношение объема ТКО, принятых от собственников ТКО (без учета ТКО, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность ТКО).

Средняя плотность ТКО свидетельствует о количестве единиц объема ТКО в 1 единице массы ТКО, то есть определяется коэффициент соотношения между величинами.

Таким образом, коэффициент уплотнения является расчетной величиной, которая зависит от вида мусора, климатических, погодных условий на момент погрузки и уплотнения и определяет конструктивно-технические возможности спецоборудования машины; вместимость кузова мусоровоза означает максимальное значение объема мусора, который может быть загружен в мусоровоз с определенным геометрическим объемом кузова, при условии применения механизма уплотнения.

При этом сама формула расчета не предполагает возможности не учитывать показатель средней плотности ТКО (подлежащей определению расчетным путем на основании пункта 4 Правил № 505) при определении коэффициента максимального сжатия отходов в соответствии с технической документацией на транспортное средство.

Учитывая вышеизложенное, вывод судов о том, что в отсутствие согласования в договоре размера применяемого коэффициента уплотнения, объем принимаемых истцом ТКО исчисляется исходя из технических характеристик автомобиля с учетом максимального коэффициента уплотнения, указанного в технической документации транспортного средства, является ошибочным. Такой коэффициент уплотнения в каждом конкретном случае подлежит определению расчетным путем по каждому транспортному средству с учетом средней плотности ТКО.

Возражая против требований истца, ответчик привел доводы о том, что на территории Амурской области средняя плотность ТКО, используемая в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с ТКО на период 2019-2030 г.г. (схема утверждена приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 15.01.2021 № 5-ОД) и рассчитанная на основании пункта 4 Правил № 505, равна 0,25 т/м.куб.

Наряду с этим, ответчик указал на направление запросов заводам-изготовителям мусоровозов с просьбой предоставить сведения о размере коэффициентов максимального уплотнения отходов исходя из установленной плотности ТКО – 0,25 т/м.куб. для каждого из транспортных средств, используемых при перевозке ТКО. Запросы ответчика и ответы акционерного общества «Арзамасский завод коммунального машиностроения» АО «Коммаш» с указанием максимального коэффициента уплотнения ТБО при плотности 0,25 т/м.куб. для каждого вида транспортного средства представлены в материалах электронного дела.

Приведенные ответчиком аргументы и представленные доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности вопреки нормам статьи 71 АПК РФ оставлены судами без должной оценки, вопрос о средней плотности ТКО на территории Амурской области судами на обсуждение не выносился и ее размер не определялся. Контррасчет ответчика судами не проверялся.

Согласно части 3 статьи 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом судебные акты должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Поскольку судами при констатации правильности расчета истца неверно применены положения пункта 11 Правил № 505 и не установлены и не исследованы все значимые для разрешения спора обстоятельства, не дана оценка приведенным доводам ответчика, а именно не установлена и не определена средняя плотность ТКО, влияющая на коэффициент максимально допустимого сжатия отходов каждого из транспортных средств, используемых при перевозке ТКО и, как следствие на сам расчет стоимости оказанных истцом услуг, что, в свою очередь, существенным образом влияет на оценку судом обстоятельств наличия (отсутствия) оснований для оплаты стоимости оказанных услуг (учитывая приводимые ответчиком доводы об оплате услуг истца), а суд кассационной инстанции не обладает полномочиями по сбору и оценке доказательств, выяснению обстоятельств, которые ранее судами не устанавливались, судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение, при котором суду надлежит устранить отмеченные недостатки.

Руководствуясь статьями 286-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2021 по делу № А04-3429/2021 Арбитражного суда Амурской области отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.К. Яшкина