ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Хабаровск
21 марта 2008 № ФОЗ-А73/08/-2/697
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2008 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Филимоновой Е.П., Бруева Д.В.
при участии
от открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания»: ФИО1, представитель по доверенности от 22.10.2007 № 55
от Административной комиссии Администрации города Хабаровска: ФИО2, представитель по доверенности от 24.12.2007 № 1.33-412
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Административной комиссии Администрации города Хабаровска
на решение от 25.12.2007
по делу № А73-12166/2007-90АП
Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Калашников А.Г.
По заявлению открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания»
к Административной комиссии Администрации города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления
Открытое акционерное общество «Железнодорожная торговая компания» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Управления административно-технического контроля Администрации города Хабаровска (далее – комиссия, административный орган) от 02.11.2007 №3662 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Хабаровского края (далее – КоАП Хабаровского края).
Решением суда от 25.12.2007 заявление удовлетворено. Оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду недоказанности административным органом обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, а также в связи с существенным нарушением процессуального порядка составления протокола и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование заявленных доводов заявитель указывает на следующее. В силу статьи 26.7 КоАП РФ материалы фотосъемки относятся к документальным доказательствам, поэтому необходимость в применении специального технического средства – измерительного прибора высоты травостоя, отсутствовала. Помимо фотоснимков, доказательством факта правонарушения является протокол от 29.10.2007 №2847. Кроме этого, административный орган считает, что на момент составления протокола об административном правонарушении №2847, руководитель предприятия был надлежащим образом извещен о времени и месте его составления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 05.10.2007 при объезде территории города Хабаровска ведущим специалистом управления административно-технического контроля Администрации города Хабаровска выявлено нарушение ОАО «Железнодорожная торговая компания» правил благоустройства и содержания территорий города. По ул. Уборевича,52 на территории, прилегающей к зданию, принадлежащему обществу, не произведен покос травы, высота которой составляла более 40 сантиметров.
29.10.2007 по вышеуказанному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 2847 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края.
По результатам проверки административной комиссией Администрации города Хабаровска вынесено постановление от 02.11.2007 № 3662 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Административным правонарушением, влекущим ответственность по части 1 статьи 4.1 КоАП Хабаровского края, является нарушение правил содержания прилегающих и закрепленных территорий, размеры которых установлены нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правила благоустройства и содержания территории города Хабаровска (далее – Правила) утверждены решением Хабаровской городской Думы от 19.10.2004 № 558, пунктом 7 которых предусмотрена обязанность юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности содержать в чистоте и порядке прилегающие и закрепленные за ними территории и расположенные на них объекты. При этом, содержание территории включает в себя, в том числе, уход за газонами и зелеными насаждениями (пункт 8 Правил).
Решением Хабаровской городской Думы от 27.04.1999 № 298 утверждены Правила содержания и сохранности объектов озеленения в городе Хабаровске, в соответствии с пунктом 8.1 которых покос травы на обыкновенных газонах должен быть произведен при высоте травостоя, превышающей 15-20 сантиметров.
Проверяя на соответствие закону оспариваемое постановление административного органа суд, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), пришел к выводу о недоказанности административным органом утверждения о высоте травостоя на прилегающей территории более 40 сантиметров.
Позиция суда основана на действии статей 65, 210 АПК РФ. По смыслу указанных процессуальных норм по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Кроме этого, судом установлено и подтверждается материалами дела нарушение административным органом процедуры производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.
Проверяя соблюдение данного требования, суд исследовал и оценил доверенность от 22.10.2007 № 55, выданную ФИО1 в порядке передоверия руководителем Хабаровского филиала общества, без указания в ней на полномочия по участию в конкретном административном деле; информацию УФПС Хабаровского края – филиала ФГУП «Почта России», касающуюся даты вручения ОАО «Железнодорожная торговая компания» (г.Москва) уведомления от 05.10.2007 № 34/05-12/873 о времени и месте рассмотрения протокола, поступившую в административный орган 13.12.2007. Принимая во внимание правовую позицию, сформулированную Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 24 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в редакции Постановления Пленума от 26.07.2007 № 46, суд пришел к выводу о недоказанности факта надлежащего извещения законного представителя общества о составлении протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Судом установлено и административным органом не оспаривается, что юридическое лицо – ОАО «Железнодорожная торговая компания» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении не извещалось.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований является основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные процессуальные нарушения, как правильно посчитал суд первой инстанции, являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
На основании изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены состоявшегося по делу решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274,284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.12.2007 по делу № А73-12166/2007-90 АП оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья: Л.К.Кургузова
Судьи: Е.П.Филимонова
Д.В.Бруев