ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-7136/2021 от 20.01.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

25 января 2022 года № Ф03-7136/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 января 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Ширяева И.В.

судей Луговой И.М., Михайловой А.И.

при участии: от акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области»: представитель не явился;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: ФИО1, представитель по доверенности от 07.06.2021 № 6/6063;

от федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО2, представитель по доверенности от 19.05.2021 № 29;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области»

на решение от 21.05.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021

по делу № А73-4701/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю

третье лицо: федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации

о признании незаконным решения

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Корпорация развития Сахалинской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 693007, <...>; далее – АО «Корпорация развития Сахалинской области», корпорация, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680030, <...>; далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 27.01.2021 по делу № 8-01/482.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управления имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680011, <...>; далее – учреждение, организатор торгов).

Решением суда от 21.05.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, корпорация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению заявителя жалобы, изменение сроков участия в аукционе может свидетельствовать о координации организатором торгов их проведения, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Полагает, что организатором торгов неправомерно произведено укрупнение лотов путем объединения в один лот трех причалов, поскольку они могут эксплуатироваться независимо друг от друга. Заключениями ФИО3 и ФИО4, подтверждается отсутствие технологической и функциональной связи спорных причалов. Из материалов дела следует, что они не являются единым недвижимым комплексом. Настаивает на том, что корпорация не изменяла основания уточненного иска, а лишь дополнила требования, связанные друг с другом.

Учреждение и УФАС по Хабаровскому краю в отзывах и их представители в судебном заседании выразили несогласие с доводами кассационной жалобы. Считают принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда законными и обоснованными, просят отказать корпорации в удовлетворении кассационной жалобы.

Законность принятых судебных актов проверяется Арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.11.2020 на официальном сайте www.torgi.gov.ru учреждением размещено извещение № 201120/1322677/01 о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды федерального недвижимого имущества, расположенного по адресу: Сахалинская обл., Корсаковский р-н, г. Корсаков, Бухта Лососей, Северный пирс: сооружение «причал 6 ПЧ-1» (кадастровый номер 65:03:0000000:2226) площадью 226,1 кв. м; сооружение «причал 6 ПЧ-2» (кадастровый номер 65:03:0000000:2225) площадью 495,3 кв. м; сооружение «причал 6 ПЧ-3» (кадастровый номер 65:03:0000000:2224) площадью 503,7 кв. м.

Сроки подачи заявок с 21.11.2020 по 11.12.2020; дата проведения аукциона 15.12.2020.

Приказом начальника учреждения от 04.12.2020 № 622-о внесены изменения в документацию об аукционе. Указанным приказом установлен срок окончания приема заявок 19.02.2021, дата проведения аукциона 25.02.2021.

07.12.2020 повторно приказом начальника учреждения № 625-о внесены изменения в документацию об аукционе, согласно которому срок окончания приема заявок установлен 23.12.2020, дата проведения аукциона 24.12.2020.

30.12.2020 АО «Корпорация развития Сахалинской области» в связи необоснованным объединением объектов торгов, а также в связи нарушениями при внесении изменений в аукционную документацию, обратилось в УФАС по Хабаровскому краю с жалобой на действия организатора торгов.

Решением антимонопольного органа от 27.01.2021 по делу № 8-01/482 жалоба корпорации на действия учреждения при проведении рассматриваемого открытого аукциона признана необоснованной.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Соответствующие Правила проведения конкурсов или аукционов регламентированы Правилами № 67.

Поскольку поименованные выше причалы принадлежат на праве собственности Российской Федерации и закреплены за учреждением на праве оперативного управления, то при проведении аукциона на право заключения договора аренды данного недвижимого имущества подлежат применению Правила № 67.

На основании положений пункта 103 Правил № 67 извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте торгов не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Судом установлено, что извещение о проведении рассматриваемого аукциона размещено учреждением 20.11.2020, а датой окончания срока подачи заявок было определено 11.12.2020.

Таким образом, обозначенный в пункте 103 Правил № 67 двадцатидневный срок соблюден.

В силу положений пункта 113 Правил № 67 документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в числе прочего, порядок, место, дату начала и дату, время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом датой начала срока подачи заявок на участие в аукционе является день, следующий за днем размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона.

Согласно положениям пункта 119 Правил № 67 организатор аукциона по собственной инициативе или в соответствии с запросом заинтересованного лица вправе принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором аукциона или специализированной организацией в порядке, установленном для размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона.

При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее пятнадцати дней.

Из совокупного толкования вышеуказанных положений пунктов 113, 119 Правил № 67 следует, что организатор аукциона вправе по собственной инициативе изменить, в числе прочего, срок подачи заявок на участие в аукционе, но таким образом, чтобы потенциальным участникам аукциона было предоставлено минимум пятнадцать дней для подачи заявки на участие.

При этом ни положения пункта 113 Правил № 67, ни положения пункта 119 Правил № 67 не содержат императивного запрета на уменьшение первоначального определенного срока подачи заявок на участие до пределов не менее пятнадцати дней, исчисляемых с даты размещения на официальном сайте торгов изменений, внесенных в документацию об аукционе, и не менее двадцати дней со дня размещения извещения об аукционе в целом.

Следовательно, если организатор торгов первоначально определил срок подачи заявок на участие в аукционе больше минимально гарантированного, он вправе впоследствии скорректировать этот срок в сторону уменьшения, но обязательно обеспечив поименованный в пункте 113 Правил № 67 минимально гарантированный срок.

Антимонопольным органом установлено и судами подтверждено, что учреждение, внося приказами от 04.12.2020 № 622-о, от 07.12.2020 № 625-о изменения в документацию об аукционе сначала в части увеличения срока окончания приема заявок, а затем в части уменьшения срока окончания приема заявок, условие о необходимости соблюдения минимального пятнадцатидневного срока подачи заявок выполнило.

Также установлено, что изменения в документацию об аукционе размещены на официальном сайте www.torgi.gov.ru в день издания приказов.

Таким образом, учреждением при внесении изменений в аукционную документацию нарушения Правил № 67 не допущены.

В силу пункта 112 Правил № 67 при разработке документации об аукционе запрещается включение в состав одного лота технологически и функционально не связанного государственного или муниципального имущества.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что спорные причалы могут эксплуатироваться независимо друг от друга, однако они расположены на единой причальной стенке один за другим без каких-либо разрывов, поэтому связаны между собой технически и функционально и могут быть в порядке пункта 112 Правил № 67 включены в состав одного лота.

При изложенном, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе письменные заключения кандидата технических наук ФИО3 и заслуженного строителя России ФИО4, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях учреждения, выразившихся в объединении рассматриваемых причалов в один лот, нарушений пункта 112 Правил № 67.

Как следствие, в удовлетворении заявленного требования отказано.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.

Нарушений норм процессуального права при отказе в принятии уточнений заявленных требований судами не допущено.

Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, обжалуемые решение и постановление изменению либо отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 21.05.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2021 по делу № А73-4701/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья И.В. Ширяев

Судьи И.М. Луговая

А.И. Михайлова