АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
января 2022 года № Ф03-7334/2021
Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен января 2022 года .
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.,
при участии:
от Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» - ФИО1, представитель по доверенности от 01.01.2022 № ХБ38-01/2500;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю – ФИО2, представитель по доверенности от 15.11.2019 № 3-11736;
от Администрации сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края - представитель не явился;
от Комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района - представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»
на решение от 10.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021
по делу № А73-8782/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680011, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
третьи лица: Администрация сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680503, <...>), Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680510, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2021 № 13 по делу № 027/04/9.21-104/2019 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация сельского поселения «Село Казакевичево» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация), Комитет по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района (далее - комитет).
Решением суда от 10.09.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и прекратить производство по делу.
Общество в жалобе и его представитель в судебном заседании суда округа настаивали на отсутствии в его действиях состава вменённого административного правонарушения, поскольку обращение администрации о заключении договора на врезку газопровода в межпоселковые сети газоснабжения не являлось заявкой на технологическое присоединение. Ссылаясь на действующие в спорный период Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314), Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения), позицию ФАС России, изложенную в письме от 05.09.2017 № ЦА/61741/17 «О подключении к сетям газораспределения» считают, что у общества отсутствовали правовые основания заключать договор на присоединение объекта сеть газораспределения/газопотребления к сети газораспределения («сеть в сеть»). Полагают, что правоотношения в случае подключения присоединения «сеть в сеть», регулируются положениями гражданского законодательства путем заключения договора подряда.
Управление в отзыве и его представитель в суде округа полагали доводы кассационной жалобы необоснованными, судебные акты законными и не подлежащими отмене.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что общество, как сетевая организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ).
В антимонопольный орган поступило заявление комитета на действия общества, выразившиеся в необоснованном отказе в направлении договора на технологическое присоединение, истребовании документов, не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации в части технологического присоединения к сетям газораспределения, а также в преднамеренном несоблюдении установленных сроков направлений ответов заявителю.
В рамках рассмотрения заявления управлением установлено, что общество письмом от 23.06.2020 № ХБ-02-09-07/3694 сообщило комитету о том, что в соответствии с требованиями пункта 6.1.2 ГОСТ Р 54983-2012 «Системы газораспределительные. Сети газораспределения природного газа. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» технологическое присоединение вновь построенных и принятых комиссией газопроводов к действующим распределительным газопроводам должно выполняться при наличии у заказчика строительства объекта разрешения поставщика газа и разрешения ГРО, выдавшей технические условия присоединения. Также общество указало, что является поставщиком газа и ГРО, уполномоченным от лица ОАО «Газпром газораспределение» (организация, выдавшая технические условия на присоединение от 26.03.2013 № 121/13) осуществлять мониторинг выполнения ранее выданных технических условий и выдавать справки об их выполнении, а также разрешения на врезку в действующий газопровод. Кроме того, общество просило комитет представить комплект документации по объекту, в соответствии с требованиями Технических условий от 26.03.2013 № 121/13 на присоединение к сети газораспределения распределительного газопровода (далее - Технические условия) и пункта 95 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, с целью проверки выполнения технических условий, выдачи разрешения обществу и заключения договора на проведение работ по врезке газопровода в действующий газопровод «Межпоселковый газопровод с. Бычиха - с. Казакевичево Хабаровского района Хабаровского края».
26.06.2020 комитет повторно обратился в адрес общества с письмом, в котором просил в сроки, предусмотренные пунктом 74 Правил № 1314, а также с учетом положений пункта 74 (1) Правил № 1314 направить в его адрес договор о технологическом присоединении объекта «Газопровод природного газа в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района» в проектных точках подключения.
Не получив ответа на указанное письмо, и посчитав действия и бездействие общества незаконными, комитет обратился с соответствующим заявлением в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения заявления комитета и приложенных к нему документов и сведений, управление установило в действиях общества нарушение Правил № 1314, выразившихся в необоснованном отказе в направлении договора на технологическое присоединение, а также в незаконном истребовании документов, не предусмотренных настоящими правилами, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ.
Кроме этого, антимонопольным органом установлено, что общество в течении 2020 года неоднократно привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
Таким образом, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, управление, в присутствии представителя общества ФИО1, действующей на основании доверенности от 01.01.2021 № ХБ20-01/2203, составило протокол об административном правонарушении от 19.02.2021.
26.04.2021 антимонопольным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № 027/04/9.21-104/2021 вынесено постановление, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, который отказал в удовлетворении требований, придя к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, соблюдении антимонопольным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые обоснованно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей газораспределения.
Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы осуществляют контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (Приказ ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»).
Правильно истолковав положения статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 № 69 «О газоснабжении в Российской Федерации», статьи 4 Закона № 147-ФЗ, суды согласились с выводами управления о том, что деятельность по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии, а общество как сетевая организация, оказывающая услуги в указанной сфере, является субъектом естественной монополии, следовательно, и субъектом рассматриваемого правонарушения.
Отношения в сфере подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения урегулированы Правилами № 1314. Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.
Согласно Правилам «подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения» - это совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; «заявитель» - юридическое или физическое лицо, намеренное осуществить или осуществляющее строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения, а также в случае присоединения объекта сети газораспределения к другой сети газораспределения - юридическое лицо, осуществляющее строительство объекта сети газораспределения или реконструкцию объекта существующей сети газораспределения, принадлежащего ему на праве собственности; «исполнитель» - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов при выполнении условий пункта 34 настоящих Правил, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.
Пунктом 3 Правил № 1314 было предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в установленном данным пунктом порядке: а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий; в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору; г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 59 Правил № 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Пунктом 64 Правил № 1314 определено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом. Заявитель вправе представить указанную заявку исполнителю лично или через уполномоченного представителя, а исполнитель обязан принять такую заявку.
В силу пункта 72 Правил № 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 73(1) Правил № 1314 исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил.
В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.
Также в случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель рассматривает заявку о подключении (технологическом присоединении) в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.
В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.
Пунктом 74 Правил № 1314 определено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вручение на руки).
В соответствии с пунктом 74(1) Правил № 1314 основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя. В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 настоящих Правил.
Суды установили, что ещё 26.03.2013 ОАО «Газпром газораспределение» выданы администрации Технические условия № 121/13 на присоединение к сети газораспределения распределительного газопровода, сроком действия на три года.
Письмом от 10.08.2017 № 08-03/2615 ОАО «Газпром газораспределение» в технические условия внесены изменения, срок действия продлен до 26.03.2020.
Приказом от 29.05.2020 № 17 комитет утвердил состав комиссии по приемке объекта капитального строительства «Газопровод природного газа в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района».
05.06.2020 составом приёмочной комиссии был составлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы объекта «Газопровод природного газа в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района», из которого следует, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиям СП 62.13330.2011*, СП 42-103-2003, кроме того указано, что предъявленный к приемке объект считать принятым заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 05.06.2020.
На основании указанного акта приёмки, комитет обратился в адрес общества с заявлением о заключении договора на врезку газопровода в межпоселковые сети газоснабжения по 5 участкам.
Отказывая в заключении договора, общество письмом сообщило комитету о необходимости представить комплект документации по объекту, с целью проверки выполнения технических условий, выдачи разрешения общества и заключения договора на проведение работ по врезке газопровода в действующий газопровод «Межпоселковый газопровод с. Бычиха - с. Казакевичево Хабаровского района Хабаровского края».
Проанализировав содержание письма, суды обоснованно установили, что письмо не является уведомлением о необходимости предоставить недостающие документы и сведения, определенные пунктами 65 - 69 Правил № 1314, а также, в нарушение пункта 72 Правил № 1314, содержит требования о представлении документов, не предусмотренных пунктами 64, 69 Правил № 1314.
Вместе с тем, как верно усмотрели суды, обществом не представлены комитету пояснения об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, являющейся единственным основанием для отказа от заключения договора о подключении в силу пункта 74(1) Правил № 1314.
При таких обстоятельствах, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды согласились с управлением в том, что в действиях общества имеется нарушение Правил № 1314, выразившихся в необоснованном отказе в направлении договора на технологическое присоединение, а также в незаконном истребовании документов, не предусмотренных настоящими правилами, пришли к верному выводу о наличии в его действиях объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства был установлен факт неоднократного привлечения общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ (постановления от 03.03.2020 № 9, от 03.03.2020 № 10, от 15.06.2020 № 18, от 29.06.2020 № 19), что обоснованно явилось квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Данные выводы обществом не опровергнуты.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае как установили суды, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что общество приняло все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и им проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у общества реальной возможности соблюсти правила и нормы, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды пришли к обоснованным выводам о доказанности административным органом события и состава вмененного обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также вины в его совершении.
Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не выявлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности.
Наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. назначено в минимальном размере санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, законности и неотвратимости административной ответственности.
Оснований для применения положений статьи 2.9 и статьи 4.1.1 КоАП РФ не выявлено.
В связи с чем, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления административного органа, отказано правомерно.
Довод общества о том, что заявление о заключении договора на врезку газопровода в межпоселковые сети газоснабжения не является заявкой на технологическое присоединение, поскольку не отвечает требованиям, установленным Правилами № 1314, мотивированно отклонён судами.
Судами из материалов дела установлено, что обращение, направленное в адрес общества является заявкой о заключении договора на подключение (технологическое присоединение) построенной сети газораспределения в с. Казакевичево Хабаровского муниципального района, поскольку указание комитетом в письме на заключение договоров на врезку построенной сети газоснабжения в межпоселковый газопровод по пяти участкам не является иным видом проведения работ.
Между тем, от общества в комитет не поступала какая-либо информация о том, что обращение комитета не является заявкой ввиду ее оформления не соответствующей требованиям, установленным Правилами № 1314.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к несогласию с произведенной судами оценкой установленных по делу обстоятельств.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.09.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2021 по делу № А73-8782/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи Т.Н. Никитина
И.В. Ширяев