АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
02 марта 2022 года № Ф03-7385/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2022 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Филимоновой Е.П.
судей Никитиной Т.Н., Черняк Л.М.
при участии:
от администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края: ФИО1, представитель по доверенности от 07.12.2021;
от Контрольно-счетной палаты Хабаровского муниципального района Хабаровского края: ФИО2, председатель;
от администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
на решение от 02.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021
по делу № А73-4965/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению администрации Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680547, <...>)
к Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680510, <...>)
третье лицо: администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680038, <...>)
о признании незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Мичуринского сельского поселения, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - КСП Хабаровского района, контрольно-счетная палата) о признании незаконным представления от 23.03.2021 № 01-15/45.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - администрация Хабаровского муниципального района).
Решением суда от 02.07.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе администрация Мичуринского сельского поселения и её представитель в судебном заседании просят отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные, заявленные требования удовлетворить. Полагают, что оспариваемое представление вынесено по результатам контрольного мероприятия, проведенного с нарушением закона (части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьи 4 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Закона Хабаровского края от 29.06.2011 № 94 «О Контрольно-счетной палате Хабаровского края», Положения о Контрольно-счетной палате Хабаровского муниципального района, утвержденного решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 20.03.2012 № 40-227 (далее – Положение № 40-227), СГА 101. Стандарта внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия, утвержденного постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 07.09.2017 № 9ПК, Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 2 «Общие правила проведения контрольного мероприятия», утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты Хабаровского муниципального района от 11.09.2013 № 10/01-05), а именно: в администрацию не поступало уведомление о предстоящем контрольном мероприятии; в запросе о проведении контрольного мероприятия неверно указан срок проведения проверки; отсутствуют сведения о назначении руководителя контрольного мероприятия; акт проверки не содержит сведений о продолжительности (сроке) и месте её проведения; отсутствует дата утверждения отчета о результатах проверки; нарушены гарантии проверяемого лица и право на получение информации любым способом; срок проверки продлен незаконно; не указана квалификация нарушения в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), причины допущенных нарушений и недостатков, их последствий; не содержится информация о выявленных нарушениях с указанием статей, частей, пунктов и подпунктов правовых актов, положения которых нарушены, информация о выявленных недостатках (с кратким описанием рисков возникновения нарушений в деятельности объекта контрольного мероприятия или иных негативных последствий).
Приводят доводы о незаконности требования об обеспечении возврата в бюджет Хабаровского муниципального района средств межбюджетных трансфертов в общей сумме 286 153 руб.; работы по соглашению от 06.03.2019 № 50 выполнены; в результате проведенного контрольного мероприятия не была установлена стоимость выполненных работ Мичуринским сельским поселением Хабаровского муниципального района Хабаровского края, а именно внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в текстовую и графическую части, в то время как проведено сравнение работ только по внесению изменений в текстовую часть.
Контрольно-счетная палата в возражениях на кассационную жалобу, а также её представитель не согласны с доводами администрации, просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Администрация Хабаровского муниципального района заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие её представителя. Поддерживает доводы контрольно-счетной палаты, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, заслушав представителей администрации и контрольно-счетной палаты, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заключенных с администрацией Хабаровского муниципального района соглашения от 27.05.2019 «О передаче Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения» с учетом дополнительного соглашения от 05.11.2019 № 1, соглашения от 23.01.2020 № 5 «О передаче Мичуринскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района части полномочий по решению вопроса местного значения в части организации в границах поселения газоснабжения населения» с учетом дополнительного соглашения от 28.12.2020 № 2, соглашения от 06.03.2019 № 50 «О передаче сельскому поселению части полномочий по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения» (далее - соглашение № 50) с учетом дополнительных соглашений от 25.11.2019 № 226 и от 09.01.2020 № 1 (далее – дополнительные соглашения № 226 и № 1), администрация Мичуринского сельского поселения получила и использовала в 2019-2020 годах межбюджетные трансферты на организацию в границах поселения газоснабжения населения, а также на внесение изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки из бюджета Хабаровского муниципального района.
С учетом письма Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 14.12.2020 № 01-10/7031, приказом председателя контрольно-счетной палаты от 28.12.2020 № 01-08/19 в план работы на 2021 год включено контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (эффективности, экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению за 2019-2020 годы (выборочно)» со сроком проведения январь - март текущего года.
В период с 15.01.2021 по 11.03.2021 в отношении администрации Мичуринского поселения КСП Хабаровского района проведено контрольное мероприятие, целью которого являлась проверка законности, результативности (эффективности, экономности) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению (выборочно), в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Хабаровского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению на организацию в границах поселения газоснабжения населения, а также по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки.
Предметом проверки явились: решения о бюджете Мичуринского сельского поселения на 2019-2020 годы, первичные учетные документы, подтверждающие организацию в границах поселения газоснабжения населения, внесение изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки (локальные сметные расчеты, контракты, договоры (контракты), платежные документы, акты выполненных работ и др.), отчетность об использовании межбюджетных трансфертов, иные документы, относящиеся к цели контрольного мероприятия.
18.02.2021 в адрес администрации Мичуринского сельского поселения от председателя контрольно-счетной палаты поступило уведомление о продлении срока проведения контрольного мероприятия по 11.03.2021 с приложением утвержденного приказом от 18.02.2021 № 4 изменения в программу проведения контрольного мероприятия в части срока проведения контрольного мероприятия: с 26.02.2021 по 11.03.2021.
По результатам проверки составлен акт от 11.03.2021 № 01-22/28, в котором зафиксированы выявленные нарушения.
17.03.2021 администрацией Мичуринского сельского поселения представлен протокол разногласий к акту проверки, по результатам рассмотрения которого контрольно-счетной палатой вынесено представление от 23.03.2021 № 01-15/45 об устранении нарушений по акту проверки, в котором предлагалось:
1. рассмотреть настоящее представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов;
2. при заключении договоров, муниципальных контрактов для муниципальных нужд обеспечить недопущение в дальнейшем совершения нарушений требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
3. не допускать в дальнейшем совершения случаев неэффективного расходования бюджетных средств;
4. при заключении договоров (контрактов) для муниципальных нужд не допускать ошибок в наименованиях сел;
5. при формировании технических заданий, спецификаций к договорам (контрактам), заключенным для муниципальных нужд, руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации с целью недопущения нарушений и недостатков;
6. обеспечить возврат в бюджет Хабаровского муниципального района средств межбюджетных трансфертов в общей сумме 286 153 руб., использованных без достижения окончательного результата, с нарушением требований пункта 3.4.9 Соглашения № 50, а также статей 24, 32 ГрК РФ;
7. рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Посчитав данное представление незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом № 6-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В силу статьи 11 действующего на момент спорных правоотношений Положения № 40-227 контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ею самостоятельно. Обязательному включению в планы работы контрольно-счетной палаты подлежат поручения Собрания депутатов.
Расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, или с осуществлением органами местного самоуправления городских, сельских поселений части полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, устанавливаются муниципальными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления в соответствии с указанными соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьями 142.4 и 142.5 настоящего Кодекса (пункт 3.1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации; далее – БК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Судами по материалам дела установлено, что на основании соглашения № 50 с учетом дополнительных соглашений № 226 и № 1 Хабаровский муниципальный район передал Мичуринскому сельскому поселению полномочия по решению вопроса местного значения по внесению изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сроком с 01.01.2019 по 30.06.2020.
Исполнение полномочий, предусмотренных разделом 1 настоящего соглашения, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения (пункт 2.1. соглашения № 50).
На дату окончания полномочий, предусмотренных разделом 1 настоящего соглашения, поселение обязано предоставить в район и Управление Росреестра по Хабаровскому краю материалы по утверждению внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения (пункт 3.4.9. соглашения № 50).
При этом, в ходе проведения контрольного мероприятия контрольно-счетной палатой установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, что Мичуринское сельское поселение не выполнило обязанность, установленную пунктом 3.4.9 соглашения № 50. В нарушение статей 24, 32 ГрК РФ не утверждены материалы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки поселения решением представительного органа местного самоуправления поселения.
Довод администрации о том, что положения пункта 3.4.9 соглашения № 50 не обязательны для исполнения в случае неутверждения данных материалов, отклонен судом апелляционной инстанции как не опровергающий факта неисполнения обязательства, взятого на себя сельским поселением при заключении данного соглашения. Также материалы дела не содержат доказательств того, что непринятие муниципальным органом подготовленных материалов по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки вызвано незаконными действиями (бездействием) его должностных лиц.
Ссылка на то, что в оспариваемом представлении не указано конкретно чем нарушены статьи 24, 32 ГрК РФ, правомерно отклонена апелляционным судом. Контрольно-счетной палатой осуществлена проверка исполнения обязательств по соглашению № 50, по итогам которой установлен факт отсутствия результата проведенных администрацией работ в рамках полномочий, регламентированных вышеназванными нормами ГрК РФ. Судом апелляционной инстанции обоснованно принято во внимание, что неконкретизация в данном случае не препятствует установлению существа выявленных нарушений.
С учетом установленного, судебные инстанции пришли к мотивированному выводу о том, что межбюджетные трансферты, выделенные администрацией Хабаровского муниципального района администрации Мичуринского сельского поселения на внесение изменений в генеральный план поселения и правила землепользования и застройки сельского поселения в общей сумме 286 153 руб., использованы без достижения окончательного результата, с нарушением требований соглашения № 50.
По эпизоду неэффективности использования бюджетных средств (несоблюдения критерия экономности) суды исходили из того, что анализ сведений о стоимости услуг и объеме работ в рамках заключенного администрацией с ИП ФИО3 (как с единственным поставщиком) договора от 29.03.2019 № 6/19-К/ИП/Б позволил контролирующему органу признать подтвержденной возможность выполнения работ с использованием меньшего объема бюджетных средств.
Так, по заключенному в 2019 году конкурентным способом Управлением архитектуры района договору по внесению изменений в текстовую часть правил землепользования и застройки одиннадцати сельских поселений, стоимость работ в части приведения в соответствие к действующему классификатору видов разрешенного использования составила 58 830 руб. или одного поселения - 5 348,18 руб. В то время как согласно договору от 29.03.2019 № 6/19-К/ИП/Б стоимость работ аналогичного характера составила 95 000 руб. в отношении одного поселения.
Также материалами дела подтверждены и не оспариваются администрацией иные нарушения норм действующего законодательства, зафиксированные в мотивировочной части представления от 23.03.2021 № 01-15/45.
Проверяя процедуру проведения проверки, суды не установили обстоятельств, которые бы препятствовали администрации Мичуринского сельского поселения представлять документы, давать пояснения, заявлять разногласия по результатам проверки в подтверждение законности, результативности (эффективности, экономности) использования межбюджетных трансфертов.
Доводы администрации о проведении контрольного мероприятия с нарушением нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность контрольно-счетной палаты, были предметом тщательной оценки судов и мотивированно отклонены. Суды обеих инстанций, проанализировав имеющиеся доказательства, обоснованно признали, что контрольное мероприятие, по результатам которого вынесено представление, проведено КСП Хабаровского района в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований законодательства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, правильно применив положения БК РФ и Федерального закона № 6-ФЗ, с учетом установленных фактических обстоятельств, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое представление контрольно-счетной палаты соответствует нормам действующего законодательства, не нарушает права администрации и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, свидетельствуют о несогласии администрации с той оценкой, которую судебные инстанции дали фактическим обстоятельствам, были предметом исследования, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
Выводы судебных инстанций в соответствии со статьей 71 АПК РФ сделаны на основе полного и всестороннего исследования доказательств по делу, с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.07.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2021 по делу № А73-4965/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Е.П. Филимонова
Судьи Т.Н. Никитина
Л.М. Черняк