ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-742/2022 от 22.03.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

25 марта 2022 года № Ф03-742/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Гребенщиковой В.А.

судей Бурловой-Ульяновой М.Ю., Гребенщикова С.И.

при участии:

от ООО «»БАСК-Инфо»: ФИО1, представитель по доверенности от 18.03.2022 б/н

от министерства лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края: ФИО2, представитель по доверенности от 15.02.2022 № 09/09

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края

на решение от 28.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022

по делу № А73-9123/2021 Арбитражного суда Хабаровского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации»

к комитету лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (в настоящем министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края)

о признании незаконным отказа в принятии лесных деклараций № 29/2388-2021, № 31/2388-2021, № 32/2388-2021, № 33/2388-2021 от 25.04.2021, обязании принять лесные декларации

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Бюро анализа и систематизации коммерческой информации» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>; далее – ООО «БАСК-Инфо», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным отказа комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680020, <...>; далее – комитет, уполномоченный орган) в принятии лесных деклараций от 25.04.2021 № 29/2388-2021, № 31/2388-2021, № 32/2388-2021, № 33/2388-2021, обязании принять данные декларации.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.10.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, комитет просит указанные судебные акты отменить в связи неправильным применением судами норм материального права, в удовлетворении заявления отказать.

В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что при рассмотрении спора судами не учтено, что недопустимо заявление арендатором в рубку количества древесины больше, чем в формуле по лесному участку, содержащейся в таблице 3 приложения № 2 к договору. Количество лесных насаждений, выраженное в формуле в процентном соотношении по конкретной лесосеке, не может превышать количество, содержащееся в общей формуле по всему лесному участку, переданному в аренду.

В отзыве на кассационную жалобу ООО «БАСК-Инфо», приводя аргументированные возражения относительно изложенных в ней доводов, просит судебные акты оставить без изменения.

До начала процесса в суд округа поступило в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ходатайство стороны об изменении наименования комитета на министерство лесного хозяйства и лесопереработки Правительства Хабаровского края на основании выписки из ЕГРЮЛ 08.03.2022 № ЮЭ9965-22-70398876, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав суду пояснения.

Проверив законность принятых судебных актов, с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав в судебном заседании объяснения представителей сторон, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.

По материалам дела установлено, между Правительством Хабаровского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Антарес» (далее – ООО «Антарес», арендатор) заключен договор аренды от 30.12.2014 № 2388/2014, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72, 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков от 18.12.2014 № 3, предоставил арендатору во временное пользование лесной участок площадью 9 412,7 га, являющийся частью лесного участка общей площадью 1 617 772 279 кв. м, имеющий местоположение: Хабаровский край, Бикинский муниципальный район, Бикинское лесничество, участковые лесничества: Бикинское, кварталы №№ 1-273, Лермонтовское, кварталы №№ 1-331; Звеньевское, кварталы №№ 1-141; кадастровый номер (или условный) 27:03:0000000:62, местоположение Хабаровский край, Бикинский муниципальный район, Бикинское лесничество, Лермонтовское участковое лесничество, кварталы №№ 2, 3, 4, 5 (за исключением выделов №№ 2-4, 6, 9-15, 17, 19, 20, 25, 27-32), №№ 24, 25, 26 (за исключением части выдела № 20), № 27 (за исключением частей выделов №№ 1, 3, 4, 7, 0, 11, 13-15, 17, 18, 22, 23, 28, 34, 47, 48, 49 (за исключением частей выделов №№ 8, 14, 22), № 50 (за исключением частей выделов №№ 3-5, 10, 13-15, 17), №№ 68, 69, 70-73, 74 (за исключением частей выделов №№ 4-6, 10, 13, 18-20, 25), №№ 94, 95, 111, 309, 312-314, 316-319; Бикинское участковое лесничество, кварталы №№ 4, 5, 8, 9, 17, 18, 19, 20 (за исключением частей выделов №№ 4-6, 10-13, 16, 18, 19-22, 24). Номер записи в государственном лесном реестре 2388-2014-10, условный номер лесного участка 08:209:05:2388.

Срок действия договора согласован сторонами с даты его государственной регистрации на 25 лет (пункт 29 договора).

16.02.2015 данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.

На схеме, являющейся приложением № 1 к договору, определены границы лесного участка; характеристика лесного участка приведена в приложении № 2; виды и объемы пользования – в приложении № 3; объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке – в приложении № 6.

На основании договора от 29.01.2015 № 04/17, заключенного с ООО «Антарес», ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» проведены работы по лесоустройству указанного лесного участка, приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 16.11.2015 № 1065-П материалы таксации введены в действие.

Вследствие проведения лесоустроительных работ изменено распределение лесов по лесорастительным зонам и лесным районам, по целевому назначению и категориям защитных лесов, характеристики лесных и нелесных земель лесного фонда, распределение спелых и перестойных насаждений, в которых допускается заготовка древесины по группам крутизны с склонов, сводные таксационные показатели характеристик арендованного участка, изменено распределение покрытых лесом земель, общих и средних запасов насаждений по группам возраста; изменен объем использования лесов по хозяйствам.

В связи с чем ООО «Анатрес» 03.12.2015 обратилось к уполномоченному органу с предложением о внесении изменений в договор аренды в части пункта 2, а также приложений № 1, № 2, № 3, № 6 к нему, с учетом введенных в действие материалов таксации лесов, отказ в котором послужил поводом для обращения в арбитражный суд. В рамках дела № А73-575/2016 заявленные изменения в договор внесены.

ООО «БАСК-Инфо», являясь правопреемником ООО «Антарес» на основании договора о присоединении, 25.04.2021 направило комитету лесные декларации № 29/2388-2021, № 31/2388-2021, № 32/2388-2021, № 33/2388-2021.

В письме от 30.04.2021 № 02-11/6499 уполномоченный орган, ссылаясь на несоответствие лесных деклараций проекту освоения лесов, разработанному в соответствии с договором аренды лесного участка от 30.12.2014 № 2388/2014, а также превышение годового объема изъятия древесины пород «Дуб», «Ясень», «Ильм», отказал в их приеме, что явилось основанием для направления в арбитражный суд настоящего заявления.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых ненормативных актов, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемые ненормативный акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые ненормативный акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми ненормативными актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемых ненормативного акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данные ненормативный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений (часть 8 статьи 29 ЛК РФ).

В части 1 статьи 26 ЛК РФ определено, что лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 88, часть 1 статьи 89 ЛК РФ).

Приказом Минприроды России от 30.07.2020 № 539 (далее – Приказ № 539), действующим в рассматриваемый период, утверждены форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, требования к формату лесной декларации в электронной форме, в силу пункта 2 которого, лесная декларация подается в одном экземпляре не менее чем за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов и может быть продлен в случаях, установленных правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ, установленными в соответствии с частью 9 статьи 29 ЛК РФ.

Пунктом 3 Приказа № 539 установлено, что в лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.

При использовании лесов в целях заготовки древесины лесная декларация может подаваться как на весь допустимый объем древесины, подлежащий изъятию в соответствующем году, установленный договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов, так и на каждую лесосеку, где планируется заготовка древесины согласно проекту освоения лесов.

Приложением № 2 к приказу № 539 утверждена форма лесной декларации.

Пунктом 6 Приказа № 539 предусмотрено, что лесная декларация и приложения к ней подлежат регистрации в день поступления в уполномоченный орган. Уполномоченный орган осуществляет проверку поступившей лесной декларации на соответствие форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим порядком, проекту освоения лесов, достоверности указанных в ней сведений, в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе и не позднее дня, следующего за днем окончания проверки лесной декларации, направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение о приеме лесной декларации или извещение об отказе в приеме лесной декларации.

Согласно пункту 6.1 Приказа № 539 извещение об отказе в приеме лесной декларации направляется в случае выявления несоответствия форме и требованиям к ее содержанию, установленным настоящим порядком, проекту освоения лесов, недостоверности указанных в ней сведений, с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.

Судами установлено, что лесные декларации № 129/2388-2021, № 31/2388-2021, № 32/2388-2021, № 33/2388-2021 поданы обществом в установленный срок, составлены по форме, утвержденной приложением № 2 к Приказу № 539, приложения к лесной декларации заполнены в соответствии с его пунктами 4.1, 4.3, 4.4.

Отказом в приеме данных деклараций явилось несоответствие их проекту освоения лесов, разработанному в соответствии с договором аренды лесного участка от 30.12.2014 № 2388/2014, а также превышение ООО «БАСК-Инфо» в 2021 году годового объема изъятия древесины пород «Дуб», «Ясень», «Ильм».

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что средние таксационные показатели состава насаждений эксплуатационного фонда в таблице 3 приложения № 2 к договору аренды указаны не на ежегодный отпуск древесины, а на всю площадь лесного участка, переданного в аренду на срок действия договора, то есть на площадь 9 103,6 га.

Кроме того, судами отмечено, что предыдущие декларационные периоды комитет оформлял лесные декларации без учета средней формулы, а согласно материалам отвода и таксационным описаниям лесотаксационных выделов. В соответствии с порядком осмотра лесосек (приказ Минприроды России от 27.06.2016 № 367) в 2021 году в результате осмотра участка в целях соблюдения условий договора каких-либо нарушений не выявлено.

Установив, что годовой объем изъятия древесины с разбивкой по породам, в количественном выражении при выборочных рубках, ни договором, ни проектом освоения лесов не предусмотрен, и поскольку задекларированный обществом объем заготовки древесины находится в пределах вырубаемого запаса, не превышает его, и соответствует проекту лесов, суды пришли к выводу об отсутствии у комитета оснований для отказа в принятии лесных деклараций, как следствие, удовлетворили требования заявителя.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически представляют собой ранее сформированную позицию по делу, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов судов, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для итогового разрешения спора по существу, в связи с чем не могут служить основанием для отмены принятых судебных актов.

Так, правомерно признана необоснованной ссылка комитета на необходимость осуществления рубок по древесным породам пропорционально формуле эксплуатационного состава насаждений, определенной как средний показатель для договора в целом, поскольку конкретные выдела, на которых планировалась заготовка, имеют иное таксационное описание и породный состав леса.

Довод уполномоченного органа на то, что обществом в 2021 году уже превышен годовой объем изъятия древесины пород «Дуб», «Ясень», «Ильм», отклонен судом первой инстанции, поскольку установлено, что ООО «БАСК-Инфо» также является и экспортером лесопродукции, полученной с арендованного лесного участка. При этом в 2020 году органом СИТЕС (департаментом Росприродназора по ДФО) были получены разрешения СИТЕС на породы «ясень маньчжурский» в объемах, превышающих расчетный по формулам лесного участка.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судами не допущено.

С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.10.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2022 по делу № А73-9123/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья В.А. Гребенщикова

Судьи М.Ю. Бурлова-Ульянова

С.И. Гребенщиков