АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
31 января 2022 года № Ф03-7564/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
председательствующего судьи Луговой И.М.,
судей: Михайловой А.И., Никитиной Т.Н.,
при участии:
от Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области – ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 09-30/13-22Д;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана – представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области – представитель не явился;
от Акционерного общества «Магаданэлектросеть» – представитель не явился;
от Публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Магаданэнерго» – представитель не явился;
от Муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал» - ФИО2, представитель по доверенности от 14.09.2021 № 44;
от Муниципального унитарного предприятия г. Магадана «Магадантеплосеть» – представитель не явился;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу – представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании путём использования системы веб – конференции кассационные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом города Магадана и Муниципального унитарного предприятия города Магадана «Водоканал»
на решение от 30.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021
по делу № А37-532/2021 Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Магаданской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>), Акционерное общество «Магаданэлектросеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>), Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>,), Муниципальное унитарное предприятие города Магадана «Водоканал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>), Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Магадантеплосеть» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 685000, <...>)
о признании незаконным бездействия и о понуждении совершить действие
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Магаданской области (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Магадана (далее – комитет) о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного имущества:
- участка сети водоотведения от наружной стенки колодца на канализационной сети КК-5805, обслуживаемой МУП г. Магадана «Водоканал» - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: <...>;
- участка сети энергоснабжения КЛ-04 кВ от наконечников электрического кабеля в РУ-0,4 кВ ТП-221 - до ВРУ-2-0,4 кВ административного здания, расположенного по адресу: <...> и от ВРУ-1-0,4 кВ жилого здания, расположенного по адресу: <...> - до ВРУ-2 административного здания, расположенного по адресу: <...>;
- участка сети холодного водоснабжения от фланца задвижки в ТВК-1591 со стороны административного здания, расположенного по адресу: <...> - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: <...>, через ТВК1590;
- участка сети водоотведения от наружной стены административного здания, расположенного по адресу: <...> до канализационного колодца КК-2692 через КК2695;
- участка тепловых сетей от наружной стены тепловой камеры ТВК- 315 - до наружной стены административного здания, расположенного по адресу: <...>, через ТВК-314.
Также заявитель просил обязать комитет обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанные участки инженерно-технических сетей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области, Акционерное общество «Магаданэлектросеть»; Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Магаданэнерго», Муниципальное унитарное предприятие города Магадана «Водоканал», Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана «Магадантеплосеть», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу.
Решением суда от 30.06.2021, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021, требования удовлетворены.
Комитет и МУП г. Магадана «Водоканал», не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, обратились в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационными жалобами, в которых настаивают, что выводы судов о том, что спорные объекты являются бесхозяйными, ошибочны. Считают, что спорные сети являются неотъемлемой частью здания, в связи с чем, не могут быть признаны бесхозяйными.
Комитет явку представителя не обеспечил.
Представитель МУП г. Магадана «Водоканал» посредством участия в онлайн судебном заседании суда округа, поддержал доводы кассационной жалобы.
Учреждение в отзыве и его представитель посредством онлайн участия в судебном заседании суда округа доводы кассационных жалоб отклонили, предлагая судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные.
МУП г. Магадана «Магадантеплосеть» в отзыве доводы кассационной жалобы комитета поддержало.
Иные лица отзывы на кассационные жалобы не представили, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационных жалоб к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационных жалоб в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Из материалов дела судами установлено, что учреждению на праве оперативного управления принадлежат объекты недвижимого имущества: административное здание с кадастровым номером 49:09:030109:66, площадью 1086,0 кв. м, расположенное по адресу <...>; административное здание с кадастровым номером 49:09:000000:76, площадью 793,5 кв. м, расположенное по адресу <...>.
Водоснабжение, водоотведение, электро- и теплоснабжение помещений осуществляют МУП города Магадана «Водоканал», АО «Магаданэлектосеть», ПАО энергетики и электрификации «Магаданэнерго» в соответствии с заключенными государственными контрактами.
Согласно информации, предоставленной от ресурсоснабжающих организаций на запрос фонда, участки указанных сетей на балансах указанных организаций не состоят.
Кроме того, по информации комитета, участки спорных сетей холодного водоснабжения, тепловой сети, сети водоотведения, электрической сети в реестре муниципального имущества муниципального образования «город Магадан» как и в реестре федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Магаданской области не учитываются.
На балансе Департамента строительства, архитектуры, технического и экологического контроля мэрии города Магадана участки инженерно-технических сетей отсутствуют.
По сведениям областного государственного бюджетного учреждения «Магаданское областное управление технической инвентаризации и кадастровой оценки» акт ввода в эксплуатацию объектов инженерных сетей, а также иная техническая документация на инженерно-технические сети, в архиве отсутствует.
Кадастровым инженером подготовлены технические планы от 22.06.2020 наружных сетей инженерно-технического обеспечения с целью постановки на кадастровый учет бесхозяйных объектов недвижимости.
Учреждение обратилось к комитету с заявлением о постановке на учет, как бесхозяйного имущества, участков инженерно-технических сетей, рассмотрев которое, комитет письмом от 18.01.2021 № 03/144 отказал их в принятии на учет в связи с отсутствием правовых оснований для проведения процедуры признания муниципальной собственности на указанные объекты.
Полагая, что бездействие органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы, учреждение обратилось с заявлением в арбитражный суд, который на основании исследования имеющихся в деле доказательств установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Суд округа соглашается с судами, которые в рассматриваемом случае приняли во внимание следующее.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 16.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Согласно пунктам 4.2) и 4.3) части 1. статьи 17 Закона №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении»; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых, в соответствии с пунктом 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов.
Приведенные положения действующего законодательства позволили судам прийти к обоснованным выводам о том, что только орган местного самоуправления, как орган, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения вопросов электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства.
В рассматриваемом случае суды установили, что в соответствии с договором купли-продажи от 04.02.2002 заявитель приобрел недвижимое имущество, представляющее собой отдельно стоящее трехэтажное здание с цокольным этажом, расположенное в <...>, общей площадью 813,9 кв. м. Вместе с тем, ни в договоре купли-продажи от 04.02.2002, ни в техническом паспорте, ни в отчете об оценке в составе приобретаемого административного здания отсутствует информация о наличии инженерно-технических сетей и об их передаче при приобретении заявителем указанного здания.
Также согласно договору купли-продажи от 26.12.1997, учреждение приобрёло нежилое строение, именуемое «здание Угловой вставки по объекту «Жилой дом с угловой вставкой» по ул. Якутской, 52» (шифр 2089 МГП, ТМ-1-2), площадью 1093,6 кв. м.; здание оснащено пожарно- охранной сигнализацией, инженерными коммуникациями: тепловодоснабжением, канализацией, энергоснабжением. Из документов по административному зданию по ул. Якутская, 52, следует, что его строительство осуществлялось в рамках объекта «Жилой дом со вставкой по ул. Якутской», шифр 2089 (жилой дом на 30 квартир по ул. Якутской, 54).
Согласно Решению Исполкома Магаданского городского Совета народных депутатов от 27.03.1987 № 397 «О согласовании земельного участка управлению капитального строительства горисполкома для проектирования жилого дома и жилой вставки по улице Якутской», на предоставленном участке уже имелись инженерные сети теплоснабжения и канализации, к которым производилось подключение, в связи с чем, факт того, что спорные сети строились специально для административного здания по ул. Якутской, 52 не подтвержден.
Из представленных учреждением в материалы дела дополнительных документов (выкопировка 1964, ул. Горького, 20) и увеличенных фотоснимков к ТВК - 315 (Горького, 20), и к КК-5805 (ул. Якутская, 52), суды усмотрели, что к спорным сетям подключены и иные потребители.
При таких обстоятельствах, оснований для признания спорных участков сетей обеспечивающими только объекты учреждения, у судов не имелось.
В этой связи выводы судов о том, что в рассматриваемом случае спорные сети, собственник которых не установлен, относятся к юрисдикции органа местного самоуправления и поэтому не принятие комитетом всех требуемых в силу закона мер, является незаконным бездействием, нарушающим права учреждения, обоснованны, соответствуют материалам дела. В связи с чем, требования учреждения удовлетворены правомерно.
Поскольку судами двух инстанций правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационные жалобы - удовлетворению, а судебные акты - отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 104,286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 30.06.2021, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2021 по делу № А37-532/2021 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию города Магадана «Водоканал» из федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 руб., излишне уплаченную по платёжному поручению от 20.12.2021 № 6039.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья И.М. Луговая
Судьи А.И. Михайлова
Т.Н. Никитина