ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-830/2018 от 22.03.2018 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

улица Пушкина, дом 45, Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

марта 2018 года                                                                        № Ф03-830/2018

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2018 года .

Полный текст постановления изготовлен марта 2018 года .

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

Председательствующего судьи: М.А. Басос

Судей: И.М. Луговой, А.И. Михайловой

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Дальнее»: ФИО1, представитель по доверенности от 05.02.2018;

от Государственной жилищной инспекции Сахалинской области: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Сахалинской области

на решение от 13.09.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017

по делу №  А59-2860/2017

Арбитражного суда Сахалинской области

дело рассматривали: в суде первой инстанции судья С.А. Кисилев; в апелляционном суде судьи: А.В. Гончарова, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк

по заявлениюобщества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Дальнее» (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 693012, <...>)

кГосударственной жилищной инспекции Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН  <***>, место нахождения: 693000, <...>)

опризнании незаконным предписания

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилищно-коммунальное хозяйство Дальнее» (далее – управляющая организация, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Сахалинской области (далее –жилищная инспекция) от 06.06.2017 № 44 О/С об устранении выявленных нарушений в результате проверки лицензионных требований.

Решением суда от 13.09.2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017, заявленные требования удовлетворены.

Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе жилищной инспекции, полагающей, что решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит их отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы приведены доводы о том, что поскольку общество не заключило договор с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении  коммунальной услуги «отопление», следовательно, не является исполнителем данной услуги и не вправе требовать от потребителей ее оплаты; полагает, что договоры энергоснабжения, заключенные с ОАО «Сахалинэнерго», не могут являться основанием для начисления платы за коммунальную услугу «отопление», так как были заключены с целью приобретения коммунального ресурса «электроэнергия»; считает, что начисление платы путем распределения разницы между общедомовыми и индивидуальными приборами учета пропорционально площади жилых помещений недопустимо, размер платы за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества за январь-апрель 2017 года должен быть неизменным (одинаковым).

Государственная жилищная инспекция Сахалинской области, извещенная надлежащим образом о начале судебного процесса с ее участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.

Представитель общества в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в ранее направленном отзыве на кассационную жалобу, просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы жилищной инспекции отказать.

Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителя общества, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.

Как установлено судебными инстанциями, общество владеет бессрочной лицензией от 30.04.2015 № 000082 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

На основании договора управления многоквартирным домом от 05.08.2016 общество является управляющей организацией в отношении многоквартирного дома № 10А, расположенного по улице Большая Полянка села Дальнее города Южно-Сахалинска.

В связи с поступившим обращением по вопросу законности начисления платы на обогрев мест общего пользования с октября 2016 года по апрель 2017 года по указанному многоквартирному дому, жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка общества на предмет соблюдения им обязательных требований в сфере лицензионного законодательства.

По результатам контрольных мероприятий инспекцией установлено, что обществом в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в период ноябрь-декабрь 2016 года с жильцов многоквартирного жилого дома производилось взимание платы за коммунальную услугу «отопление».

В акте проверки от 06.06.2017 № 1075 жилищная инспекция зафиксировала тот факт, что общество не является исполнителем коммунальной услуги «отопление»; договор между обществом и ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальной услуги «отопление» не заключен; коммунальная услуга «отопление» в многоквартирном доме осуществляется путем поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан; возврат денежных средств по необоснованно начисленным платежам за данный период потребителям указанного дома не производился.

Также, по выводу жилищной инспекции, в нарушение части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) обществом за период январь-апрель 2017 года производилось начисление платы за электроэнергию, используемую в целях содержания общего имущества, путем распределения разницы между ОДПУ и ИПУ пропорционально площади жилых помещений.

Усмотрев при названных обстоятельствах нарушение лицензионных требований в сфере жилищного законодательства, инспекция выдала обществу предписание от 06.06.2017 № 44 О/С, которым возложила на управляющую организацию в срок до 15 июля 2017 года произвести возврат денежных средств по необоснованно начисленным платежам за коммунальную услугу «отопление» за период октябрь-декабрь 2016 года (пункт 1); произвести перерасчет платы за период январь-апрель 2017 года за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, используемой в целях содержания общего имущества, исходя из площади помещений, относящихся к общему имуществу, согласно технической документации по многоквартирному дому (пункт 2); привести начисление платы за электрическую энергию, используемую в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в соответствие с требованиями ЖК РФ (пункт 2).

Удовлетворяя заявленные управляющей организацией требования о признании незаконным предписания жилищной инспекции, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд, обоснованно исходили из следующего.

Учитывая положения части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 2 части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктов 2, 3, 13 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110, суды пришли к верным выводам относительно того, что в отношении общества, как субъекта управления многоквартирным домом, был осуществлен лицензионный контроль в форме внеплановой выездной проверки, целью которого являлась проверка соблюдения им лицензионных (обязательных) требований к содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, полномочием на осуществление которого обладает жилищная инспекция.

Проверяя оспариваемое предписание жилищной инспекции на соответствие закону и иным нормативным правовым актам, суды правомерно руководствовались нижеследующими предписаниями действующего законодательства.

По смыслу части 1 статьи 1 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

В соответствии с частью 3 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ в редакции, действующей до 1 января 2017 года, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включала в себя:

- плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

- взнос на капитальный ремонт;

- плату за коммунальные услуги.

С 1 января 2017 года в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ в состав платы за содержание жилого помещения включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Подпунктом в) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях.

Пунктом 2 Правил № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, урегулированы Правилами № 354.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 354 одним из видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, является отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к названным Правилам.

При рассмотрении настоящего спора суды обоснованно учли особенности отопления мест общего пользования в многоквартирном жилом доме № 10-а по улице Большая полянка города Южно-Сахалинска.

 Суды установили, что в указанном многоквартирном жилом доме теплоснабжение квартир и горячее водоснабжение осуществляется от индивидуальных теплогенераторов, работающих на газе, установленных на кухне каждой квартиры, а для отопления лестничных клеток (мест общего пользования) используются  электрические конвекторы.

В целях обеспечения работы электрических конвекторов на лестничных клетках жилого дома управляющей организацией с ОАО «Сахалинэнерго» (ПАО «Сахалинэнерго») заключены договоры энергоснабжения от 02.04.2015 № 112674, от 24.03.2017 № 112674 по приобретению коммунального ресурса в виде электрической энергии, что соответствует пункту 13 Правил № 354, согласно которому предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Таким образом, общество как управляющая организация и исполнитель коммунальной услуги, заключило с ресурсоснабжающей организацией договоры о приобретении коммунального ресурса в виде электрической энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению лестничных клеток (мест общего пользования) многоквартирного жилого дома. 

Пунктом 54 Правил № 354 установлен порядок определения объема (количества) тепловой энергии, использованной на цели отопления в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.

Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

При определении размера платы потребителя за коммунальную услугу по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения) объем использованного при производстве коммунального ресурса распределяется между всеми жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме пропорционально размеру общей площади принадлежащего (находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Судами установлено, что общество в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и поддержания в местах общего пользования надлежащей температуры воздуха осуществляло самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем, плата за коммунальную услугу «отопление» (октябрь-декабрь 2016 года) правомерно исчислялась им в соответствии с формулой 18 приложения № 2 к Правилам № 354.

При этом судебными инстанциями обоснованно учтено, что жилищной инспекцией не представлены доказательства неправомерного исчисления обществом размера платы за коммунальную услугу, а также расчета объема коммунального ресурса (электрической энергии), использованного за соответствующий период (январь-апрель 2017 года) при производстве коммунальной услуги по отоплению с применением оборудования (электрических конвекторов), входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая изложенное, судебной коллегией отклоняются доводы кассационной жалобы. Позиция жилищной инспекции с точки зрения соответствия действующему законодательству получила надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций. Иная оценка подателем жалобы обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.09.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2017 по делу № А59-2860/2017 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья                               М.А. Басос                    

Судьи                                                                          И.М. Луговая         

                                                                                         А.И. Михайлова