ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф03-870/2022 от 17.03.2022 АС Дальневосточного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Хабаровск

23 марта 2022 года № Ф03-870/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2022 года.

Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:

председательствующего судьи Никитиной Т.Н.

судей Михайловой А.И., Филимоновой Е.П.

при участии:

от открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: Фадеева М.В., представитель по доверенности от 01.12.2021 № ДКРС- 533/Д;

от Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: представитель не явился;

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021

по делу № А59-855/2021 Арбитражного суда Сахалинской области

по заявлению открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)

к Сахалинскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН 1026500534268, ИНН 6501026709, адрес: 693020, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, д. 32)

о признании незаконными предписаний

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконными предписаний Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Сахалинское управление Ростехнадзора, управление) от 28.12.2020 № П-380-276-о/1, № П-380-274-о/1, № П-380-277-о/1 об устранении нарушений при реконструкции объектов капитального строительства.

Решением суда от 15.09.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой инстанции, и представленным доказательствам, просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Заявитель кассационной жалобы настаивает, что в соответствии с действующим законодательством на момент проверки спорные объекты не относились к особо опасным, технически сложным объектам, в связи с чем в отношении них авторский надзор осуществляется только на добровольной основе. Считает, что изменения, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 № 312-ФЗ в абзац 7 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) автоматически отменяют требования проектной документации о проведении авторского надзора.

Сахалинское управление Ростехнадзора, извещенное в надлежащем порядке о времени и местерассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.

В представленном отзыве считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ОАО «РЖД», проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, Арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Из материалов дела следует, что в период с 01.12.2020 по 28.12.2020 Сахалинским управлением Ростехнадзора в отношении общества проведены внеплановые выездные проверки по вопросу соответствия градостроительному законодательству и требованиям проектной документации выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе реконструкции объектов капитального строительства «Реконструкция моста на 57 км ПК 8 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги», «Реконструкция моста на 40 км ПК 2 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги», «Реконструкция моста на 61 км ПК 4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги».

Как установлено в ходе проверки при реконструкции названных объектов ОАО «РЖД» не обеспечило осуществление авторского надзора в 2020 году, необходимость и обязательность осуществления которого указана в проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (проекты 8-11838/1-НМ-ПОС, 8-11835/1-НМ-ПОС, 8-11850-СНМ-ПОС).

Результаты проверки отражены в актах от 28.12.2020 № А-380-274-о, № А-380-276-о, № А-380-277-о.

Обществу выданы предписания от 28.12.2020 № П-380-276-о/1, № П-380-274-о/1, № П-380-277-о/1, в соответствии с которыми предложено в срок до 01.02.2021 устранить выявленные нарушения при реконструкции объектов капитального строительства.

Не согласившись с данными предписаниями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными, которое было удовлетворено.

Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, отменяя решение суда первой инстанции, в спорной ситуации пришел к противоположным выводам, признал законным оспариваемые предписания управления и отменил решение суда первой инстанции, отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 17-ФЗ) инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры являются тоннели длиной более 500 метров, мостовые переходы с опорами высотой от 50 до 100 метров, железнодорожные вокзалы расчетной вместимостью свыше 900 пассажиров, сортировочные горки с объемом переработки более 3500 вагонов в сутки, а также объекты инфраструктуры, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам (пункт 1.1 статьи 2 Закона № 17-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 312-ФЗ), к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

В соответствии с частью 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.

В соответствии с частью 8 статьи 53 ГрК РФ порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы права постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – Положение № 468).

Согласно пункту 3 названного Положения строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 установлено, что привлечение для авторского надзора за строительством объекта лица, осуществившего подготовку проектной документации, либо иного лица, обладающего соответствующими квалификационными требованиями в области подготовки проектной документации, является одной из базовой функцией застройщика на период строительства.

В силу пункта 5.6 СП 48.13330.2019 участники строительства своими организационно-распорядительными документами (приказами) назначают персонально ответственных за строительство должностных лиц, а именно лицо, осуществившее подготовку проектной документации (проектная организация), - ответственного представителя авторского надзора в случаях, когда авторский надзор выполняется в соответствии с настоящим сводом правил (с указанием идентификационного номера в национальном реестре специалистов в области архитектурно-строительного проектирования).

На основании пункта 9.2 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (проектная организация), осуществляет авторский надзор согласно СП 246.1325800, а также участвует в освидетельствовании работ и подписании соответствующих актов. При строительстве опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также при приспособлении объекта культурного наследия для современного использования согласно СП 246.1325800, осуществляется обязательный авторский надзор проектной организации. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (технического заказчика). Порядок осуществления и функции авторского надзора устанавливаются СП 246.1325800.

Застройщик (технический заказчик) в составе строительного контроля выполняет организацию работ по внесению изменений и корректировок проектной документации, необходимость которых возникла в процессе строительства, организация работ по повторному утверждению откорректированной проектной документации в установленном порядке (пункт 9.5 СП 48.13330.2019).

СП 246.1325800 распространяется на комплекс работ по организации и осуществлению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом зданий и сооружений.

Пунктом 4.1 СП 246.1325800 установлено, что авторский надзор является частью строительного контроля, который проводится лицом, осуществившим подготовку проектной и, на ее основе, рабочей документации.

Заказчик (застройщик, технический заказчик) с согласия разработчика проектной документации вправе привлекать к авторскому надзору лицо, осуществившее подготовку рабочей документации.

В силу пункта 4.2 СП 246.1325800 авторский надзор осуществляется в целях обеспечения соответствия технических решений и технико-экономических показателей введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства решениям и показателям, предусмотренным в утвержденной проектной документации.

По правилам пункта 4.7 СП 246.1325800 авторский надзор, выполняемый проектной организацией, осуществляется во взаимодействии со специалистами, осуществляющими строительный контроль в соответствии с пунктом 3 Положения № 468.

Авторский надзор осуществляется на основании договора (контракта) заключенного между застройщиком, заказчиком, техническим заказчиком и проектировщиком, или организационно-распорядительного документа в случае, если проектировщиком является одно из структурных подразделений заказчика или подрядчика (пункт 6.1 СП 246.1325800).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на основании выданных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разрешений на строительство от 22.06.2018 № 65-02-1431-2018МС, № 65-02-1432-2018МС, от 26.06.2018 № 65-01-1436-2018МС ОАО «РЖД» является застройщиком объектов капитального строительства «Реконструкция моста на 57 км ПК 8 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги», «Реконструкция моста на 40 км ПК 2 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги», «Реконструкция моста на 61 км ПК 4 линии Корсаков-Арсентьевка Дальневосточной железной дороги».

Согласно проектной документации на указанные объекты капитального строительства, разработанной ХПИИ «Дальжелдорпроект» - филиал ОАО «Росжелдорпроект» и прошедшей государственную экспертизу, высокое качество работ и надежность сооружений обеспечиваются строительными организациями путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер, эффективного контроля на всех стадиях строительства. Контроль и приемка работ должны вестись техническим персоналом строительной организации систематически и выполняться представителями авторского надзора и заказчика с привлечением представителя строящей организации.

При указанных обстоятельствах, установив, что обязательность и необходимость авторского надзора предусмотрена требованиями проектной документации по строительству спорных объектов капитального строительства, в которую какие-либо изменения относительно данного сопровождения не вносились, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод общества о том, что авторский надзор не является обязательным.

Делая данный вывод, суд апелляционной инстанции также учитывал, что по правилам пункта 4.4 СП 246.1325800 авторский надзор за строительством зданий и сооружений осуществляется, как правило, на протяжении всего периода строительства и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Как следует из материалов дела, лицо, осуществлявшее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по реконструкции спорных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляло авторский надзор за их проведением в 2018, в 2019, в 2021 годах.

В этой связи отсутствие договоров за 2020 год на оказание услуг по осуществлению авторского надзора, заключенных в отношении спорных объектов капитального строительства, свидетельствует о нарушении обществом требований проектной документации при реконструкции объектов капитального строительства.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые предписания вынесены уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В целом доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что требования проектной документации в части проведения авторского надзора не обязательны для исполнения, отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании норм права, поскольку реконструкция объектов капитального строительства регулируется ГрК РФ, положениями которого предусмотрено, что работы на объектах должны осуществляться в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы.

Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных сторонами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы. Поскольку при обращении с кассационной жалобой ОАО «РЖД» не уплатило государственную пошлину, она подлежит взысканию в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 110,284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2021 по делу № А59-855/2021 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 500 рублей.

Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья Т.Н. Никитина

Судьи А.И. Михайлова

Е.П. Филимонова