АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июля 2020 года № Ф03-883/2020
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2020 года .
Полный текст постановления изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Черняк Л.М.
судей Никитиной Т.Н., Филимоновой Е.П.
при участии:
от Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения: ФИО1, представитель по доверенности от 15.01.2020;
от Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа: представитель не явился;
от муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М»: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме онлайн, кассационную жалобу Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения
на решение от 28.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020
по делу № А24-5313/2019 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Управления образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: ул. Ленинская, д. 14, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683000)
к Контрольно-счетной палате Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: просп. Карла Маркса, д. 29/1, оф. 404, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683031)
третье лицо: муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: просп. Циолковского, д. 9, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683049)
о признании недействительным предписания
установил: Управление образования администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее - заявитель, управление образования администрации городского округа, управление) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - заинтересованное лицо, КСП ПКГО, контрольный орган) от 06.06.2019 № 6.
Определением суда от 21.08.2019 в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» (далее - МУП «Лотос-М», третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 28.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 АПК РФ, по кассационной жалобе управления полагающего, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции приняты с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем заявитель просит их отменить инаправить дело на новое рассмотрение.
В обоснование кассационной жалобы управлением приведены доводы о том, что судами не исследованы представленные в дело доказательства; на неприменение нормативного правового акта администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – постановления от 13.10.2017 № 2553, регулирующего Порядок предоставления из бюджета субсидий специализированной службе, который не предусматривает истребование такого документа, как счет-заказ.
Управление считает, что в рассматриваемом случае оно не уполномочено на осуществление контроля за соблюдением специализированной службой по вопросам похоронного дела требований к качеству предоставляемых услуг.
Считает вывод судов о том, что из представленных счетов на оплату и актов невозможно установить полноту предоставления гарантированного перечня услуг МУП «Лотос-М», сделанным без учета положений муниципального нормативного правового акта, которым регулируются отношения по предоставлению субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению, поскольку Порядком не предусматривается обязанность управления проверять полноту предоставления гарантированного перечня.
Также полагает, что неправомерно требовать полного возврата выплаченной субсидии в размере 7 032 861 рубль 97 копеек, а не разницы между выплаченной субсидией и фактически (согласно акту проверки № 01-06/02-3.1) предоставленными услугами по гарантированному перечню, которая составляет 1 700 780 рублей 97 копеек.
Контрольно-счетная палата доводы апелляционной жалобы отклонила, полагая, что оспариваемые акты являются законными и обоснованными, не подлежащими отмене или изменению.
Муниципальное унитарное предприятие Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М» поддержало доводы жалобы, представив мотивированное мнение.
Контрольный орган и третье лицо, извещенные надлежащим образом о начале судебного процесса с их участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав представителя управления, а также проверив правильность применения судами норм материального права и соблюдение процессуального законодательства, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой проведена проверка целевого и результативного (законного и эффективного) использования средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа, выделенных в виде субсидий специализированной службы по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению в 2017-2018 годах.
В ходе проверки установлено следующее:
1) предоставление получателем субсидии - МУП «Лотос» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) в период 2017-2018 годы неполного перечня гарантированных услуг по погребению;
2) МУП «Лотос-М» предоставлял услуги супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) по гарантированному перечню услуг по погребению в нарушение постановления администрации городского округа от 24.10.2018 № 2129 «О требованиях к качеству гарантированных услуг по погребению в Петропавловск-Камчатском городском округе»;
3) в нарушение статьи 3 Федерального закона 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о похоронном деле) МУП «Лотос-М» возмещены недополученные доходы в связи с организацией погребения, согласно справке, оформленной на живого человека.
Результаты проверки отражены в акте от 18.03.2019 № 01-06/02-3.1.
Установленные в ходе проверки обстоятельства также нашли свое отражение в отчете аудитора КСП ПКГО от 31.05.2019 о результатах контрольного мероприятия.
06.06.2019 контрольным органом управлению выдано предписание № 6, в соответствии с которым предложено в срок до 01.12.2019 возместить в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа неправомерно предоставленную субсидию специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению в размере 8 009 2009,87 рубля.
Не согласившись с вынесенным предписанием управление обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд, который в удовлетворении требования отказал.
Пятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по правилам главы 34 АПК РФ, согласился с выводами суда первой инстанции, в связи с чем отказал в удовлетворении апелляционной жалобы и оставил решение суда первой инстанции в силе.
При этом суды обоснованно исходили из положений статей 25, 9 Закона о похоронном деле, предусматривающих организацию похоронного дела органами местного самоуправления, которые создают специализированные службы, оказывающие на безвозмездной основе обязательный перечень услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Также в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о похоронном деле в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, предусмотрена выплата социального пособия на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 рассматриваемого Закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации.
Таким образом законодатель предусмотрел две формы оказания помощи, связанные с погребением умершего: предоставление гарантированного перечня услуг либо выплата социального пособия.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о похоронном деле, пункту 2 статьи 2 решения Городской Думы городского округа от 28.12.2017 № 24-нд «О порядке организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» качество услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24.10.2018 № 2129 утверждены Требования к качеству гарантированных услуг по погребению в Петропавловск-Камчатском городском округе (далее - Постановление № 2129).
Судами установлено, что в Петропавловск-Камчатском городском округе предоставление субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению осуществлялось в период 2017-2018 годы в соответствии с порядком, установленным постановлениями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 12.01.2015 № 16, от 13.10.2017 № 2553 «О порядке предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению» (далее – Порядок № 2553).
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 16, пунктом 1.4 Порядка № 2553, субсидия предоставляется при осуществлении получателем субсидии погребения лица, супруг, близкий родственник, иной родственник, законный представитель которого или иное лицо, взявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользовалось правом на оказание на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению.
Согласно пункту 5 Порядка, утвержденного постановлением администрации № 16, пункту 1.5 Порядка № 2553, размер субсидии определяется как разница между установленной Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа стоимостью услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой и суммой подлежащей возмещению, предусмотренной Законом о похоронном деле.
Стоимость таких услуг в городском округе утверждена постановлением администрации городского округа от 19.09.2019 № 1812 (на 2017 год), от 20.10.2017 № 2624 (на 2018 год) «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела муниципального унитарного предприятия Петропавловск-Камчатского городского округа «Лотос-М», которая составила:
- в 2017 году - 24 632,0 руб., при этом за счет средств городского округа специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается: в январе 2017 года - 16 188,35 руб.; с февраля по декабрь 2017 года - 15 732,40 руб.;
- в 2018 году - 28 389,0 руб., при этом за счет средств городского округа специализированной службе по вопросам похоронного дела возмещается: в январе 2018 года - 19 489,4 руб.; с февраля по декабрь 2018 года - 19 266,91 руб.
Из пункта 1.1 указанных постановлений администрации следует, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП «Лотос-М» супругу, родственнику, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, которому гарантируется на безвозмездной основе оказание услуг в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, определена в приложении № 1 к названным постановлениям.
Согласно пункту 7 Постановления № 2129 при оказании супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего) гарантированного перечня услуг по погребению не допускается отказ специализированной службы по вопросам похоронного дела от предоставления отдельных услуг, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4 Требований, в связи с отсутствием у специализированной службы по вопросам похоронного дела необходимых средств, а также по другим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 Постановления № 2129 супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего (погибшего), гарантируется оказание на безвозмездной основе специализированной службой по вопросам похоронного дела следующего перечня услуг по погребению:
- оформление документов, необходимых для погребения;
- предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
- перевозка тела (останков) умершего (погибшего) на кладбище;
- погребение.
Статьей 8 Закона о похоронном деле определено, что погребение представляет собой обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
В силу части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (подпункта 1); обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (подпункт 10).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (подпункт 5 пункта 3 статьи 78 БК РФ).
Нецелевое использование бюджетных средств согласно пункта 1 статьи 306.4 БК РФ это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 2 постановления администрации № 16, пункту 1.2 Порядка № 2553 субсидия предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, носит целевой характер и не может быть израсходована на цели, не предусмотренные настоящим порядком.
В силу вышеизложенного спорная субсидия может быть предоставлена специализированной службе по вопросам похоронного дела, если указанная служба оказала услуги по погребению супругу, близкому родственнику иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, воспользовавшись правом на оказание услуг на безвозмездной основе в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению. При этом, размер и качество гарантированного перечня услуг по погребению не может быть изменен. При несогласии с предусмотренным перечнем услуг супруга, близкого родственника умершего, иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, Закон о погребении предусматривает другую форму социальной помощи – получение социального пособия на погребение.
Судами установлено, а управлением не оспаривается, что получатель субсидии предоставлял документы на возмещение расходов (субсидии) без учета установленного гарантированного перечня услуг по погребению, в силу чего выводов судов о правомерности предписания по устранению нецелевого использования бюджетных средств, являются правомерными.
Довод кассационной жалобы о том, что Порядок предоставления из бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа субсидий специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению не устанавливает обязанности управления проверять полноту предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, был заявлен в апелляционной жалобе, рассмотрен судом апелляционной инстанции, правомерно и обоснованно им отклонен со ссылкой на обязанность главного распорядителя средств городского бюджета, которым является управление в силу п. 7 постановления администрации № 16, п. 1.6 Порядка № 2553, осуществить контроль за соблюдением получателем условий предоставления субсидии, а также на положения ч. 1 ст. 158 БК РФ, в соответствии с которыми управление
- обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (п. 1 ч. 1 ст. 158 БК РФ);
- обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении (п. 10 ч. 1 ст. 158 БК РФ).
При этом постановление администрации № 16 и Порядок № 2553 в части осуществления контроля главным распорядителем за целевым и эффективным использованием бюджетных средств соответствуют требованиям, установленным Бюджетным кодексом.
Факты оказания МУП «Лотос-М» услуги на живого гражданина; не в полном объеме, предусмотренном гарантированным перечнем услуг по погребению, а также предоставление платных услуг, не входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, с учетом предоставления субсидии на возмещение данных расходов в полном объеме, подтверждены представленными в дело доказательствами и установлены судами.
Также обоснованно со ссылкой на положения статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) отклонен судом апелляционной инстанции довод управления об отсутствии у получателя субсидии (МУП «Лотос-М») обязанности по оформлению счетов-заказов, поскольку каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
МУП «Лотос-М» как специализированная служба по вопросам похоронного дела оформляет первичным учетным документом (счет-заказ на ритуальные услуги и мемориальные услуги) факт хозяйственной жизни (предоставление услуг по погребению) предусмотренным межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014 «Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.07.2014 № 551).
Таким образом, получатель субсидии (МУП «Лотос-М») при обращении за получением субсидии должен подтверждать первичными документами оказанные услуги, а управление образования как главный распорядитель бюджетных средств при осуществлении предварительного контроля обязано затребовать у МУП «Лотос-М» первичные документы с указанием наименования, количества и стоимости конкретных товаров, работ, услуг, связанных с погребением умершего.
В ходе проверки уполномоченным органом установлено, что управлением в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ и пункта 4.1 Порядка № 2553 не обеспечена результативность использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, что выразилось в неправомерном предоставлении субсидии специализированной службе по вопросам похоронного дела в целях возмещения недополученных доходов в связи с организацией погребения умершего и оказания услуг по погребению в размере 8 009 209,87 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения представления о необходимости возврата данной суммы в бюджет городского округа.
Довод управления об отсутствии обязанности возвратить сумму субсидии в полном объеме, а не сумму в части фактически выявленного нарушения не соответствует положениям пунктов 2, 18 постановления администрации № 16, пунктов 2.17, 4.2 Порядка № 2553, пункта 1 статьи 78.1, абзацев второго и четвертого (порядок определения объема и условия предоставления субсидий на иные цели из местных бюджетов устанавливаются органами местного самоуправления) пункта 1 статьи 78.1, пункта 3 статьи 69.2 БК РФ.
Заявителем жалобы не учтено, что положения Бюджетного кодекса предусматривают, что финансовое обеспечение расходов муниципальной специализированной организации осуществляется путем предоставления субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания либо субсидии на иные цели, а источником финансового обеспечения операций в рамках исполнения местного бюджета является межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету.
Также суды обоснованно посчитали сумму к возврату в бюджет обоснованной в силу отсутствия доказательства оказания социальной услуги специализированной организацией в соответствии с гарантированным перечнем.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
По существу доводы жалобы выражают несогласие с выводами судов ввиду иного толкования заявителем положений закона, в связи с чем не могут служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.10.2019, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2020 по делу № А24-5313/2019 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Принятые определением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.02.2020 № Ф03-883/2020 обеспечительные меры отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Л.М. Черняк
Судьи Т.Н. Никитина
Е.П. Филимонова