ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-1138/2009 от 03.03.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 марта 2009 года

Дело №Ф04-1138/2009(1314-А67-43)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.И. Новоселова

судей О.И. Антипиной

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Томская нефтегазовая компания» на решение от 24.09.2008 Арбитражного суда Томской области (судья А.В. Шилов) и постановление от 20.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: М.Х. Музыкантова, Л.И. Жданова, Н.А. Усанина) по делу № А67-3289/2008 по заявлению открытого акционерного общества «Томская нефтегазовая компания» к Департаменту предпринимательства и реального сектора экономики о признании недействительным решения в виде ответа,

установил:

открытое акционерное общество «Томская нефтегазовая компания» (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительным решения Департамента предпринимательства и реального сектора экономики Томской области (далее по тексту –Департамент), изложенное в ответе № АТ-05-920 от 23.06.2008 об отказе в предоставлении лесных участков в аренду, и обязать Департамент заключить договор аренды лесных участков площадью –0,78 га с кадастровыми номерами: 70:06:0100026:6472, площадью 0,03 га и с кадастровым номером 70:06:01000027:3999 площадью 0,75 га, необходимых для эксплуатации линейного объекта (трубопровода) «Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Вернее-Салатского месторождения».

Заявленные требования мотивированы тем, что к заявлению Общества от 09.04.2008 за № 188, направленному в Департамент о предоставлении в аренду лесных участков с кадастровыми номерами 70:06:0100026:6472, площадью 0,03 га и с кадастровым номером 70:06:01000027:3999 площадью 0,75 га были приложены все необходимые документы в обоснование своих прав на лесные участка, которые заверены надлежащим образом.

Заявитель указывает, что ранее у Департамента не возникало вопросов о местоположении, площади и отношения испрашиваемых земельных участков к линейному объекту (трубопроводу) «Внутрипромысловый нефтепровод ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Вернее-Салатского месторождения» и к предоставленным правоустанавливающим документам и выносились положительные решения по аналогичным документам, заверенным таким же образом.

При этом заявитель указывает, что письмом от 23.04.2008 исх. № АТ-05-554 Департамент дополнительно запросил документы, не предусмотренные Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324 (далее по тексту - Правила), на что Общество ответило отказом.

Решением от 24.09.2008 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 20.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда от заявленные Обществом требования удовлетворены частично.

Ответ Департамента № АТ-05-920 от 23.06.2008 г. признан недействительным в части нарушений, указанных в п.п. 1 абз. 2, п.п. 3 абз. 2, п.п. 4 абз. 2 (за исключением незаверенных копий кадастровых планов земельных участков), абз. 3. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.

При этом заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

По мнению заявителя, предоставление кадастровых планов земельных участков при подаче заявления о предоставлении лесных участков в аренду не предусмотрено Правилами и предоставление дополнительных документов - это право заявителя, а не обязанность. Не может быть основанием для отказа в предоставлении в аренду лесных участков приложение дополнительных документов.

При этом заявитель указывает, что при нарушении подпункта «а» пункта 14 Правил Департамент должен был вынести решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвратить заявителю с обоснованием причин отказа в соответствии с требованием пункта 16 Правил.

Отзыв на кассационную жалобу Департаментом до начала судебного заседания не представлен.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и заявленных требований, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Арбитражным судом установлено и из материалов дела следует, что Общество зарегистрировано 28.08.2002 в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам г. Томску за ОГРН <***>.

Общество осуществляет разведку и добычу нефти в пределах Западно-Ключевского участка недр в соответствии с лицензией ТОМ 12338 НЗ.

Участки недр, предоставленные Обществу, расположены в Каргасокском районе Томской области.

При осуществлении разработки месторождения полезных ископаемых Общество осуществило строительство линейного объекта (трубопровода) - «Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхнее-Салаткого месторождения», протяженностью 54 350 погонных метров.

Общество ввело данный объект в эксплуатацию и зарегистрировало право собственности на внутрипромысловый нефтепровод, назначение: нефтяные газовые сооружения, о чем свидетельствует запись регистрации за № 70-70-08/112/2006-813 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.11.2006.

Общество 05.03.2008 направило в Департамент заявки для заключения договоров аренды лесных участков на участки, занятые наземными объектами линейного объекта (трубопровода) для его эксплуатации.

Письмом Департамента от 07.04.2008 за № АТ-05-432 Обществу было отказано в предоставлении лесных участков в аренду и предложено предоставить материалы об установлении границ охранных зон трубопровода с целью обеспечения установления сервитута, позволяющего использовать участок для работ, связанных с ремонтом, эксплуатацией, поддержанием охранных зон в нормативном состоянии.

Общество обратилось в Департамент с заявлением исх. № 188 от 09.04.2008 с требованием предоставить в аренду лесные участки общей площадью 0,78 га с кадастровыми номерами 70:06:0100027:0999, 70:06:0100026:6472 по наземным объектам «Внутрипромыслового нефтепровода ЦПС Р-68 Западно-Ключевского нефтяного месторождения - ЦПС Верхне-Салатского месторождения», приложив документы для оформления договора аренды указанных лесных участков.

Одновременно с заявлением Обществом в адрес Департамента направлена претензия исх. № 189 от 09.04.2008, в которой Общество предлагало Департаменту рассмотреть новое заявление о предоставлении в аренду лесного участка, содержащее исправления недочетов, послуживших основанием для отказа в предоставлении земельных участков и вынести в течение 10 дней соответствующее распоряжение и заключить договор аренды.

Департамент в ответ на претензию направил письмо исх. № АТ-05-554 от 23.04.2008, в котором выразил сомнения в правильности обоснования цели и вида использования лесов, расположенных на лесном участке, который предполагается взять в аренду, а также предложил представить дополнительные документы.

Общество письмом от 30.04.2008 уведомило Департамент о том, что никаких иных документов дополнительно представлять не будет.

Кроме того, Департамент направил в адрес Общества ответ 23.06.2008 за исх. № АТ-05-920, в котором указал на отказ в предоставлении в аренду лесных участков, указав в качестве основания для отказа следующие нарушения:

-подпункта «б» пункта 13 Правил, поскольку в заявлении не указаны сведения о местоположении и площади каждого лесного участка, который предполагается взять в аренду в соответствии с требованиями статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2005 № 200-ФЗ (подпункт 1 абз. 2);

-подпункта «а» пункта 14 Правил, так как к заявлению не приложена выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (приложена копия);

-пункта 15 Правил, копия Приложения 1, которое относиться к нотариально заверенной копии лицензии на право пользования недрами, не заверена в установленном порядке (подпункт 2 абз. 2);

-пункта 15 Правил, поскольку копии кадастровых планов земельных участков под номерами: 70:06:0100026:6472 и 70:06:0100027:3999, свидетельства о государственной регистрации права серии 70 АБ №023603, технического паспорта сооружения «Внутрипромысловый нефтепровод», составленного по состоянию на 11.07.2005 не заверены в установленном порядке (подпункт 3 абз. 2).

Кроме того, Департамент указал о том, что имеются сомнения в достоверности сведений, изложенных в заявлении от 09.04.2008 № 188, касающихся указанного вида использования лесных участков и предлагалось представить документы, подтверждающиеся размещение на лесных участках сооружения трубопровода, которые не были представлены в нарушение подпункта «в» пункта 13 Правил (абз. 3).

Общество считая, что данный ответ является решением Департамента об отказе в предоставлении лесных участков с кадастровыми номерами: 70:06:0100026:6472, 70:06:0100027:3999, который нарушает права заявителя на данные земельные участки и принят с нарушением пункта 2 статьи 264, 271 ГК РФ, статей 25,43,45,71,74 Лесного кодекса Российской Федерации, порядка рассмотрения заявлений, предусмотренного Правилами подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 324, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных Обществом требований в части нарушений, указанных в п.п. 1 абз. 2, п.п. 3 абз. 2, п.п. 4 абз. 2 (за исключением незаверенных копий кадастровых планов земельных участков), абз. 3, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ответ Департамента от 23.06.2008 за № АТ-05-920 об отказе в предоставлении лесных участков в аренду является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя в части предоставления заявителем в Департамент кадастровых планов земельных участков с кадастровыми номерами: 70:06:0100026:6472 и 70:06:0100027:39999, оформленных ненадлежащим образом (нарушение пункта 15 Правил), а также предоставления копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, а не выписки, как это предусмотрено подпунктом «а» пункта 14 Правил.

Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанции законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств дела и действующего на момент рассмотрения дела норм права.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, осуществляется на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.

Из вышеизложенного следует, что субъектами земельных отношений в данном случае выступают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении указанные линейные объекты.

Арбитражным судом установлено и подтверждается материалами дела, что Общество ввело в эксплуатацию внутрипромысловый нефтепровод с месторасположением: Томская область, Каргасокский район, Западно-Ключевское нефтяное месторождение, объект № 3.

Право собственности на данное сооружение оформлено Обществом в установленном законом порядке, о чем заявителю 13.11.2006 г. выдано свидетельство серии 70 АБ № 023603.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения аукционов на основании решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе для эксплуатации трубопроводов и других линейных объектов.

В силу статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской федерации.

Из изложенного следует, что Лесной кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет норм вышеуказанного Кодекса в регулировании арендных отношений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации полномочия по заключению договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности предоставляются соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями Кодекса.

Согласно пункту 12 Правил в случае заключения договора без проведения аукциона в соответствии с частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации заинтересованное в получении права аренды лицо подает заявление в органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 5 настоящих Правил.

Требования, предъявляемые к заявлению и прилагаемым к нему документам, установлены в пунктах 13-15 Правил.

Из пункта 16 Правил следует, что заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются арендодателем в течение 30 календарных дней с даты их получения.

По результатам рассмотрения должно быть вынесено решение о предоставлении лесного участка в аренду либо указанные документы возвращаются заявителю, в том числе в связи с нарушением требований, установленных пунктами 13-15 Правил (п.п. «б» статьи 16 Правил).

Пунктом 17 Правил предусмотрен отказ в предоставлении лесного участка в аренду в случаях, когда проведение аукциона не требуется, который обжалуется в судебном порядке.

Из письма Департамента от 23.06.2008 № АТ-05-920 следует, что основанием для отказа в предоставлении лесных участков явилось нарушение Обществом требований, предъявляемых к заявлению и документам прилагаемых к заявлению, установленные пунктами 13-15 Правил.

Исходя из доводов кассационной жалобы заявителя и установленных арбитражным судом обстоятельств дела, в нарушении положений пункта 15 Правил Обществом представлены в Департамент копии кадастровых планов не заверенные надлежащим образом.

Кроме того, арбитражным судом установлено, что Обществом к заявлению приложена копия выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), вместо выписки, что противоречит требованиям подпункту «а» пункту 14 Правил, поскольку Правилами не предусмотрено представление копии выписки из ЕГРЮЛ.

На основании пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» после осуществления государственной регистрации регистрирующий (налоговый) орган выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (свидетельство). В соответствии с пунктом 7 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 г. № 438, одновременно с документом, подтверждающим факт внесения в Единый государственный реестр записи, заявителю выдается (направляется) выписка из государственного реестра, то есть официальный документ налогового органа.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что ответ Департамента от 23.06.2008 № АТ-05-920 об отказе в предоставлении лесных участков в аренду в оспариваемой заявителем части соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов Общества.

Арбитражными судами всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, применены нормы материального права, подлежащие применению, не допущено нарушений процессуального законодательства.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела.

Изложенные в кассационной жалобе доводы направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, которые были предметом рассмотрения в арбитражных судах первой и апелляционной инстанций, и у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется оснований для их переоценки.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.09.2008 Арбитражного суда Томской области и постановление от 20.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А67-3289/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.И. Новоселов

Судьи О.И. Антипина

ФИО2