ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-1889/2009 от 31.03.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 марта 2009 года

Дело № Ф04-1889/2009 (3497-А03-6)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующегоВ.П. Богатырёва

судейО.И. Антипиной

И.В. Макарова

рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:

от заявителя –представитель не явился, сторона надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания,

от заинтересованного лица –В.В. Безугляка по доверенности от 26.03.2009 № 06-2-33/80,

кассационную жалобу Управления лесами Алтайского края администрации Алтайского края, г. Барнаул, на решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.11.2008 по делу № А03-10731/2008 (судья А.П. Борискин) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж», г. Барнаул, к Управлению лесами Алтайского края администрации Алтайского края, г. Барнаул, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж», г. Барнаул, (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесами Алтайского края администрации Алтайского края, г. Барнаул, (далее –Управление) от 03.09.2008 № 03-26-27 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Решением арбитражного суда от 27.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Арбитражный суд исходил из того, что факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлен.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Управление просит отменить состоявшееся по делу решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение арбитражным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Управление считает, что арбитражный суд не дал оценки его доводам и доказательствам, приведенным в обоснование своих возражений.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения решение арбитражного суда, а кассационную жалобу –без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, считает, что принятое по делу решение подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 20.06.2008 № 167 Управлением проведена плановая проверка соблюдения Обществом требований лесного законодательства Российской Федерации.

В ходе проверки было установлено: очистка лесосеки от порубочных остатков одновременно с заготовкой не производится; оставлены завалы в виде срубленных и нестрелеванных деревьев; размещение погрузочной площадки не соответствует технологической карте; поврежден травяной и почвенный покровы за пределами лесосеки, в месте расположения указанной погрузочной площадки; на лесосеке оставлено 4 срубленных зависших дерева; спилено 1 сырорастущее дерево породы сосна диаметром 24 см, не назначенное в рубку (визирное дерево); на большинстве пней срубленных деревьев уничтожены клейма в связи с низким спиливанием деревьев; в материалах отвода отсутствует ведомость учета подроста и молодняка.

По результатам проверки Управлением составлены акт проверки от 24.07.2008, акт проверки от 25.07.2008 № 03-27-51, протокол об административном правонарушении от 19.08.2008 № 03-26-27 и вынесено постановление от 03.09.2008 № 03-26-27 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.

Основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило нарушение им подпунктов «б», «д», «е», «ж» пункта 8, пунктов 26, 27, 52, 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 №184.

Общество, не согласившись с постановлением Управления от 03.09.2008 № 03-26-27, обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, не учел следующее.

В соответствии с подпунктами «б», «д», «е», «ж» пункта 8 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 №184, (далее –Правила) при заготовке древесины не допускается, в том числе повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек, оставление завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях, рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации.

Из пункта 26 Правил следует, что при отводе и таксации лесосек проводится учет жизнеспособного подроста и молодняка ценных пород.

Пунктом 27 Правил предусмотрено, что к плану лесосеки прилагаются ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, ведомости учета подроста, молодняка и источников обсеменения.

Согласно пункту 52 Правил организация и проведение работ по заготовке древесины осуществляются в соответствии с технологической картой разработки лесосеки, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.

В технологической карте разработки лесосек указывается: принятая технология и сроки проведения работ по заготовке древесины, схемы размещения лесных дорог, волоков, погрузочных пунктов, складов, стоянок машин и механизмов, объектов обслуживания; площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики.

Осуществление работ по заготовке древесины без разработки технологической карты разработки лесосеки не допускается.

При этом пунктом 61 Правил предусмотрено, что очистка мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с заготовкой древесины.

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет наложение административного штрафа на юридических лиц –от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество осуществляет деятельность по заготовке древесины на основании договоров аренды участков лесного фонда от 27.12.2006 №1/2006 и от 29.12.2006 №2/2006. В июле 2008 года Общество выполняло работы по заготовке и вывозке древесины в квартале № 94, выделах № 5, 6, 35, делянки № 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 № 29.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что Управление привлекло Общество к административной ответственности постановлением от 03.09.2008 № 03-26-27, вынесенного на основании протокола об административном правонарушении от 19.08.2008 № 03-26-27, за нарушение правил заготовки древесины.

Арбитражный суд в нарушение статьи 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал и не дал оценки протоколу об административном правонарушении от 19.08.2008 № 03-26-27, акту проверки от 24.07.2008, фототаблицам, доводам Управления, приведенным в обоснование своих возражений, в совокупности с положениями подпунктов «б», «д», «е», «ж» пункта 8, пунктов 26, 52 и 61 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 №184. Арбитражный суд не выяснил, имеется ли у Общества технологическая карта разработки лесосеки, расположенной в квартале № 94, выделах № 5, 6, 35, делянки № 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 № 29, не исследовал ее на предмет, какие установлены сроки проведения работ по заготовке древесины, площадь, на которой должны быть сохранены подрост и деревья второго яруса, процент их сохранности, способы очистки от порубочных остатков, мероприятия по предотвращению эрозионных процессов, другие характеристики, имеющие отношение к настоящему предмету спора; и не дал оценки действиям Общества в совокупности с технологической картой разработки лесосеки, расположенной в квартале № 94, выделах № 5, 6, 35, делянки № 1 Обского участкового лесничества, по лесорубочному билету от 29.01.2008 № 29, и Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 №184.

Учитывая, что данные обстоятельства являются существенными и без их установления не возможно принять правильное решение по делу, обжалуемый судебный акт, подлежит отмене, а дело –направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, установить по делу все существенные обстоятельства, дать им оценку и рассмотреть спор по существу в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.11.2008 по делу № А03-10731/2008 отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд в ином составе.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий В.П. Богатырёв

Судьи О.И. Антипина

И.В. Макаров