ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № Ф04-1911/2009 от 02.04.2009 АС Западно-Сибирского округа

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 апреля 2009 года

Дело №Ф04-1911/2009(3565-А75-27)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

Председательствующего Буракова Ю.С.

судей Ильина В.И.

Беловой Л.В.

рассмотрев в судебном заседании с участием представителей сторон от:

заявителя представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства сторона извещена;

заинтересованного лица представитель –ФИО1, доверенность № 45 от 29.12.2008,

кассационную жалобу Ханты-Мансийской таможни на решение от 24.09.2008 (судья Кущева Т.П.) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 23.12.2008 (судьи Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А., Золотова Л.А.) Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-5065/2008 по заявлению общества с ограниченной ответственностью совместного российско-шведского предприятия «Северный маршрут» к Ханты-Мансийской таможне об оспаривании действий

установил:

Общество с ограниченной ответственностью совместное российско-шведское предприятие «Северный маршрут» (далее –Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконными действий Ханты-Мансийской таможни (далее –Таможня), выразившиеся в отказе в предоставлении льгот и возврате 7564668,48 рублей.

Решением от 24.09.2008 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры заявленные требования удовлетворены, действия Таможни признаны незаконными в части отказа в предоставлении льгот; Таможню обязали возвратить Обществу 7564668,48 рублей.

Постановлением от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Таможня, полагая, что судом первой и апелляционной инстанций неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым Обществу в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению Таможни, изложенному в кассационной жалобе, её действия по отказу в предоставлении льгот законны и обоснованны, так как Общество зарегистрировало увеличение уставного капитала до фактического ввоза и передачи товара, который ввозился для увеличения уставного капитала.

Также Таможня считает, что Общество нарушило порядок и сроки увеличения уставного капитала, установленные статьями 9,19 Федерального Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», следовательно, основания для предоставления льготы по уплате ввозной таможенной пошлины в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» отсутствуют.

По мнению Таможни, Общество должно было вначале оформить в установленном порядке намерение увеличить уставный капитал, ввести имущество на территорию Российской Федерации, оформить решение об итогах внесения дополнительных вкладов участниками Общества и о внесении в учредительные документы Общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала Общества, а только затем зарегистрировать в налоговых органах данные документы.

Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено, однако в судебное заседание своего представителя не направило и в письменном обращении просило кассационную жалобу рассмотреть без участия его представителя.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что согласно протоколу № 2 от 24.07.2008 собранием участников Общества, принято решение об увеличении уставного капитала Общества путём внесения иностранным инвестором – Компанией «Бусмаркет ФИО2» (далее - Компания) дополнительного вклада в уставной капитал Общества и увеличения доли Компании в уставном капитале путём передачи в уставной капитал Общества двух автобусов.

15.10.2007 протоколом общего собрания участников Общества № 3 было утверждено внесение Компанией в счёт оплаты доли в уставном капитале Общества вышеуказанного имущества и увеличение номинальной стоимости доли иностранного инвестора соразмерно стоимости внесённого вклада, а также принято решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы Общества.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 17.10.2007 произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

09.11.2007 общим собранием участников Общества, оформленным протоколом № 6, было принято решение об очередном увеличении уставного капитала Общества путём внесения иностранным инвестором Компанией дополнительного вклада в уставной капитал Общества и увеличении доли Компании в уставном капитале путём передачи в уставной капитал Общества пяти автобусов.

26.11.2007 протоколом общего собрания участников Общества № 7 было утверждено внесение Компанией в счёт оплаты доли в уставном капитале Общества вышеуказанного имущества и увеличение номинальной стоимости доли иностранного инвестора соразмерно стоимости внесённого вклада, принято решение о внесении соответствующих изменений в учредительные документы Общества.

27.11.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югры была произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы Общества.

В дальнейшем Обществом в качестве авансовых платежей (залог) на расчётный счёт Ханты-Мансийской таможни были переведены денежные средства за ввоз на территорию Российской Федерации имущества иностранного инвестора, в том числе, 7564668,48 руб. таможенной пошлины.

Согласно грузовой таможенной декларации № 10505050/271207/0001106 от 27.12.2007 был осуществлён ввоз указанного имущества. Товар (автобусы), ввезённые на территорию Российской Федерации, по прибытии в город Сургут был доставлен на склад и растаможен, что подтверждается закрытием ГТД и получением свидетельств о завершении внутреннего таможенного транзита.

07.02.2008 Общество, в связи с исполнением обязательства, обеспеченного денежным залогом, руководствуясь статьёй 357 Таможенного Кодекса Российской Федерации, обратилось в Таможню с просьбой произвести возврат денежных средств в размере 7564886,48 рублей, начисленных по таможенной декларации.

20.05.2008 в адрес Общества Таможней было направлено письмо в котором сообщалось об отсутствии оснований для предоставления льгот, предусмотренных статьями 34,37 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 883 от 23.07.1996), в виду невыполнения Обществом требований Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998.

Общество, полагая, что действия Таможни по отказу в предоставлении льгот не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что ввезённые Обществом транспортные средства не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам и ввезены для увеличения уставного капитала. В связи с чем, у Общества отсутствует обязанность по уплате таможенной пошлины.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Вопросы порядка применения льготы при ввозе вклада иностранными инвесторами регулируются Налоговым Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее - Закон о тарифах) и Постановлением Правительства Российской Федерации № 883 от 23.07.1996.

Согласно пункта 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

В соответствии со статьями 34 и 37 Закона о тарифах тарифные льготы, под которыми понимаются, в том числе, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготы в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая возможность освобождения их от оплаты таможенной пошлиной, могут предоставляться при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 883 от 23.07.1996 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что такие товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.

Следовательно, для принятия решения о предоставлении льготы, необходимо соблюдение всех вышеуказанных условий. Материалами дела подтверждено, что ввезённые транспортные средства (автобусы) не являются подакцизным товаром, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами.

Согласно абзацу 3 пункта 8.1.4 устава Общества, дополнительные вклады должны быть внесены участниками Общества в течение одного года со дня принятия решения об увеличении уставного капитала за счёт внесения дополнительных вкладов, то есть не позднее 24.09.2008 и 09.11.2008.

Акты приёма-передачи автобусов от 15.10.2007 и 26.10.2007 подтверждают, что автобусы в количестве двух и пяти единиц были переданы Обществу, то есть передача и ввоз товаров, регистрация изменений в учредительные документы осуществлены в установленные Уставом сроки и Обществом соблюдены все необходимые условия для освобождения от уплаты таможенной пошлины.

Не основаны на нормах материального права доводы кассационной жалобы о том, что Общество зарегистрировало увеличение уставного капитала до фактического ввоза и передачи товара.

Статья 19 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 регулирует порядок увеличения уставного капитала за счёт внесения дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в Общество, а не вопросы ввоза и освобождения от налога товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвесторами.

Кроме того, фактический ввоз основного средства на территорию Российской Федерации после регистрации изменений в уставные документы Общества не препятствует реализации права на льготу в порядке, предусмотренном нормами таможенного и налогового законодательства.

По мнению суда кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод о том, что Обществом не были нарушены нормы Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998, и были соблюдены все условия для получения льготы по уплате ввозной таможенной пошлины.

При изложенных обстоятельствах, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Таможней при подаче кассационной жалобы была уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, в связи с чем, излишне оплаченная сумма государственной пошлины в размере 1000 рублей подлежит возврату.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа,

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.09.2008 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 23.12.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-5065/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Выдать Ханты-Мансийской таможне справку на возврат государственной пошлины в размере 1000 (одна тысяча) рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Ю.С. Бураков

Судьи Л.В.Белова

В.И. Ильин